Конспект по предмету «Физическая культура» для «3» класса
Урок № 9. Метанием в цель и на дальность. Техника безопасности при метании мяча.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Метание – вид спорта, относящийся к лёгкой атлетике. Еще в Древней Греции (708 г. до н. э.) этот вид спорта включён в олимпийские игры в дисциплинах метания копья и диска. В состав современных Олимпийских игр этот вид спорта был включен в 1908 году.
Виды метания в лёгкой атлетике:
- метание диска;
- метание копья;
- толкание ядра;
- метание молота
Спортивный инвентарь по метанию бывает разный: копьё, диск, молот, ядро, граната, мяч, и другой. В школе обычно метают мячи и гранаты.
Метание мяча - это упрощенная форма метания.
Для получения хороших результатов и их закрепления, при метании мяча основной упор делают на развитии следующих физических качеств:
- совершенствование координации и быстроты движений;
- улучшение гибкости и подвижности, как в плечевых суставах, так и в грудном отделе позвоночника;
- повышение уровня скоростно-силовых качеств.
Существует немало упражнений, которые помогают выполнить необходимую разминку перед метанием, и в дополнение способствуют улучшению необходимых для метания физических качеств.
|
|
Сначала выполняется классическая разминка(шея–руки–корпус–ноги) с акцентом на разминку рук.
Среди известных упражнений для развития координации и быстроты движения можем отметить следующие:
1. Невысокие прыжки вверх на двух ногах с изменением положения рук при каждом подпрыгивании. Положение рук может быть, например, на пояс, к плечам, в стороны, вверх, к груди. При выполнении такого упражнения рекомендуется разнообразить задания, меняя от занятия к занятию последовательность положения рук и увеличивая дозировку. Выполнять 8-16 раз с увеличением темпа. Более сложным вариантом такого упражнения является чередование еще и положения ног, врозь и вместе;
2. Передвижение от ходьбы до бега в различном темпе, меняя направление по сигналам. Как правило, выполняется всем классом в течении 2-3 минут с ускорением темпа. Хорошим вариантом будет проведение игровым методом, с выбыванием после двух или трех ошибок.
Для улучшения гибкости и подвижности в грудном отделе позвоночника и плечевых суставах подойдут упражнения:
1. Исходное положение ноги на ширине плеч, левая рука вниз, правая – вверх. Упражнением является смена положения рук, на каждый счет, с последовательным увеличением скорости выполнения. Рывки руками. Локоть движется около головы, голова не опускается. Выполнять 8-12 раз с последующим увеличением дозировки. Можно выполнять в движении по кругу;
|
|
2. Исходное положение то же. Выполняется имитация кроля на груди путем совершения круговых движений руками. Возможно выполнение стоя или в движении по кругу. Повторяется 12-18 раз с постепенным ускорением темпа.
Для развития скоростно-силовых качеств используют такие упражнения как:
1. Бег с ускорением. Подходит выполнение и с низкого, и с высокого старта, благодаря чему это можно чередовать. Как правило, ускоряются на 15-20м. После проведений упражнений по одному есть смысл выполнять по 3-4 ученика с последующим определением победившего. Возможны также различные варианты эстафет на базе бега с ускорением, в которых может участвовать весь класс;
2. Наклоны вперед из положения лежа. Ноги закреплены. Наклоны вперед выполняются с увеличением темпа после выполнения первой половины повторений. 8-12 раз будет достаточно.
Незадолго перед выполнением метания рекомендуется выполнять упражнения с вращением плечевого сустава и разминки мышц плеча, для минимизации риска травмирования.
Кроме вышеперечисленных видов тренировки необходимых для метания качеств, рекомендуется использовать различные подвижные игры. С их помощью можно добиться развития нужных навыков в более лёгкой и привычной для учеников форме. Практически все известные подвижные игры, так или иначе, улучшают как скоростно-силовые качества, так и координацию с подвижностью в целом. «Попади в цель», «Пятнашки с мячом», «Подвижная цель» и «Дальние броски» - это одни из самых известных игр с довольно простыми правилами, которые эффективно помогают развивать метательные навыки для учащихся третьих классов.
Игры с мячом развивают смекалку, ловкость, силу и глазомер. Помогают научиться ориентироваться в пространстве, развить коммуникативные способности и навыки командного взаимодействия.
Техника метания мяча заключается в держание мяча, разбега (если метание производится с места, эта фаза отсутствует), замаха и броска. Рука не должна быть напряжена. Сзади мяч удерживается указательным, безымянным и средним пальцами, а мизинец и большой палец поддерживают сбоку. Разбег выполняется с ускорением по прямой линии на небольшой скорости (длиной разбега примерно 10 м). В конце разбега выполняется замах назад с одновременным поворотом туловища направо. Делается шаг правой ногой и туловище резко поворачивается по направлению разбега. Рука, согнутая в локте, выбрасывает снаряд вперед.
Типичные ошибки при метании – сгибание в колене левой ноги во время выталкивания мяча и отклонение туловища влево от направления броска. Это приводит к вылету мяча из рук и потере начальной скорости спортсмена.
Перед метаниями через голову нужно очень серьёзно разминать спину!
Инструкция по технике безопасности при метании мяча
- Перед метанием делать упражнения для растяжки мышц и связок.
- Перед выполнением метания проверить, чтоб в направлении броска никого не было.
- Не проводить встречных метаний.
- Находиться в шеренге с дистанцией вытянутой руки.
- Устанавливать очередность метания мяча.
- Стоять слева от метающего.
- Метательные снаряды собирать по команде учителя.
- Перед броском убедиться, что в направлении метания никого нет.
- Осуществлять метание только с разрешения руководителя.
- Нельзя находиться в зоне броска, стоять справа от метающего.
- Не оставлять инвентарь (мячи) без присмотра.
- Нельзя подавать снаряд для метания броском.
- Нельзя метать снаряд в необорудованных местах.
- При повышенной влажности вытирать руки и мокрые снаряды сухой тряпкой.
Термины:
Метание – это вид спорта, относящийся к легкой атлетике.
Координация движения – управление работой мышц, направленное на выполнение определенной двигательной задачи во времени и пространстве.