Тема: «Лепка золотой рыбки»

ИЗО

В» 3 «ж» класс

ИЗО

ТЕМА: «Царевна – лягушка»

 

 

 

Нарисовать работу по сказке «Царевна – лягушка»

Материал: гуашь.

Формат: А3.

 

 

 

Прикладное творчество

В» 3 «ж» класс

Тема: Роспись в стиле лубок

Лубок – русская народная

Картинка

 

В последнее время мы становимся свидетелями возрождения русской народной картинки – лубок. Всё чаще проходят выставки,

посвящённые современному лубку. Его приёмы используются в мультипликации, декорациях театральных представлений, элементах городского оформления, при издании новых книг для детей и т. д.

Это искусство полузабытого народного промысла, корни которого уходят в старину, выработало язык доступный и понятный всем. Обычно это ярко раскрашенные гравюры с пояснительным текстом. Другое название лубочных картинок – потешные листы. Произошло это название от потешных книг. Так в старину назывались книги с яркими картинками для детей. Сейчас мы бы назвали их детскими иллюстрированными энциклопедиями. Потешные книги по тем временам стоили очень дорого – они переплетались в бархат и атлас, раскрашивались золотом и серебром и, не могли оказаться далеко за пределами царских да боярских хором. Другое дело отдельные листы. Наиболее интересные из них копировались мастерами-рисовальщиками и распространялись самостоятельно.

Учёные неоднократно пытались расшифровать значение слова «лубок». Некоторые полагают, что оно происходит от «луб» - так называлась деревянная основа, на которой резались картинки. Другие связывают его с лубяными коробами, в которых торговцы разносили картинки по сёлам и деревням. Возможно, оно произошло от названия московской улицы Лубянки, где издавна продавались лубки.

Судьба у картинок была нелёгкая, и как вид народного искусства они формировались постепенно. Их созданием занимался широкий круг художников. Возможно, это были гравёры – резчики монастырских, а позднее гражданских типографий, профессионалы – иконописцы средней руки, мастеровые старообрядческих слобод и горожане – ремесленники Москвы, резчики по дереву и гравёры – металлисты, «золотых и серебряных дел мастера».

Лубок тиражировался в Киево – Печорской лавре и гравёрами – профессионалами Московского печатного двора. Большинство народных картинок безымянны, причины этого различные. Грозные указы предостерегали каждого, кто вздумает «составлять сатиру». За сочинения подобного рода полагались «злейшие истязания».

В художественной манере картинок обнаруживалось сильное воздействие народного изобразительного искусства. Они служили и своеобразной энциклопедией, и сатирическим листком, и книгой, неизменно вызывая в зрителях здоровый и добродушный смех. Глядя на них, как бы невольно оказываешься очевидцем быта русского народа того времени. В картинках изображались жилище человека с его убранством, народные празднества с увеселениями и забавами, кулачные бои, комические персонажи. Без которых не мыслились ярмарки.

 

Авторы рисунков не отстранялись ни от радостных, светлых, ни от печальных сторон жизни. Когда рассматриваешь народные картинки, то открываешь столько интересного и занятного, что не задумываешься над тем, в какой технике они выполнены. Нарисованы они легко и непринуждённо.

Первые лубочные картинки выполнялись в технике гравюры на дереве. Во второй половине 18 века популярность картинок так возросла, что они стали печататься не только с деревянных, но и с металлических, чаще медных досок. В 19 столетии вместо медной гравюры появилась литография. Менялась техника, а картинки оставались по-прежнему занимательными, интересными. Они неизменно пользовались успехом у зрителей.

Мастера хорошо умели обрезать линию по контуру рисунка. Знали, чем украсить рамочку, где разместить надпись или пышный картуш с именем героя. Но в композициях не встретишь точного «классического» рисунка фигуры человека, анатомически правильного изображения животного. Да и пейзаж в них – огромные фантастические цветы, условная архитектура, это вовсе и не пейзаж в нашем сегодняшнем представлении. У мастеров гравюры была редкостная способность всё преображать в удивительный, сказочный мир, окружать персонажей чем-то диковинным, придавать предметам особую привлекательность. Раскрасить картинки стремились в яркие, звучные цвета, чтобы сделать их ещё более нарядными, праздничными.

Производство лубочных картин со временем упростилось и не представляло особой сложности, хотя и требовало от мастера-гравёра определённого умения, сноровки и аккуратности. Делалось это так: на твёрдую основу – деревянную или металлическую доску – наносили специальным резцом углублённый и рельефный рисунок, а затем с помощью пресса с доски делался оттиск. Название «гравюра» относились в равной степени и к доске с вырезанным изображением, и к оттиску с него.

Популярность лубка была связана с тем, что в давние времена для большей части населения лубочные листы были важнейшим источником информации и выполняли те функции, которые в наши дни наделены книги, газеты, телевизор, плакаты, настенные календари, песенники, фотографии, вместе взятые. Темы и сюжеты народных картинок могли конкурировать с многотомными энциклопедиями, они охватывали обширные области знаний. Каждый мог отыскать картинку по душе и на любой вкус: с жизнеописанием святого или мифологического героя, поучительную или сказочную историю, отчёт о далёком путешествии, карту звёздного неба и план далёкого города Иерусалима, рассмотреть диковинного индийского слона, привезённого в подарок императору, и изучить план сражения российского и турецкого флота под Синопом. А ещё представить, как проходила коронация императора в северной столице, кто из почётных гостей присутствовал и как выглядят государь-батюшка, государыня-матушка, их чада и домочадцы. Фотография, как известно, появилась значительно позже.

Важное место в лубке занимал назидательный или шутливый текст, в котором проявлялась народная мудрость и смекалка, отношение народа к различным историческим событиям, нравы и быт того времени, лукавый юмор и простосердечный смех, а иногда и острое словцо. Тексты комментировали происходящие на картинке события и поясняли то, что оставалось за её рамками. Они писались старорусским шрифтом.

Многие образы древнерусского искусства дошли до наших дней благодаря лубочным картинкам. Образ дерева с двумя птицами по бокам идёт от первых легенд о возникновении мира. Легенда повествует о том, что среди бескрайних водных просторов стояло дерево. От двух птиц, свивших на нём гнездо, началась жизнь. Это дерево, или, как его называют, «древо жизни», является символом всего живого на Земле. В обиходе русской жизни одно из первых мест занимали странствования по святым местам. Самым почётным и самым отважным считалось паломничество в Иерусалим. Поэтому картинки на память, картинки-путеводители, изображения памятников архитектуры и достопримечательностей составляли целую отрасль народной печатной графики.

. В далёких сёлах, разбросанных по глухим лесам русской равнины, о новостях техники и о событиях в других странах узнавали по изображениям на лубочных картинках. Часто именно из них крестьяне узнавали, как выглядят корабли и пароходы, паровозы и воздушные шары. Особенно остро реагировал лубок на участие армии в военных действиях, иллюстрируя газетные сообщения и стремясь быть актуальным.

Столь редкие праздники в жизни трудового люда тем не менее часто находили отражение в лубочных картинках. Особой любовью пользовались уличные представления скоморохов с обязательными участниками этих спектаклей – медведем и козой, а также другими традиционными шутливыми персонажами: неудачниками Фомой и Ерёмой, простофилями  Савоськой и Парамошкой. Такие листы всегда сопровождались забавными рифмованными текстами.

Изображения реальных земных птиц часто встречаются на лубочных листах, но даже они в значительной степени стилизованы, и в них также прослеживается древнерусская традиция с отголосками языческих верований славян. Наши предки почитали животных и птиц, которые, по их представлениям, были слугами добрых и злых сил и делились на друзей и врагов человека. Например, филин был постоянным спутником хозяина леса – лешего.

И сегодня не стираются вековые традиции, не переводятся фантазёры и шутники, ценители и продолжатели народного искусства. Современный живописец Марина Русанова рисует под лубок. Русские народные пословицы и поговорки она воплотила в картинки.

Вначале ведутся в эскизах поиски наиболее удачного расположения задуманного. Затем лучший вариант компонуется на выбранном формате с учётом основных тенденций лубка. В эскизе реальность может находиться рядом с откровенной фантазией. Композиция, трактовка темы, рисунок, пространство решаются плоскостно. Часто рисунок обрамляется декоративной рамочкой. Изображение сочетается с графической выразительностью линий и цветовых ритмов. А условность изображения как бы возводится в многократную степень: красавица должна быть самой распрекрасной, с румянцем во всю щеку; цветы, листья и плоды – невиданной величины; сказочные птицы и звери нереальные, загадочные и неповторимые, как в самой сказке. В образном решении возможно использование аллегории, гротеска, гиперболы, пафоса, а также доброго юмора с его неиссякаемой жизнерадостью и оптимизмом.

Лубок – это рассказ, который может и не уместиться в одном изобразительном сюжете, а разбивает плоскость листа на эпизоды-клейма. Как в старых образцах, в современном лубке необходимо присутствие сказочного, песенного или другого текста, который несёт смысловую нагрузку и органически вплетается в рисунок. Иногда он выполняется в виде орнамента. Такой текст выбирается из литературного произведения, либо учащиеся придумывают его сами.

Лубочные картинки – доходчивые, яркие, декоративные с их плоскостными фигурами, условным масштабом и искажённой перспективой, - очень близки детским рисункам и находят живой отклик в детских сердцах.

 

Лепка

Ж» класс

Тема: «Лепка золотой рыбки»

Инструменты и материалы: цветной пластилин,стеки,

баночки с водой клеёнки, влажные салфетки

игрушки – рыбки, бусинки, зубочистки,

шаблоны рыбок

^ ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Вводная часть

Педагог: Ребята, отгадайте загадку:

Посмотрите, дом стоит – до краев водой залит.

Без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы – все умелые пловцы.

- Как вы думаете, о ком эта загадка? (Правильно, о рыбах)

На окошке пруд,

В нем рыбешки живут.

У стеклянных берегов

Не бывает рыбаков.

Дети: Аквариум.

 

Мы сегодня на занятии поговорим о рыбках. А

 как выглядит рыбка?

. Вспомним, в каких сказках главные герои рыбки.

А золотая рыбка.

 Рыбки бывают маленькие, яркие, пестрые, на их теле разноцветные пятнышки и полоски

 Чем отличаются рыбы от животных? (хвостами, плавниками, жабрами, чешуей, питанием, средой обитания, не умеют произносить звуки).

Давайте мы посмотрим, из каких частей мы будем лепить рыбку. Рассматривание рыбки, припоминание приемов лепки.

 

Упражнение «Тактильная память».

 

Закройте глазки и выполните движение руками, как будто вы разминаете в руках кусочек пластилина. Вспомнили свои ощущения?

 

1 этап лепки:

А какой формы может быть туловище у рыбки?

Как сделать круглое туловище? Как сделать овальное

Закройте глазки и выполните движение руками, как будто вы катаете на ладошках шарик, овал…

Основание рыбки туловище.

Дети: Скатать шарик и приплюснуть.

Мы его вылепим из цветного пластилина. Для этого мы берём кусок пластилина, сминаем его, лепим круг, а из круга формируем овал.

2этап лепки:

лепка чешуи. Для неё мы берём кусочек жёлтого пластилина. Нам нужно скатать 16 одинаковых шарика для чешуи, для начала нужно стеком разделить 16 кусочков пластилина и вылепить из них маленькие монетки. Затем эти монетки приклеить к туловищу внахлест. И проделать стеком бороздки.

Лепим хвостики: длинные, короткие, острые, волнистые, маленькие, большие, широкие.

 Лепим плавники рыбке. А какие бывают плавники у рыбок. В форме треугольника и полумесяца. Лепим плавники.

Нужно скатать шарик и приплюснуть. Присоединяем к туловищу рыбке…

 

Делаем глаза. Надо скатать два шарика: один белый – побольше, другой черный – поменьше, приплюснуть их и наложить один на другой. Можно использовать бусинку.

А теперь надо соединить все детали, сделать ротик и украсить рыбку узорами.

 (Убираем рабочие места)

Понравилось вам занятие. Я с вами не прощаюсь. До новых встреч.

 

Цветоведение:

В» класс

Тема: «Гармоничные цветовые сочетания. Холодная гамма. Морское дно»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: