Ответьте на вопросы по теме занятия устно

Детская литература

Задание на 4 мая по детской литературе (преподаватель Гарбузинская Ю.Р.)

Тема

Литература о природе для детей

Задание №1.

Прочитать раздел учебника Минераловой ПРИРОДОВЕДЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ (страница 130-139) или конспект материала учебника ниже:

ПРИРОДОВЕДЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ (конспект Минераловой, читаем, запоминаем, готовимся устно в чате отвечать на вопросы по нему)

Книга, в которой сочетаются научное знание и художественное описание научных открытий, называется природоведческой, от природа + ведение (знание).

Первой такой книгой для русского читателя была книга Яна Амоса Коменского, великого педагога. Она называлась «Видимый мир в картинках». Книга вышла в 1768 году.

После выходили книги Ф. Туманского «Детский месяцеслов» в 1787 году, «Детский птичник и зверинец» в 1821 году, «Зверинец для детей» (1832) и другие.

Слово «зверинец» аналогично немецкому зоопарк. Часто в этих книгах для детей был рассказ в форме диалога о природе и животных.

В 1844 вышла книга Мердера «Инстинкт животных, или Письма двух подруг о натуральной истории и некоторых феноменах природы». В 1852 вышла книга «Детский минералогический кабинет», книга  рассказывала о минералах.

Примером природоведческой книги является «Червячок» Одоевского (тот же автор, что написал «Городок в табакерке»). В этой сказке рассказывается о жизни и смерти червячка и объясняется, что происходит и с человеком после смерти, что такое бессмертие души, почему древние люди изображали человека с крыльями бабочки.

В 1840 году вышла книга неизвестного теперь автора «История несчастий жука и похождения муравья». Она очень напоминает рассказы Пришвина и Бианки, авторов 20 века.

В 19 веке в детскую литературу пришли книги Купера, Брэма, Сэтона-Томпсона, Пришвина.

Пришвин совершил несколько экспедиций вместе с профессором Ончуковым и написал много книг о природе, главная из них – «В краю непуганых птиц» в 1907 году. За нее получил медаль Императорского географического общества. Он совершал экспедиции в Помор, на Соловки, в Заволжье и Китеж, на Дальний Восток, по бассейну реки Пинеги и написал  книги «У стен града невидимого», «Золотой рог», «Дорогие звери», «Жень-шень», «Кладовая солнца» и другие.

Другим классическим автором природоведческой книги для детей был Виталий Бианки. Прочитайте отрывок из «Синичкина календаря»:

ЯНВАРЬ

Зинька была молодая синичка, и своего гнезда у нее не было. Целый день она перелетала с места на место, прыгала по заборам, по ветвям, по крышам, — синицы народ бойкий. А к вечеру присмотрит себе пустое дупло или щелку какую под крышей, забьется туда, распушит попышней свои перышки, — кое-как и переспит ночку.

Но раз — среди зимы — посчастливилось ей найти свободное воробьиное гнездо. Помещалось оно над окном за оконницей. Внутри была целая перина мягкого пуха. И в первый раз, как вылетела из родного гнезда, Зинька заснула в тепле и покое.

Вдруг ночью ее разбудил сильный шум. Шумели в доме, из окна бил яркий свет.

Синичка испугалась, выскочила из гнезда и, уцепившись коготками за раму, заглянула в окно. Там в комнате стояла большая — под самый потолок елка, вся в огнях, и в снегу, и в игрушках. Вокруг нее прыгали и кричали дети.

Зинька никогда раньше не видела, чтобы люди так вели себя по ночам. Ведь она родилась только прошлым летом и многого еще на свете не знала.

Заснула она далеко за полночь, когда люди в доме наконец успокоились и в окне погас свет.

А утром Зиньку разбудил веселый, громкий крик воробьев. Она вылетела из гнезда и спросила их:

— Вы что, воробьи, раскричались? И люди сегодня всю ночь шумели, спать не давали. Что такое случилось?

— Как? — удивились воробьи. — Разве ты не знаешь какой сегодня день? Ведь сегодня Новый год, вот все и радуются — и люди и мы.

— Как это — Новый год? — не поняла синичка.

— Ах ты, желторотая! — зачирикали воробьи. — Да ведь это самый большой праздник в году! Солнце возвращается к нам и начинает свой календарь. Сегодня первый день января.

— А что это «январь», «календарь»?

— Фу, какая ты еще маленькая! — возмутились воробьи. — Календарь — это расписание работы солнышка на весь год. Год состоит из месяцев, и январь — его первый месяц, носик года. За ним идет еще десять месяцев — столько, сколько у людей пальцев на передних лапах: февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь. А самый последний месяц, двенадцатый, хвостик года — декабрь. Запомнила?

— Не-ет, — сказала синичка. — Где же сразу столько запомнить! «Носик», «десять пальцев» и «хвостик» запомнила. А называются они все уж больно мудрено.

— Слушай меня, — сказал тогда Старый Воробей. — Ты летай себе по садам, полям и лесам, летай да присматривайся, что кругом делается. А как услышишь, что месяц кончается, прилетай ко мне Я тут живу, на этом доме под крышей. Я буду тебе говорить, как каждый месяц называется. Ты все их по очереди и запомнишь.

— Вот спасибо! — обрадовалась Зинька. — Непременно буду прилетать к тебе каждый месяц. До свиданья!

И она полетела и летала целых тридцать дней, а на тридцать первый вернулась и рассказала Старому Воробью все, что приметила.

И Старый Воробей сказал ей:

— Ну вот, запомни: январь — первый месяц года — начинается с веселой елки у ребят. Солнце с каждым днем понемножечку начинает вставать раньше и ложиться позже. Свету день ото дня прибывает, а мороз все крепчает, небо все в тучах. А когда проглянет солнышко, тебе, синичке, хочется петь. И ты тихонько пробуешь голос: «Зинь-зинь-тю! Зинь-зинь-тю!»

Читая о синичке, дети могут узнать о календаре, месяцах, повадках птиц.

Самое знаменитое произведение Бианки «Мышонок Пик» было экранизировано. Посмотрите мультфильм о приключениях героя. Скопируйте ссылку и перейдите по ней, можно посмотреть мультик по желанию (слов там нет, только картинки и музыка).

6b475ae441639ad8c1e992aa24d34ace4e6da9f64795xWEBx3994x1587976342

В 20 веке, кроме Пришвина и Бианки в детской литературе работают Житков, Паустовский, Чарушин, Акимушкин, Коваль.

Акимушкин закончил биолого-почвенный факультет МГУ, он ученый-биолог и детский писатель. Самая известная книга – «Следы невиданных зверей» и «Тропою легенд: Рассказы о единорогах и василисках». Обе книги изданы в 1961. Акимушкин создал серию книг для малышей («Разные звери», «Жил-был бобр», «Жил-был еж»). В этих небольших книгах дети следят за приключением животного-героя и узнают много сведений о природе, повадках зверей.

И еще один автор, который писал рассказы и книги о природе, - Юрий Коваль.

В 1975 вышла книга «Недопесок». В основе повести лежит автобиографическая история, Коваль рассказывает о звероферме, где бригадиром работал его друг Силис. В основе сюжета – побег с фермы песца, его поимка. В книге два героя – недопесок Наполеон Третий (песец, сбежавший с фермы) и дошкольник Алеша Серпокрылов, который ищет песца.

Современные книги о природе для детей (В Минераловой уже нет об этом, не ищите, читайте тут).

Издательство Самокат – одно из лучших, на мой взгляд, современных издательств для детей, выпускает много книг подобного рода – о природе и мире. У них есть книга-путеводитель по природе «Шагни за порог», книга Ольги Посух «Супер микрогерои», книга без слов «Кузнечик» Кати Уховой, «Крутые факты о яйцах» Лены Шёберг, «История космоса» Кэтрин Барр и Стива Уильямса, книги Петра Карского «На море»и «В горы», книга Терезы Вострадовской «Энциклопедия мышки: мир большой и маленький», книги Ротраут Сюзанны Бернер «Весенняя книга», «Осенняя книга» и т.д. Книга «Карты» художников Мизелинских, книга Моники Вайценавичене «Что такое река», книга Петра Сохи «Деревья» и его же «Пчелы».

Задание №2.

Найдите информацию о любой из перечисленных мной книг издательства Самокат и расскажите письменно о ней (3-5 предложений).

И еще есть очень интересная книга для взрослых детей и их родителей – Сары Пеннипаркер «Пакс». Я расскажу вам о ней.

Сара Пеннипакер (Sara Pennypacker) - детская писательница из США, где её хорошо знают как автора двух десятков успешных, отмеченных наградами и читательским признанием книг. Среди ее книг «Пакс» - самая известная.  Она была написана в 2016 году. Благодаря ей имя писательницы за короткое время стало известно всему миру. Сара признаётся, что «Пакс» — книга всей её жизни, что эта работа далась ей нелегко и потребовала полной отдачи, но стала самым счастливым временем в её писательской карьере. Это история о  мальчике, который, сбежав из дома своего деда, ищет своего прирученного лиса, оставленного в лесу по решению его отца. Прочитайте начало книги:

Глава первая.

Лис догадался, что автомобиль замедляет ход, раньше мальчика, он всегда чуял всё раньше. Подушечками лап, вибриссами, позвонками. А когда дрожание и гул изменились, лис понял, что дорога стала неровная. Он вытянулся на коленях у мальчика, ловя струйки запахов из окна. Струйки говорили, что снаружи лес. Резкие ароматы сосновой древесины, коры, шишек и хвои будто иглами пронзали воздух, между ними вились более мягкие нити клевера, дикого чеснока, папоротников и ещё сто других запахов, которые были лису незнакомы, но все они были зелёные и настойчивые. Его мальчик тоже что-то чуял. Он притянул лиса обратно на колени и крепче прижал к себе своей бейсбольной перчаткой. Мальчик тревожился, вот что удивляло лиса. Они и прежде ездили в автомобиле, несколько раз, но тогда мальчик был спокоен и даже весел. Лис сунул нос в карман перчатки, хотя и ненавидел запах кожи. Когда лис делал так, его мальчик всегда смеялся. Сейчас он обхватит перчаткой голову лиса, а лис станет вырываться, и игра отвлечёт мальчика. Но мальчик поднял лиса на руки и прижался лицом к белой шерсти воротника. Только тогда лис понял, что его мальчик плачет. Он извернулся, чтобы увидеть его лицо и убедиться. Да, мальчик плакал, но без единого звука – такого лис тоже не помнил. Он вообще уже очень давно не видел, чтобы из глаз его мальчика лились слёзы, но раньше, когда такое случалось, мальчик вначале всегда громко вскрикивал, словно требовал внимания: сейчас начнётся, сейчас потечёт эта солёная вода.

https://www.litres.ru/sara-pennipaker-12953794/paks/chitat-onlayn/ - здесь можно читать продолжение книги

Задание №3.

Ответьте на вопросы по теме занятия  устно

1. Что такое природоведческая книга для детей?

2. Какая книга была самой первой в этой теме?

3. Каких авторов 18-19 века, которые писали детям о природе, вы можете назвать?

4. Каких авторов 20 века, которые писали о природе для детей, вы запомнили?

5. Был ли Пришвин в экспедициях?

6. Был ли Акимушкин биологом?

7. Был ли Коваль художником?

8. Кто написал в 2016 книгу о лисенке и мальчике, который искал его? Как она называлась?

 

Задание №4.

Прочитайте в Хрестоматиии по детской литературе  Паустовский Кот-ворюга (страница 248-250)и Бианки Приключения Муравьишки (страница 256-261). Ответьте на вопросы по двум рассказам письменно:

 

1)Как звали мальчика, который дал хороший совет, как отучить кота воровать?

2) Как переименовали кота, после того, как тот перестал воровать?

3) Какие повадки кота описаны Паустовским?

4) Почему он оказался вне дома?

5) Кто помогал муравью добраться домой?

6)Что может узнать ребенок о мире насекомых по этому рассказу?

 

 

До 4 мая жду письенный рассказ (3-5 предложений) о книге издательства Самокат и письменные ответы по рассказам Паустовского и Бианки. Выслать фотографиями в ВК. В чате 4 мая в 13.30 будем обсуждать устные ответы на вопросы по материалу учебника Минераловой на оценки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: