Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

Формы работы с родителями по профориентации

Детей дошкольного возраста.

Воспитатель СП ГБОУ ООШ с.Новопавловка д/с №8 «Золотой петушок» Булохова Наталья Алексеевна

Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО и входит в социально-коммуникативное развитие, определяющее содержание образовательной работы с детьми в этом направлении. Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки, и личностные качества закладываются в детстве. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.

Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.     

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Работа по профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с родителями детей.

В своей работе я использую разнообразные формы работы с родителями по профориентации воспитанников.

Оформление родительских уголков. В родительских уголках помещается различная информация, в том числе и по профессиональной ориентации дошкольников.  Предусмотрена работа с родителями в виде папки – передвижки, фотоматериалов, домашнего задания по изготовлению презентации, буклетов по ознакомлению детей с профессиями.

Проведение родительских собраний:
 «Роль семьи в подготовке ребёнка к выбору профессии»;

"Знакомим детей с профессиями. С какого возраста начинать?»».

«Что значит правильно выбрать профессию?».

Беседы о ранней профориентации дошкольников. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь.

Проведение дней открытых дверей. «День открытых дверей» дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно - образовательной работы в ранней профориентации детей, заинтересовать и привлечь к участию.

Семинар-практикум: «Ранняя профориентация дошкольников». Эта форма работы дает возможность подробно рассказать о методах и приемах ознакомления, показать значимость насыщения предметно – развивающей среды и организацию игровой деятельности.

Открытые просмотры непосредственно – образовательной деятельности (НОД)и других форм профориентационной работы очень много дают родителям, т.к. они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, которая отличается от семейной, сравнить поведение и умения своего ребенка с поведением и умениями других детей, а также родители могут перенять у педагога приемы обучения и воспитательные воздействия.

Родительские конференции. Основная цель конференции — обмен опытом в профориентационной работе. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления.

Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, использую сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами профориентационной работы через материалы стендов, тематических выставок «Все профессии важны», «Кем быть?», «Мамы разные важны» и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы.

Оформление общих тематических стендов и выставок. Обычно их готовим к праздникам: «У мамы руки золотые» и т.п., а также они посвящаются определенным темам, например: «Воспитание трудолюбия в семье», «Я сам», «Мир вокруг нас» и т.д.

Проведение консультаций с родителями: «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями», «Знакомство с профессиями взрослых», «Знакомство с профессиями мамы и папы».

Недели роди­тельских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников — представители различных профессий. Беседы с родителями, рассматривание фотоматериалов, а главное — живое общение с мамой или папой одногруппника вызывают неподдельный интерес дошкольников.

Выпуск семейных газет: «Наш папа – милиционер», «Моя мама – продавец» и т. д.


Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

Оснащение художественной литературой. Создание картотек. Использование наглядного материала. Подбор и изготовление дидактических игр. Использование видеоматериалов. Создание презентаций. Изготовление и приобретение атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Реализация проектов. «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души!» (знакомство с профессиями родителей), «В мире профессий». Реализация проектов показала свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решены, а цель достигнута. Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых. Ребята узнали много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Благодаря целенаправленной работе по профориентации наших воспитанников отслеживаются следующие результаты:

у детей сформировалось целостное представление о профессиональной деятельности родителей, об общественной значимости той или иной профессии родителей;

у детей развились познавательные навыки, интерес к профессиям родных, уважение и гордость за них;

совместная работа родителей и детей сформировала доверительные и доброжелательные отношения между взрослыми и детьми.

В заключение хочется напомнить, что для детей очень важно, что рядом с ними находится взрослый, который всегда поможет, подскажет. Это ощущение придает ребенку уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.

А если в деле ранней профориентации дошкольников взрослые – педагоги и родители – идут в правильном направлении и действуют сообща, результат определенно будет положительным. И общество, наконец, получит новое поколение молодых людей, которые точно знают, кем они хотят быть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: