Развиваем память
Назовите (прочитайте) медленно и отчётливо несколько слов. Ребёнок должен их воспроизвести в произвольном порядке. Назовите слова повторно.
- Дом, солнце, ворона, часы, карандаш
- Молоко, снег, стол, молоток, окно, книжка
- Песок, дерево, вазон, сахар, лопата, чемодан, ручка
- Придумайте сами
Научите ребёнка ассоциативному запоминанию слов: на дом светило солнце, прилетела ворона, посмотрела на часы и украла карандаш.
«Чего не хватает?»
Перед ребёнком выкладываются картинки (или игрушки) - до 10 шт. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя. Ребёнок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребёнок легко замечает исчезновение или перемещение 1-3 игрушек. «Да» и «нет» не говорить, «чёрное» и «белое» не называть. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь конфеты?», «Какого цвета снег?». Ребёнок должен отвечать, не говоря слов «да», «нет», не называя чёрного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если отвечает почти без ошибок - уровень самоконтроля достаточно высок.
|
|
«Назови лишнее слово»( развитие фонематического слуха )
Несколько раз повторите какое-то слово, а потом вместо него скажите другое, похожее. Ребёнок должен услышать и назвать это другое слово:
- Гора, гора, гора, нора, гора, гора, пора, гора
- Голос, голос, колос, голос, голос, голос, волос
- Коса, коса, коса, коза, коса, коса, роса
- Саша, Саша, Саша, Даша, Саша, каша, Саша
Если ребёнок ошибается, произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание на звуковые различия.
Развиваем мышление
«Противоположные слова»
Предложите ребёнку называть противоположные слова к тем, что вы будете произносить. Например, зима - лето, высокий - низкий, холодно - жарко, мокрый - сухой. Если у ребёнка получается, попробуйте называть более сложные слова, обозначающие чувства, качества, состояния (весёлый - грустный, жадный - щедрый, замерзающий - тающий).
Наблюдательность
Предложите ребёнку внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет, а потом отвернуться и описать его. Так можно обращать внимание на прохожих, пассажиров в транспорте, вспоминать знакомых. Попросите вспомнить, что встречается по дороге в детский сад, магазин и т. д. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
Сходство и различие
Предложите ребёнку сравнить (чем похожи и чем отличаются) между собой различные предметы и понятия. Для дошкольника это должны быть хорошо знакомые предметы (можно использовать картинки, сами предметы): молоко и вода, машина и трамвай, яблоко и помидор…
Развиваем моторику
|
|
1. На листике в клеточку начните рисовать по линиям простой узор. Ребёнок должен закончить
2. «Трудные виражи». Игра начинается с того, что Вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце которых - машина, а в другом - дом (зайчик - морковка, и т. п.). Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек.
3. «Парашютисты». В верхней части листа рисуются несколько точек (парашютисты), внизу - небольшой круг (место их приземления). Надо точными движениями, прямыми линиями сверху вниз посадить своих парашютистов.
4. «Попади в точку». Взрослый ставит на листе бумаги точку, отводит руку ребёнка на 10-15 сантиметров от листа, а затем предлагает ребёнку попасть кончиком карандаша в точку.
5. Нанизываем бусы, застёгиваем и расстёгиваем пуговицы, кнопки, крючки,
6. Вырезаем из бумаги, делаем аппликации, лепим из пластилина, рисуем, выкладываем узоры из фасоли и круп.
7. Желательны книжки - раскраски, мелкие конструкторы, мозаика.
Игры с прищепками
Ребенок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок
Самодельный конструктор из спичек и пластилина(развитие мелкой моторики и логического мышления)
«Наоборот»(установление связей)
Ребёнок должен закончить предложение, которое вы начинаете. Он должен попытаться установить взаимно-обратную связь между величинами или размещением предметов в пространстве.
- линейка длиннее карандаша, а карандаш... (короче, чем линейка)
- лампа стоит на столе, а стол... (под лампой)
- Дима выше Саши, а Саша... (ниже Димы)
- арбуз больше яблока, а яблоко... (меньше арбуза)
- кукла лежит ближе к тебе, а собачка... (дальше)