Что изучается?
| Дидактические игры, упражнения, вопросы
| Содержание диагностического
задания
| Критерий оценки
|
1
| 2
| 3
| 4
|
Количество и счет
|
|
|
|
1.Различать, из каких частей составлена группа предметов, назвать их характерные особенности цвет. Форма, величина.
| Игра «Найди и раскрась»
| Предложить детям раскрасить только квадраты.
-Сколько квадратов раскрасили?(3)
-Какого размера квадраты?
-Каким цветом разукрасили?
(Большой, поменьше, самый маленький)
| 1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
|
2.Уметь считать и отсчитывать, в пределах 5 знать итог счета.
| Игра «Отгадай загадку»
| -Нарисуйте в прямоугольнике кружков столько, сколько птиц на картинке.
| 1 балл - ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога.
2 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется, сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не пони-мает инструкции). Может опреде лить, каких предметов больше, меньше, равное количество.
3 балла - ребенок считает до 5, отвечает на вопрос
«Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество
|
3.Уметь воспроизводить количество по образцу и числу
| Игра «Сосчитай и нарисуй»
| Нарисуйте столько кружков в нижнем прямоугольнике, сколько их в верхнем.
Нарисуйте столько мячей в нижнем прямоугольнике, сколько их в верхнем.
| 1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
|
4.Уметь устанавливать связь между числом и количеством
| Игра «Найди и раскрась»
| Раскрась столько квадратов,сколько обозначает число.
| 1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
|
5.Умение устанавливать связи увеличения (уменьшения) количество меньше (больше)
| Упражнение «Короткий и длинный»
| Ребенку дается набор полосок одинаковый ширины, но разной длины.
-Разложи полоски от самой длинной до самой короткой.
Вопросы:
-Какая полоска длинная (короткая)?
-Какие из полосок длиннее зеленой?
-Какие из полосок короче красной?
| 1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
|
6.Умение самостоятельно видеть и называть размеры и свойства предметов (длина, высота, ширина, толщина)
| Игра «Широкая, узкая»
| Закрасить широкую дорожку желтым карандашом, а узкую зеленым.
-Кто идет по широкой дорожке? (Зайка)
-По узкой?
| 1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
|
Свойства
|
1.Умение группировать предметы по размеру (1 – 2 признаков)
|
Упражнение «Сравни дорожки»
| Две дорожки разной длины и ширины, теннисный
шарик.
Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине.
- Покажи длинную дорожку (короткую).
- Что можно сказать о ширине дорожек?
- Покажи широкую дорожку (узкую).
- Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке.
| 1 балл - ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их, друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше - ниже, длиннее - короче.
2 балла - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
3 балла - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения
|
2.Уметь самостоятельно находить способ сравнения размера предметов (наложения, приложения)
| Упражнение «Круги и квадраты»
| 1.Ребенку предлагается на верхнюю полоску с четной линейки выложить все круги, а на нижнюю- все квадраты.
Вопросы:
-Сколько ты выложил кругов, а сколько квадратов?
-Что можно сказать о количестве кругов и квадратов? (поровну)
- Убери один квадрат в коробку. Что теперь можно сказать о количестве кругов и квадратов?
2. Перед ребенком ставится коробка с фигурами.
-Как определить, каких фигур в коробке больше, а каких меньше? (Сосчитать)
-А еще как можно проверить? (Наложить друг на друга, или поставить парами)
| 1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
|
Геометрические фигуры
|
1.Знать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Геометрические тела: шар, куб, цилиндр.
| Игра «Найди и раскрась».
| -Назовите геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник).
-Назовите объемные тела: шар, куб, цилиндр.
Раскрасьте шар красным карандашом, куб- синим, цилиндр- зеленым.
Что раскрасили красным цветом?
Синим? Зеленым?
| 1 балл - ребенок различает и правильно называет только круг. Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами.
2 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, не называет шар, куб. С помощью педагога называет их характерные отличия. Без помощи взрослого не может соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами.
3 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами.
|
2.Самостоятельно определять форму предметов. Самостоятельно использовать зрительный и осязательно – двигательный способы обследования для выделения признаков геометрических фигур
| Игра «Найди и назови»
| На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д. Игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой».
| 1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
|
3. Уметь соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.
| Игра «Найди и назови»
| Предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, квадрат, цилиндр, прямоугольник и др.).
Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка - круг, платок - квадрат, мяч - шар, стакан - цилиндр, окно, дверь - прямоугольник и др.
| 1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
|
Ориентировка в пространстве
| Игра «Куда пойдешь, что найдешь?».
| Воспитатель в отсутствие детей прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка (впереди, сзади, слева, справа). Например, впереди за ширмочкой прячет мишку, а сзади на полочке помещает матрешку и т. п. Объясняет задание: «Сегодня вы поучитесь отыскивать спрятанные игрушки». Вызвав ребенка, он говорит: «Вперед пойдешь — мишку найдешь, назад пойдешь — матрешку найдешь. Куда же ты хочешь пойти и что там найдешь?» Ребенок должен выбрать направление, назвать его и идти в этом направлении. Найдя игрушку, он говорит, какую игрушку и где нашел. («Я пошел назад и на полочке нашел матрешку».)
Примечание. Вначале ребенку предлагают выбирать направление только из 2 парных предложенных ему направлений (вперед — назад, налево -направо), а позднее — из 4. Постепенно увеличивают количество игрушек, расположенных с каждой стороны. Задание можно предлагать одновременно 2 детям.
| 1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
|
1. Уметь самостоятельно определять расположение предметов по отношению к себе.
| Игра «Поручение».
| Материал:набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.
Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.
Расставь игрушки следующим образом: матрешку - впереди (относительно себя), машинку - сзади, мяч - слева, пирамидку - справа
| 1 балл - ребенок не справляется с заданиями даже при помощи взрослого.
2 балла - ребенок после дополнительных инструкций справляется с задания ми. Не знает левую и правую руки.
3 балла - ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, различает право и лево. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.
|
2. Умение ориентироваться на листе бумаги, на плоскости стола
| Упражнение «Что где находится»
|
В правом прямоугольнике нарисуй:
-в середине – круг;
-в правом верхнем углу- овал;
-в левом нижнем углу –треугольник; Расскажи, как расположены в прямоугольнике фигуры.
| 1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
|
3. Уметь ориентироваться в групповой комнате
| Игра «Назови, что видишь».
| По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки.
| 1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
|
4. Уметь выделять пространственные отношения (вверх – вниз, направо – налево, назад - вперёд)
Обозначать словами пространственные отношения
| Упражнение «Влево, вправо»
| Предложить детям раскрасить одежду лыжника, который едет вправо, синим карандашом, влево-красным.
В какую сторону едет лыжник в красной одежде? (Влево)
В синей одежде? (вправо)
| 1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
|
Ориентировка во времени
|
1.Различать и правильно называть контрастные и смежные части суток, их последовательность
| Игра «Когда это бывает?».
| Картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток.
Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели. - Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п.
Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели. - Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п
| 1 балл - ребенок не имеет представления о частях суток, ошибается при перечислении дней недели.
Не понимает значение слов: вчера, сегодня, завтра.
2 балла - ребенок правильно определяет части суток, затрудняется объяснить значение слов сегодня, завтра, вчера. Ошибается при перечислении дней недели.
3 балла - ребенок правильно определяет части суток. Может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Знает и называет правильно дни недели.
|
2.Понимать временные отношения в настоящем, прошедшем и будущем времени: сегодня, вчера, завтра.
| Упражнение «Ответь правильно»
| Поговорите с детьми о том, что им предстоит делать сегодня? (гулять, обедать, спать)
-Чем они занимались вчера?
(рисовали, играли, смотрели телевизор)
-Что собираются делать завтра? (Прийти в детский сад, пойти в бассейн, поехать в гости)
| 1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
|
3.Сформированность понятий быстро – медленно.
| Игра «Угадай, кто быстрее»
.
| Лев и черепаха поспорили, кто первым добежит до пальмы.
-Раскрасьте того, кто первым прибежит к пальме. (Лев)
-Кого раскрасили? (Льва)
-Почему? (Потому что черепаха ходит медленно, а лев бегает быстро)
| 1 балл-ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
|