Познакомиться с биографией поэта стр.312-317
Ознакомиться с особенностями лирики Катулла
3.Выполнить анализ поэтического текста по схеме (стихотворение на выбор- «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...».),- стр.317-318
Схема анализа поэтического текста
Первоначальная реакция.
После прочтения стихотворения учащиеся могут говорить о впечатлении, которое произвело на них поэтическое произведение. Пусть их высказывания будут непосредственными, а форма выражения мыслей и чувств – произвольной.
Предварительные сведения.
Продолжить анализ можно в такой последовательности:
- время создания стихотворения;
- чем вызвано его появление на свет;
- кому или какому событию посвящено;
- с какими событиями в жизни поэта связано.
Жанровая специфика.
Определение жанра должно предшествовать идейно-тематическому анализу. Так как зная признаки лирических жанров, можно многое сказать о содержании стихотворения.
(Лирические жанры: баллада, песня, романс, элегия, дума, ода, послание и др.)
Виды лирики.
Политическая, философская, любовная, гражданская, пейзажная.
Такое деление весьма условно, так как в одном стихотворении могут быть слиты разные виды лирики.
Тема стихотворения.
В переводе с греческого "тема" означает то, что "положено в основу". В. И. Даль определил тему как "положенье, задачу, о коей рассуждается или которую разъясняют".
Кстати, в определении темы путаются даже учёные мужи. В лирической поэзии тему стихотворения определить подчас очень трудно, иногда – невозможно. Особенно это касается поэтов-модернистов. Надо помнить, что в лирике важно не описание (кого-то или чего-то), а чувство поэта. Значит, важно не что описано, а как и кем описано.
Идея произведения.
Это обобщающая эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе стихотворения. Идея определяется особенностями мировоззрения поэта. Идея – это своеобразный ответ писателя на основные вопросы, проблемы произведения. Говоря другими словами, идея – это мысль, ради которой рука поэта "тянется к перу, перо – к бумаге".
Надо подсказать учащимся, что сформулировать идею чаще всего помогает отглагольное существительное: критика..., протест..., отрицание..., утверждение... и др.
Если тема лежит на поверхности, то идею ещё нужно извлечь из содержания.
7. Лирический герой – это условное литературоведческое понятие; один из способов раскрытия авторского сознания; художественный "двойник" поэта; образ, возникающий в сознании читателей на основе восприятия стихотворения. Это понятие впервые было употреблено Ю. Тыняновым по отношению к лирике Блока. Образ лирического героя часто бывает автобиографичным, но его нельзя отождествлять с автором, даже если повествование ведётся от первого лица.
Это понятие было введено в художественную литературу, чтобы не смешивать возникающий в лирике художественный образ поэта с автором как частным человеком.
Словесное строение текста.
Средства выразительности
Ассоциативный фон.
В конце анализа возможно обращение к ассоциативным связям, возникающих при чтении стихотворения.
Срок выполнения до следующего урока
Присылать фото выполненного задания на электронный адрес kristishka.8585@mail.ru
Материалы урока расположены: https://vk.com/club193458365
Консультацию можно получить:
- в группе (можно задавать вопросы в беседе,в лс https://vk.com/id35715439)
в будни с 8.00 до 15.00, кроме выходных