Лекция 5-6. Средства музыкальной выразительности детально
Музыка – искусство создания художественного образа путём организации средств музыкальной выразительности во времени. Среди средств музыкальной выразительности (мелодия, лад, гармония, фактура, темп, метр, ритм, тембр, регистр, динамика, штрих, приём) первичными являются четыре: высота, длительность, тембр, динамика. Остальные производны, так как относятся либо к области высоты, длительности, тембра, динамики; либо представляют собой синтез из двух-четырёх вышеперечисленных характеристик звука.
Музыкальный язык воссоздаёт художественные образы, вызывает определённые психологические состояния с помощью специфических выразительных средств, которые в системе логико-семантических взаимосвязей интонированных звуков объединяются в малые и большие структурные построения и получают организационно-функциональное и выразительное значение, и путём взаимодействия этих построений во временном изложении музыкальной мысли, создании внутренней согласованности и напряжённости и т.д., выполняют важную роль в воспроизведении идейно-художественного содержания и художественного качества произведения.
|
|
Основным выразительным элементом музыкального языка является мелодия как уникальная форма человеческого мышления, художественное средство передачи чувств и эмоций. Мелодия не имеет аналогов и существует лишь в сфере музыкального искусства.
Рассмотрим средства музыкальной выразительности подробнее.
1. MЕЛОДИЯ
Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная одноголосно. В переводе с греческого языка означает “ пение, песня ”.
Мелодия – это основа музыки, “ душа музыки ”, важнейшее средство музыкальной выразительности.
Элементы мелодии:
§ Мелодическая линия (или рисунок мелодии). Это г л а в н ы й компонент мелодии. Повторение одного звука нельзя считать мелодией, она образуется из звуков различной высоты.
§ Диапазон (объем мелодии)
§ Интонации (особые последовательности звуков)
Другие черты мелодии являются самостоятельными элементами музыкального языка: ритм, метр, лад, гармония, динамика и др.
Виды мелодической линии:
1 | Восходящая мелодическая линия | Создает впечатление подъема, нарастания напряжения. |
2 | Нисходящая мелодическая линия | Создает впечатление спада, снятия напряжения - разрядки. |
3 | Волнообразная мелодическая линия | Движение в одном направлении не бывает длительным. Обычно происходит смена направлений движения. Образуется волнообразный рисунок мелодии. |
4 | Ровная(малоподвижная) мелодическая линия | Характерна для вокальной музыки. В ее основе - секундовые интонации. В быстром темпе создает впечатление текучести, нарастания энергии; в медленном - ощущение скованности, скорби. |
5 | Скачкообразная мелодическая линия | Характерна для инструментальной музыки. Скачок – ход мелодии на широкий интервал Восходящие скачки придают мелодии беспокойный характер. Дальнейшее плавное движение, заполняющее скачок, создает впечатление успокоения. |
Эти основные виды мелодической линии обычно сменяют друг друга, образуя разнообразные мелодии.
|
|
Д и а п а з о н, т.е. объем мелодии также имеет большое значение для выразительности мелодии:
Ø Мелодии узкого диапазона (не превышают кварту) – уравновешенные, сдержанные.
Ø Мелодии широкого диапазона – эмоциональные, напряженные.
Мелодическая в е р ш и н а – самый высокий звук мелодии. Бывает т р е х видов:
1 | Вершина - кульминация | Точка, момент наивысшего напряжения в развитии мелодии. За кульминацией обычно следует ослабление напряжения, спад, который выражается в нисходящем направлении движения мелодии. |
2 | Вершина – источник | Мелодия начинается с самого высокого звука. Напряженная мелодия постепенно становится более спокойной. |
3 | Вершина –горизонт | Мелодия заканчивается самым высоким устойчивым звуком. Такие мелодии как будто тают, растворяются в воздухе. |
Ин т о н а ц и и в мелодии.
И н т о н а ц и я – изменение высоты голоса, помогающее выразить различные эмоции. Интонации в мелодии - это особые последовательности звуков, напр.:
à Интонация в з д о х а (интервал нисходящей секунды) придает мелодии грустный, жалобный характер.
à Интонация в о п р о с а (восходящий скачок).
à Восклицательная ф а н ф а р н а я интонация (устойчивая кварта или движение мелодии по звукам трезвучия) придает мелодии энергию, активность, бодрость.
à Интонация л и р и ч е с к о й с е к с т ы (обычно это скачок с V на III ступень) придает мелодии широту, напевность звучания (большая секста в мажоре) либо скорбный, щемящий характер (малая секста в миноре).
Выразительность мелодии во многом связана с ладом и гармонией.
2. РЕГИСТР
Регистр – это часть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента.
Различают - высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание), - средний регистр(ассоциации с голосом человека) и
- низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание).
3. TЕМБР
Тембр – особая окраска звуков, характер звучания разных голосов или музыкальных инструментов. Голоса людей, муз.инструменты имеют различную окраску звучания. У одного инструмента тембр – прозрачный, у другого – теплый и мягкий, у третьего – яркий и пронзительный.
Тембры человеческих голосов:
Регистр | Женские голоса | Мужские голоса |
Высокий | Сопрано | Tенор |
Средний | Meццо-сопрано | Баритон |
Низкий | Aльт | Бас |
Хор - большой коллектив певцов (не менее 12 человек), подобный оркестру в инструментальной музыке .
Типы хора:
1. мужской (плотный, яркий тембр),
2. женский (теплый, прозрачный тембр),
3. смешанный (полнозвучный, богатый, яркий тембр),
4. детский хор (светлый, легкий тембр).
Группы инструментов симфонического оркестра.
Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям - музыканты называют их оркестровыми группами. Их в оркестре четыре:
Стунные инструменты | Деревянные духовые инструменты | Meдные духовые инструменты | Ударные инструменты |
Скрипка | Флейта | Валторна | Литавры |
Альт | Гобой | Tруба | Барабан |
Виолончель | Kларнет | Tромбон | Kсилофон |
Контрабас | Фагот | Tуба | Колокольчики и др. |
4. TEМП
|
|
Темп – это скорость движения музыки во время исполнения произведения.
Метроном – прибор для отсчитывания длительностей в нужной скорости (напр., 108 четвертных нот в минуту). Указывает исполнителям точный темп произведения. Изобретен австрийским механиком Мельцелем.
Основные группы темпов:
1. | М е д л е н н ы е темпы | Выражают в музыке покой, сдержанность, раздумье, боль. |
2. | У м е р е н н ы е темпы | Связаны с неторопливым движением, умеренной активностью. |
3. | Б ы с т р ы е темпы | Представляют радость, волнение, энергию, игривость, юмор. |
О с н о в н ы е в и д ы темпов:
М е д л е н н ы е темпы | У м е р е н н ы е темпы | Б ы с т р ы е темпы |
Largo - широко | Andantino - немного быстрее, чем Andanto | Allegro - быстро |
Lento - протяжно | Vivo - живо | |
Adagio - медленно | Moderato - умеренно | Vivace - живо |
Grave - тяжело | Presto - очень быстро | |
Andante - довольно медленно, спокойно | Allegretto - немного медленнее, чем Allegro | Prestissimo - в высшей степени быстро |
Изменения темпа в произведении:
Постепенное з а м е д л е н и е темпа(обычно в конце произведения, ощущение успокоения) | Постепенное у с к о р е н и е темпа (обычно в средних разделах произведения, нарастание взволнованности) |
Ritenuto - удерживая | Accelerando - ускоряя |
Ritardando - запаздывая | Animando - воодушевляясь |
Allargando - pасширяя | Stringendo - ускоряя, торопясь |
Возвращение к первоначальному темпу - а tempo, Tempo primo
Уточняющие понятия:
§ Piu - более
§ meno - менее
§ non troppo - не слишком
§ molto assai - очень, весьма
§ subito - внезапно,неожиданно
§ poco - немного
§ poco a poco - понемногу, мало-помалу