Группы инструментов симфонического оркестра

Лекция 5-6. Средства музыкальной выразительности детально

Музыка – искусство создания художественного образа путём организации средств музыкальной выразительности во времени. Среди средств музыкальной выразительности (мелодия, лад, гармония, фактура, темп, метр, ритм, тембр, регистр, динамика, штрих, приём) первичными являются четыре: высота, длительность, тембр, динамика. Остальные производны, так как относятся либо к области высоты, длительности, тембра, динамики; либо представляют собой синтез из двух-четырёх вышеперечисленных характеристик звука.

Музыкальный язык воссоздаёт художественные образы, вызывает определённые психологические состояния с помощью специфических выразительных средств, которые в системе логико-семантических взаимосвязей интонированных звуков объединяются в малые и большие структурные построения и получают организационно-функциональное и выразительное значение, и путём взаимодействия этих построений во временном изложении музыкальной мысли, создании внутренней согласованности и напряжённости и т.д., выполняют важную роль в воспроизведении идейно-художественного содержания и художественного качества произведения.

Основным выразительным элементом музыкального языка является мелодия как уникальная форма человеческого мышления, художественное средство передачи чувств и эмоций. Мелодия не имеет аналогов и существует лишь в сфере музыкального искусства.

Рассмотрим средства музыкальной выразительности подробнее.

    1. MЕЛОДИЯ

Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная одноголосно. В переводе с греческого языка означает “ пение, песня ”.

Мелодия – это основа музыки, “ душа музыки ”, важнейшее средство музыкальной выразительности.

Элементы мелодии:

§ Мелодическая линия (или рисунок мелодии). Это  г л а в н ы й компонент мелодии. Повторение одного звука нельзя считать мелодией, она образуется из звуков различной высоты.

§ Диапазон (объем мелодии)

§ Интонации (особые последовательности звуков)

Другие черты мелодии являются самостоятельными элементами музыкального языка: ритм, метр, лад, гармония, динамика и др.

Виды мелодической линии:

1 Восходящая мелодическая линия   Создает впечатление подъема, нарастания напряжения.
2 Нисходящая мелодическая линия   Создает впечатление спада, снятия напряжения - разрядки.
3 Волнообразная мелодическая линия   Движение в одном направлении не бывает длительным. Обычно происходит смена направлений движения. Образуется волнообразный рисунок мелодии.
4 Ровная(малоподвижная) мелодическая линия   Характерна для вокальной музыки. В ее основе - секундовые интонации. В быстром темпе создает впечатление текучести, нарастания энергии; в медленном -  ощущение скованности, скорби.
5 Скачкообразная мелодическая линия    Характерна для инструментальной музыки. Скачок – ход мелодии на широкий интервал Восходящие скачки придают мелодии беспокойный характер. Дальнейшее плавное движение, заполняющее скачок, создает впечатление успокоения.

Эти основные виды мелодической линии обычно сменяют друг друга, образуя разнообразные мелодии.

  Д и а п а з о н, т.е. объем мелодии также имеет большое значение для выразительности мелодии:

Ø Мелодии узкого диапазона (не превышают кварту) – уравновешенные, сдержанные.

Ø Мелодии широкого диапазона – эмоциональные, напряженные.

Мелодическая в е р ш и н а    – самый высокий звук мелодии. Бывает  т р е х видов:

 

1 Вершина - кульминация Точка, момент наивысшего напряжения в развитии мелодии. За кульминацией обычно следует ослабление напряжения, спад, который выражается в нисходящем направлении движения мелодии.
2 Вершина – источник Мелодия начинается с самого высокого звука. Напряженная мелодия постепенно становится более спокойной.
3 Вершина –горизонт Мелодия заканчивается самым высоким устойчивым звуком. Такие мелодии как будто тают, растворяются в воздухе.

Ин т о н а ц и и   в мелодии.

И н т о н а ц и я – изменение высоты голоса, помогающее выразить различные эмоции. Интонации в мелодии - это особые последовательности звуков, напр.: 

à Интонация  в з д о х а (интервал нисходящей секунды) придает мелодии грустный, жалобный характер.

à Интонация   в о п р о с а   (восходящий скачок).

à Восклицательная ф а н ф а р н а я интонация  (устойчивая кварта или движение мелодии по звукам трезвучия) придает мелодии энергию, активность, бодрость.

à Интонация л и р и ч е с к о й с е к с т ы (обычно это скачок с V на III ступень) придает мелодии широту, напевность звучания (большая секста в мажоре) либо скорбный, щемящий характер (малая секста в миноре).

Выразительность мелодии во многом связана с ладом и гармонией.     

2. РЕГИСТР

Регистр – это   часть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента.

Различают - высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание), - средний регистр(ассоциации с голосом человека) и             

 - низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание).

           3. TЕМБР

Тембрособая окраска звуков, характер звучания разных голосов или музыкальных инструментов.      Голоса людей, муз.инструменты имеют различную окраску звучания. У одного инструмента тембр – прозрачный, у другого – теплый и мягкий, у третьего – яркий и пронзительный.

Тембры человеческих голосов:

Регистр Женские голоса Мужские голоса
Высокий Сопрано Tенор
Средний Meццо-сопрано Баритон
Низкий Aльт Бас

 

Хор - большой коллектив певцов (не менее 12 человек), подобный оркестру в инструментальной музыке .  

                Типы хора:

1. мужской (плотный, яркий тембр),

2. женский (теплый, прозрачный тембр),

3. смешанный (полнозвучный, богатый, яркий тембр),

4. детский хор (светлый, легкий тембр).

Группы инструментов симфонического оркестра.

Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям - музыканты называют их оркестровыми группами. Их в оркестре четыре:

Стунные инструменты Деревянные духовые инструменты Meдные духовые инструменты Ударные инструменты
Скрипка Флейта Валторна Литавры
Альт Гобой Tруба Барабан
Виолончель Kларнет Tромбон Kсилофон
Контрабас Фагот Tуба Колокольчики и др.

                                          4. TEМП

Темп – это скорость движения музыки во время исполнения произведения.

Метроном – прибор для отсчитывания длительностей в нужной скорости (напр., 108 четвертных нот в минуту). Указывает исполнителям точный темп произведения. Изобретен австрийским механиком Мельцелем.

Основные группы темпов:

1. М е д л е н н ы е  темпы Выражают в музыке покой, сдержанность, раздумье, боль.
2. У м е р е н н ы е  темпы Связаны с неторопливым движением, умеренной активностью.
3. Б ы с т р ы е темпы Представляют радость, волнение, энергию, игривость, юмор.

 

О с н о в н ы е   в и д ы  темпов:

М е д л е н н ы е  темпы   У м е р е н н ы е   темпы Б ы с т р ы е темпы
Largo  - широко

Andantino - немного быстрее, чем Andanto

Allegro - быстро
Lento       - протяжно Vivo           - живо
Adagio - медленно

Moderato      - умеренно

Vivace        - живо
Grave       - тяжело Presto         - очень быстро
Andante    - довольно медленно, спокойно Allegretto    - немного медленнее, чем Allegro Prestissimo - в высшей степени быстро

Изменения темпа в произведении:

Постепенное з а м е д л е н и е темпа(обычно в конце произведения, ощущение успокоения) Постепенное у с к о р е н и е темпа (обычно в средних разделах произведения, нарастание взволнованности)
Ritenuto     - удерживая Accelerando - ускоряя
Ritardando - запаздывая Animando     - воодушевляясь
Allargando - pасширяя Stringendo    - ускоряя, торопясь

  

Возвращение к первоначальному темпу - а tempo, Tempo primo

Уточняющие понятия:

 

§ Piu      - более

§ meno      - менее

§ non troppo - не слишком

§ molto assai - очень, весьма

§ subito        - внезапно,неожиданно

§ poco              - немного

§ poco a poco - понемногу, мало-помалу

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: