Опираясь на содержание текста и знания курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса

Урок теоретического обучения

Преподаватель Теплякова Ольга Ивановна  olga.teplyakova.67@mail.ru

ОДБ.05 Обществознание (включая экономику и право)

 Дата

84 85 86 87
21.04      

Курс: 2 Группа 85          23.01.03 Автомеханик

Тема программы: Раздел 7. Обобщение изученного

Тема урока № 65-66 С оциальные общности и многообразие общественных отношений.

Цель: обобщить знания о социальной стратификации современного российского общества, исследовать природу изменения положения отдельных групп населения в нашей стране, проанализировать социальную политику государства, развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи,

Форма работы: электронное обучение.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Используемая литература:
Учебник Никитин А.Ф. Обществознание. 11 класс: учебник для 11 классов общеобразоват учреждений. М.: «Просвещение», 2015.

Основные понятия: социальные группы, молодежь как социальная группа, этнические общности, социальные статусы, социальный контроль

Интернет – ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=wvdf0H1587c 


Ход урока

Организационный этап

Повторим.

Что такое общество?

Какие сферы общества вам известны?

Охарактеризуйте социальную сферу жизни общества, каковы ее главные элементы

Какие социальные связи вам известны.

2. Основная часть.
Записать.

Обществом можно считать:

• обособившуюся от природы в процессе исторического развития, но тесно связанную с ней часть материального мира;

• совокупность всех взаимосвязей и взаимодействия людей и их объединений;

• продукт совместной жизнедеятельности людей;

• человечество в целом, взятое на всем протяжении человеческой истории;

• форму и способ совместной жизнедеятельности людей

Выделяют 4 сферы жизни общества – экономическую, политическую. Социальную и духовную.

Социальная сфера состоит из социальных групп, индивидов, их взаимоотношений и взаимодействий.

Социальные связи и взаимодействия охватывают все сферы жизни общества, они могут носить причинно-следственный или функциональный характер, служить для коммуникации, а по своему характеру являться партнерскими или конкурентными.

 


Решение тестов и выполнение упражнений.

1. Прочитай текст и ответь на вопросы.

 В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идет о проблеме социальных изменений.

Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений выступает эволюция. Еще социолог Г.Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления все более сложных социальных форм.

Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция- это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит ее дестабилизация, нарушается баланс социальных сил.

Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нем, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.

Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть ученых считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии.

В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится все более интеллектуальным, а значит, сложнее поддается количественному учету) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э.Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий- уровень нравственности в обществе. По- видимому, этому критерию предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.

                                                                  (А.Б.Безбородов, В.П.Филатов и др.)

 

Назовите рассматриваемые авторами формы социальных изменений и приведите по одной любой характеристике каждой из них.

Объясните, почему отношение ученых к понятию «прогресс» неоднозначно. Приведите любые два объяснения, опираясь на текст.

Проиллюстируте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру.

Опираясь на содержание текста и знания курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.

2. Запиши слово пропущенное в схеме.

3. К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений.

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

ВИД СО­ЦИ­АЛЬ­НО­ГО ОТНОШЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ
Социальное взаимодействие Достаточно ре­гу­ляр­ные взаимообусловленные со­ци­аль­ные действия субъектов, на­прав­лен­ные друг на друга
Социальный... Поведение индивидов, групп при столк­но­ве­нии их не­сов­ме­сти­мых взглядов

 

4. Найдите в приведённом ниже спис­ке социальные роли, ко­то­рые может вы­пол­нять гражданин РФ 18-20-летнего возраста. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) член не­фор­маль­ной молодёжной группы

2) во­ен­но­слу­жа­щий срочной службы

3) губернатор

4) Пре­зи­дент РФ

5) избиратель

6) ми­ро­вой судья

5.  Выберите из пред­ло­жен­но­го списка не­га­тив­ные формальные санк­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Гражданка М. вы­ска­за­ла претензию со­се­ду за ку­ре­ние на лест­нич­ной клетке.

2) В ходе вы­ступ­ле­ния оратора пуб­ли­ка неоднократно пре­ры­ва­ла его речь не­одоб­ри­тель­ны­ми возгласами.

3) Пожарная ин­спек­ция наложила взыс­ка­ния на вла­дель­ца кафе за не­со­блю­де­ние требований по по­жар­ной безопасности.

4) Приказом по за­во­ду директор за­во­да объявил вы­го­вор главному ин­же­не­ру за не­ка­че­ствен­ный ремонт станков.

5) Одноклассники объ­яви­ли бойкот В. за на­ру­ше­ние традиций класса.

6) Сотрудник дорожно-постовой служ­бы оштрафовал граж­дан­ку П., пе­ре­хо­див­шую дорогу на за­пре­ща­ю­щий сигнал светофора.

 

6. Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром пропущен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го списка слова, ко­то­рые необходимо вста­вить на место пропусков.

 

«Социологи подчёркивают, что социальный______(А) может быть эф­фек­тив­ным лишь в том случае, когда он при­дер­жи­ва­ет­ся "золотой середины" между сво­бо­дой выбора и_____(Б) за него. Дей­ствен­ность социального кон­тро­ля обеспечивается глав­ным образом не бла­го­да­ря принуждению, а бла­го­да­ря наличию общих ценностей, утвер­див­ших­ся среди людей, и стабильности__________(В).

Следует также вы­де­лить внутренний и внеш­ний социальный контроль. Под внеш­ним контролем по­ни­ма­ет­ся в науке со­во­куп­ность социальных__________(Г), ко­то­рые регулируют де­я­тель­ность людей. Внеш­ний контроль

может быть фор­маль­ным и неформальным. Фор­маль­ный основан на инструкциях, предписаниях, _______(Д); не­фор­маль­ный контроль ба­зи­ру­ет­ся на ре­ак­ци­ях окружающих и не закреплён официально.

Излишне сильный, ме­лоч­ный социальный контроль, как правило, при­во­дит к не­га­тив­ным результатам. Если внеш­ний контроль по каким-либо при­чи­нам ослабнет, че­ло­век вообще может утра­тить способность кон­тро­ли­ро­вать своё поведение. Поэтому, осо­бен­но в со­вре­мен­ном обществе, важно фор­ми­ро­вать у людей внут­рен­ний контроль, или_______________(Е)».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но только один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но заполняя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те внимание на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

 

Список терминов:

 

1) ответственность 2) общество 3) контроль
4) добровольность 5) производство 6) механизм
7) инициатива 8) самоконтроль 9) нормативный акт

 

7. Приведите три любые особенности молодежи как социальной группы, каждую из которых проиллюстрировав конкретным примером.

 

Домашнее задание.

Рассуждение на тему «Какая социальная группа оказывает наибольшее влияние на формирование личности человека?» (оформить письменно, не менее страницы)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: