Технология обслуживания и ремонта технического состояния электрооборудования

3.1. Диагностика,составление дефектной ведомости и ремонт электродвигателей.

 Различают внутренние и внешние причины неисправностей двигателя. Внутренние неисправности делятся на механические (повреждения подшипников, изнашивание изоляции и обмоток) и электрические (пробой изоляции, повреждения магнитного контура, обрыв стержня ротора). Внешние неисправности могут быть механическими (плохой монтаж, пульсирующая нагрузка, перегруз), электрические (колебания напряжения, перебои в напряжение, неравномерное напряжение), на рисунке 1 показана относительная вероятность появления различных повреждений в асинхронном двигателе: Дефекты подшипников могут быть классифицированы как распределенные или локальные. Распределенные дефекты включают в себя волнистость, шероховатость поверхности и элементы качения без изменения. Локализованные дефекты включают отскоки, ямы и трещины на поверхности качения. Эти локализованные дефекты создают серию ударных вибраций в тот момент, когда движущийся валик проходит по поверхности дефекта, период и амплитуда которого вычисляются по положению, скорости и несущей аномалии. Поврежденными подшипниками производятся механические вибрации. Эти колебания находятся на скорости вращения каждого компонента. Размеры подшипника и скорость вращения машины используются для определения характерных частот, связанных с дорожками качения, а также шарами или роликами. Состояние подшипника определяется путем изучения этих частот. Эта задача выполняется с использованием методов механического вибрационного анализа. Неисправности в обмотке статора, такие как межвитковое короткое замыкание, обрыв цепи, межфазное замыкание и замыкание фазы с землей, являются одними из наиболее распространенных и потенциально разрушительных неисправностей. Если они не обнаружены, это может привести к катастрофическому сбою двигателя. Неисправности ротора могут быть вызваны электрическими неисправностями, такими как обрыв стержня или механические сбои, такие как неcоосноcть ротора. Первая неисправность возникает из-за термических напряжений, горячих точек или перенапряжений во время переходных операций, таких как пуск, особенно в крупных двигателях. Сломанный стержень значительно меняет крутящий момент и становится опасным для работы электрических машин. Второй тип повреждения ротора связан с неравномерностью воздушного зазора.

Эта ошибка является общим эффектом, связанным с рядом механических проблем в асинхронных двигателях, таких как дисбаланс нагрузки или несоосность вала. Неcоосность вала означает горизонтальное, вертикальное или радиальное смещение между валом и его сцепленной нагрузкой. При несоосности вала ротор будет смещен из своего нормального положения из-за постоянной радиальной силы. Типичная диагностическая система состоит из узла датчиков, который подает сигнал неисправности в блок обработки сигналов, который далее отправляет его результат для анализа экспертными системами, где в конечном итоге обнаруживается соответствующая неисправность.В соответствии с ППРЭ в объем текущего ремонта электродвигателя входят: очистка от пыли и грязи, отсоединение от питающих проводов и заземления, демонтаж на месте установки и разборка, очистка обмотки, измерение сопротивления изоляции обмотки и при необходимости сушка обмотки, промывка подшипников, проверка и их замена при необходимости, ремонт или замена поврежденных выводных проводов обмотки и клеммной панели, коробки выводов, сборка, смазка подшипников, испытание на холостом ходу, покраска и, при необходимости, установка электродвигателя на рабочее место, центровка с рабочей машиной и испытание под нагрузкой. У электродвигателей с фазным ротором проверяют состояние контактных колец, при необходимости выполняют их проточку и шлифовку, регулируют щеточный механизм и, если нужно, заменяют щетки.                                                                                                       При сушке обмоток электродвигателя удаляется влага из пор и трещин обмотки, но сами трещины и поры в лаковой пленке сохраняются. Значит, сохраняется вероятность довольно быстрого увлажнения обмотки электродвигателя при его «дыхании» в процессе эксплуатации, а следовательно, и вероятность пробоя. Устранение пор и трещин лаковой пленки проводников обмотки позволяет избежать ее увлажнения на длительный срок. Трещины и поры могут быть устранены только пропиткой обмотки в лаке. Пропитка обмотки повышает ее надежность, но усложняет технологию ремонта, требует наличия пропиточных ванн, емкостей для хранения лака и т.д. Кроме того, увеличивается время нахождения электродвигателя в ремонте, оно может оказаться больше времени простоя между рабочими циклами. В этом случае потребуется замена ремонтируемого электродвигателя на резервный. Поэтому необходимо в каждом конкретном случае перед текущим ремонтом проводить тщательную диагностику состояния электродвигателя и на основе полученных данных решать вопрос об объеме и месте проведения ремонта.                                                                                                         Периодичность ТР электродвигателей серии А02 составляет 24 месяца для сухих, влажных (влажность до 75%) и сырых помещений и 18 месяцев для

пыльных и особо сырых помещений (влажность до 98%), исключая электродвигатели зернодробилок, молотилок, прессов, измельчителей кормов, для которых периодичность-12 месяцев. Такую же периодичность ТР имеют электродвигатели серии АО2, работающие на открытом воздухе или под навесом. Система ППРЭ определяет периодичность обслуживания и ремонта применительно к помещению и рабочей машине, для которых электродвигатель используют. Влияние режима работы электродвигателя на изменение характеристики изоляции обмотки при определении периодичности ТО и ТР не учитывается. Кроме того, ППРЭ не учитывает срок эксплуатации электродвигателя. В соответствии с ППРЭ одинаковую периодичность имеют новый электродвигатель, впервые подвергавшийся ТО или ТР, и электродвигатель, уже неоднократно прошедший ТО и ТР. Не оговаривается периодичность ТО и ТР электродвигателей, установленных на рабочие машины после капитального ремонта или модернизации.                                                                                                                                   В этих условиях возрастает значение диагностики электрооборудования и роль руководителей электротехнической службы предприятия  при составлении месячных и годовых графиков ТО и ТР электрооборудования.                                                            Качественно выполненная диагностика электрооборудования позволит скорректировать сроки проведения технического обслуживания и текущего ремонта электрооборудования. При помощи диагностики можно выявить и вывести из работы для ремонта (модернизации) или для списания электрооборудование, выработавшее свой ресурс и имеющее предельно допустимые параметры надежности. В результате ликвидируется опасность внезапного отказа электрооборудования и аварийной остановки технологического процесса.Модернизация своевременно выведенного в ремонт электрооборудования позволит повысить его надежность и, как следствие, обеспечить непрерывность технологического процесса сельскохозяйственного производства. В результате диагностики может быть принято решение об удлинении сроков между проведением ТО и ТР для электрооборудования, имеющего высокие параметры надежности, что позволит экономить затраты на проведение технического обслуживания электрооборудования. Основные причины выхода из строя электродвигателей, используемых в производстве:                                                   -несоответствие тяжелым условиям среды;                                                                      -несоответствие или отсутствие защиты от неполнофазных режимов работы и аварийных перегрузок;                                                                                                  -недостаточный уровень эксплуатации.                                                                    Для устранения первой причины принимают следующие меры:                                  -выпускают электродвигатели повышенной надежности;                       -модернизируют электродвигатели старых серий при ремонте;

-выносят электродвигатели за пределы влажной агрессивной среды.       Модернизированные электродвигатели четвертой серии 4АМ обладают повышенной надежностью.Отечественная электропромышленность выпускает серии двигателей АИ (интернациональной), характеристики и надежность которых еще более повышены.Таким образом, современные электродвигатели общепромышленного исполнения относятся к универсальным, так как их можно использовать в особо сырых помещениях, с химически активной и агрессивной средой.                                                                                                       При капитальных и текущих ремонтах старые серии электродвигателей желательно модернизировать. Обычно электромашиностроительные заводы при изготовлении электродвигателей применяют двукратную пропитку обмоток. Электроремонтные заводы иногда отступают от технологии ремонта и применяют только однократную пропитку обмотки, что заметно снижает надежность двигателей. В качестве простейшей модернизации электродвигателей при их ремонте можно считать применение не двух,а трехкратной пропитки.

3.2. Диагностика, техническое обслуживание и ремонт трансформаторов.

Техническое обслуживание трансформаторов включает: профилактический контроль состояния изоляции и контактной системы, а также устройств охлаждения, регулирования и пожаротушения, выполняемый вне комплекса планово-предупредительного ремонта; работы по поддержанию надлежащего состояния изоляционного масла в трансформаторе, в баке устройства переключения под нагрузкой и во вводах, в том числе работы по восстановлению качества масла (сушка, регенерация) и его доливке; смазка и уход за доступными вращающимися и трущимися узлами, подшипниками устройств регулирования напряжения и охлаждения; периодическое опробование резервного вспомогательного оборудования, настройка, проверки и ремонты вторичных цепей и устройств защиты, автоматики, сигнализации и управления.Оперативный персонал участвует в оперативном обслуживании трансформаторов, а выявленные им дефекты записываются в специальный журнал и учитываются при планировании эксплуатационных и ремонтных работ. Кроме того, оперативный персонал участвует в приемке оборудования из ремонта.Устройства релейной зашиты и автоматики обслуживаются специальным персоналом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: