Этапы научно-исследовательской работы
Выполнил:
магистрант 1 курса 1 группы
направления «Межкультурная коммуникация:
теория и практика преподавания (английский язык)»
Шептуха Татьяна Витальевна
Проверил:
Борсяков Юрий Иванович
доктор философских наук,
доцент кафедры философии
Воронеж - 2020
Содержание
Введение.............................................................................................................3
1.Виды исследований.............................................................................................4
1.2Этапы..................................................................................................................5
Заключение.......................................................................................................10
Список литературы..........................................................................................11
Введение
Научно-исследовательские работы (НИР) – это научные разработки, связанные с поиском, проведением исследований, экспериментов в целях получения новых знаний, проверки гипотез, установления закономерностей, научного обоснования проектов [1, c. 26].
Различают фундаментальные, поисковые и прикладные НИР.
Фундаментальные исследования: расширение теоретических знаний. Получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в исследуемой области; научные основы, методы и принципы исследований [1, c.27].
Поисковые исследования -увеличение объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Разработка прогнозов развития науки и техники; открытие путей применения новых явлений и закономерностей [1, c. 29].
Виды исследований
Поисковые исследования охватывают работы, направленные на изучение путей и способов практического применения результатов фундаментальных исследований. Их проведение предполагает возможность вариантных направлений решения прикладной проблемы и выбор наиболее перспективного направления ее решения. Они опираются на известные результаты фундаментальные исследования, хотя в результате поиска основные их положения могут быть пересмотрены [1, c.30].
Прикладные исследования - разрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий. Получение рекомендаций, инструкций, расчетно-технических материалов, методик. Определение возможности проведения ОКР по тематике НИР являются одной из стадий жизненного цикла создания новых видов продукции. К ним относятся исследования, которые осуществляются с целью практического использования результатов фундаментальных и поисковых НИР применительно к конкретным задачам.
Цель прикладных НИР – дать ответ на вопрос «возможно ли создание нового вида продукции, материалов или технологических процессов на основе результатов фундаментальных и поисковых НИР, и с какими характеристиками» [2, c. 76].
В ходе написания научно-исследовательских работ преследуются следующие цели:
1. систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний
2) развитие навыков применения знаний для разрешения конкретных исследовательских задач;
3) формирование и развитие методики научно-исследовательской работы;
4) формирование навыков самостоятельной исследовательской и профессиональной деятельности;
5) оценка степени подготовленности студента к самостоятельной профессиональной деятельности.
6. написанию научно-исследовательской работы предъявляются весьма высокие требования:
7) актуальность темы, соответствие ее современному уровню развития науки;
8) анализ монографической и периодической литературы по теме исследования, состояния изучаемой проблемы;
9) использование современных методов исследования, описание и анализ проведенных автором экспериментов;
10) наличие обоснованных выводов и практических рекомендаций; внедрение результатов в практику и возможность их дальнейшего использования [3, c.130].
рассмотрим последовательность этапов, которая должна присутствовать при написаниинаучно-исследовательской работы.
1) Выбор темы исследования из числа актуальных в психолого-педагогической области научных направлений.
2) Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. Выявление проблемы и анализ ее состояния в науке и практике; общенаучные положения, характеризующие объект исследования; психологические положения; педагогические положения (общепедагогические, дидактические, методические).
3) Обоснование актуальности темы (выделение круга нерешенных проблем на основе анализа научно-методической литературы и периодической печати по теме исследования).
4) Анализ базовых понятий по теме исследования.
5) Составление плана научно-исследовательской работы.
6) Разработка различных способов решения психолого-педагогической проблемы (анализ различных подходов к решению проблемы в науке и практике, анализ психолого-педагогических дефиниций). Определение оптимального пути разрешения проблемы.
7) Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента (планирование, разработка методики, подготовка оборудования, планов-конспектов уроков, воспитательных мероприятий, планов психологических занятий и т.д.).
8) Проведение констатирующего эксперимента с целью получения представления об уровне исследуемого предмета.
9) Анализ результатов эксперимента (составление таблиц, схем, иллюстраций, формулирование выводов).
10) Подготовка к осуществлению формирующего эксперимента с целью проверки научного предположения (планирование, разработка методов и средств проведения и наблюдения за ходом эксперимента, разработка способов фиксации наблюдений и т.д.).
11) Проведение и анализ обучающего эксперимента (протоколы наблюдений, письменные работы, рисунки, записи бесед и т.д.).
12) Оформление результатов анализа в таблицах, схемах, диаграммах, рисунках и т.д., математическая обработка данных, формулирование выводов и рекомендаций (если позволяет материал) по данным формирующего эксперимента.
13) Повторное проведение формирующего эксперимента (если возникает необходимость).
14) Компоновка подготовленных материалов и оформление «чернового» варианта текста научного исследования.
15) Написание выводов по итогам проведенного исследования.
16) Составление заключения. Заключение должно «зеркально» отражать введение: в нем должны быть сделаны обобщающие выводы по достижению цели, решению задач, проверке гипотезы. Можно обозначить круг проблем, которые в силу объективных и субъективных причин не были решены в исследовании
17) Составление списка литературы в соответствии с библиографическими требованиями.
18) Оформление приложений (таблиц, схем, анкет, иллюстраций и т.д.).
19) Формирование структуры научной работы.
20) Оформление «чистового» варианта работы и его предоставление научному руководителю для написания отзыва (для дипломной и бакалаврской работы).
21) Предоставление научной работы рецензенту для написания рецензии.
22) Предоставление научной работы для нормоконтроля.
23) Представление комиссии квалификационной работы с пакетом соответствующих документов (для дипломной и бакалаврской работы).
24) Подготовка и защита научной работы [1, c.57].
Этапы
Также в научно-исследовательской работе можно выделить такие этапы:
Этап 1. Мотивация НИР
Приобщение к НИР начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные выгоды. Обычно учащиеся впервые сталкиваются с научными исследованиями, и абстрактные обещания здесь неуместны. Очень важно наряду с моральными увидеть и понятные материальные стимулы – от защиты реферата на переводных экзаменах до получения преимуществ при поступлении в выбранный вуз [1, c. 78].
Этап 2. Выбор направлений исследований
Это наиболее сложный этап. Здесь всё определяется специализацией, кругозором и компетенцией HP. Основные требования – новизна (желательно на мировом уровне), практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. Объём исследований должен быть такой, чтобы детский творческий коллектив завершил их в сроки, ограниченные одним, максимум двумя годами. Конечно, на конференции могут быть представлены и промежуточные результаты работы, однако их ценность значительно ниже [1, c. 80].
Этап 3. Постановка задачи
Если первый этап - «работа» HP, а на втором участие потенциальных исполнителей ограничивается простым обсуждением, то на третьем необходима самая непосредственная работа с будущими авторами. На этом этапе HP сначала фиксирует достигнутый настоящий уровень знаний – состояние вопроса (в терминах предположительно «есть») и желаемую конкретную цель («требуется» или «надо»). Под «есть» скрываются конкретные факты и теории о современном «культурном слое», обращением к которому в форме реферата учащиеся фиксируют достигнутый уровень в узкой области человеческих знаний. Это обеспечивает поступательный переход к следующему этапу. Особенно важно, чтобы дети самостоятельно ознакомились и составили обзор литературных данных и сформировали подробную и цельную картину состояния предмета и будущих исследований. Список литературы не может превышать 5-7 источников и должен быть предоставлен HP. Этап заканчивается обсуждением в детском творческом коллективе с формулировкой понятных целей предстоящей работы в самой лаконичной форме, а если возможно, то и в формализованном (математическом) виде [1, c.81].
Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных
На этой стадии проводятся непосредственные наблюдения (если они возможны), их результаты фиксируются. Но обычно оборудование школьных лабораторий оказывается недостаточным для выполнения серьёзных работ, и поэтому в рамках сотрудничества с вузами, НИИ и предприятиями организуется стажировка будущих авторов. Не исключается также использование результатов ранее проведённых там исследований при условии детального ознакомления стажёров с оборудованием и технологией. Иногда привлекаются опубликованные в литературе данные. В отличие от классических схем исследования в НИИ здесь очень ограниченные материальные возможности и временные ресурсы. А следовательно, главная цель даже не научить, а лишь ознакомить учащихся с методикой проведения исследовательских работ. Предварительная обработка экспериментальных данных, заполнение журнала наблюдений, группировка, сопоставление, отбраковка и анализ проводятся с целью выдвижения гипотез. В отличие от традиционных методик НИИ - главное здесь не результат, а пройденный детьми путь. Позиция HP на этом этапе – активно-наблюдательная. Очень важно не вмешиваться в творческий процесс, пока это возможно, а лишь предлагать схемы для сортировки данных и задавать вопросы: «Почему?.. Что из этого следует?.. Что будет, если?..» [1, c. 82].
Этап 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез
Обсуждение необходимо для того, чтобы предположения и догадки облечь в форму гипотез, подлежащих проверке. Форма дискуссии любая, но по возможности демократичная. При этом каждый участник работы должен высказать свою точку зрения. Дискуссия – не экспромт, а подготовленное заранее мероприятие и может с перерывами продолжаться от одной до нескольких недель. Здесь особенно наглядно проявляются преимущества творческого коллектива перед исследователем-одиночкой. Дух соревнования в детском коллективе – мощный стимул, а результаты дискуссии бывают самыми неожиданными. Итак, гипотезы сопоставляются с данными экспериментов или фактами, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований и далее требуют теоретического обоснования, т.е. объяснения механизма обнаруженных закономерностей. Особо следует остановиться на случае, когда все выдвинутые гипотезы не подтверждаются и не удалось достичь сформулированных на третьем этапе целей. Результат исследований – отрицательный. Но отрицательный результат – тоже результат и заслуживает представления на конференции, хотя рассчитывать на призовые места в этом случае трудно [ 1, c. 84].
Этап 6. Оформление результатов работы
Результаты работы творческого коллектива оформляются в виде сообщения (доклада). Подробно останавливаться не имеет смысла, так как требования по оформлению стандартны и лишь незначительно меняются от конференции к конференции. Творческий коллектив самостоятельно готовит тезисы и развёрнутый доклад, а задача HP – отредактировать «детский текст» [1, c. 85].
Этап 7. Представление исследовательской работы
Заключение
Некоторые HP считают, что достаточно выучить подготовленный текст доклада, и успех на конференции обеспечен. Но это не так. Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не попадают в пятёрку лучших из-за того, что не представляются должным образом. Основную причину мы видим в том, что дети оказались психологически не готовы к борьбе и победе. Считаем очень полезным предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех – они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.
Список использованной литературы
1. Арнольд И. В. Основы научных исследований/ И.В. Арнольд. – М.: Академия, 2003.- с.126-127.
2. Герасимов Б.И. Основы научных исследований/ Б.И. Герасимов. – М.: Дрофа, 2005. – с. 96.
3. Космин В.В. Основы научных исследований / В.В.Космин. – М.: Дрофа, 2004. – с. 217– 219.