Особенности обучения вокалу людей разного возраста

УДК 374.7

С. В. Воропинова

Научный руководитель к. пед. наук, доцент А.М. Санько

 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Аннотация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме преподавания вокала в рамках студийной работы. Статья раскрывает подход к определению параметров для определения музыкальных задатков начинающих вокалистов. Анализ проведен на примере работы студии «Аэлита – Арт», город Самара. Студия работает по авторской методике Юлии Маколкиной, разработанной в соответствии с принципами пения в речевой позиции Сэта Риггса. Педагоги студии используют индивидуальный подход и сочетание дыхательных и вокальных упражнений для достижения быстрого эффекта в обучении вокальному мастерству. В статье рассмотрены психологические аспекты, которые приводят взрослых людей в вокальный класс, приведены основные параметры, по которым проводится тестирование учеников с целью определения уровня подготовки. На основании полученных результатов тестирования составляется индивидуальный учебный план, и даются репертуарные рекомендации. Выявленные параметры будут использованы для составления тестов в рамках исследования «Развитие слуха и голоса людей второго периода зрелого возраста». В статье обоснована актуальность темы музыкального образования и вокально подготовки для широкого круга любителей вокала, рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются начинающие вокалисты зрелого возраста, определен круг проблем, с которыми данная авторская методика помогает справиться.

Статья может быть интересна преподавателям вокала, руководителям самодеятельных коллективов и педагогам дополнительного образования.

Ключевые слова: Вокал, развитие голоса и слуха, авторская методика, пение в речевой позиции, восстановление речи.

Abstract

The article is devoted to the actual problem of vocal teaching in the framework of Studio work. The article reveals an approach to determining parameters for determining the musical inclinations of novice vocalists. The analysis is carried out on the example of the work of the Studio "Aelita – Art", Samara. The Studio works according to the author's methodology of Julia Makolkina, developed in accordance with the principles of singing in the speech position of Sett Riggs. Teachers of the Studio use an individual approach and a combination of breathing and vocal exercises to achieve a quick effect in teaching vocal skills. The article deals with the psychological aspects that lead adults to the vocal class, the main parameters for testing students in order to determine the level of training. Based on the test results obtained, an individual curriculum is compiled and repertory recommendations are given. The identified parameters will be used for the preparation of tests in the study "development of hearing and voice of people of the second period of adulthood". The article substantiates the relevance of the topic of music education and vocal training for a wide range of vocal enthusiasts, considers the problems faced by novice vocalists of Mature age, and defines the range of problems that this author's method helps to cope with. The article may be of interest to vocal teachers, heads of Amateur groups, and teachers of additional education.

Keyword: Vocal, voice and hearing development, author's technique, Speech Level Singing, speech restoration.

В последнее несколько лет усилился интерес к изучению вокальных техник людьми зрелого возраста, далекими от профессиональной музыки. С одной стороны, можно предположить, что желание освоить основы вокальной техники возникают у людей во втором периоде зрелого возраста как потребность в творческой самореализации; способ снятия стресса; реализация детской мечты; решение проблем со здоровьем, связанных с органами дыхания и голосообразования; как ответная реакция на многочисленные шоу, связанные с вокальным мастерством «Голос», «Голос 60+» «Щас спою», в которых участвуют, в том числе и непрофессионалы. С другой стороны пропаганда здорового образа жизни, использование «караоке» как средства снятия стресса, воспоминания о песнях у костра в студенческой юности, заставляют задуматься: «А где сейчас я могу спеть так, чтобы душу отвести?».  Именно такие причины прихода взрослых учеников в вокальные студии. Почему именно студии? Музыкальные школы, даже вечерние, ставят ограничение по возрасту обучающихся 35 лет. Средне специальные и высшие учебные заведения ставят высокую профессиональную планку для поступления, тем более, если человек пытается научиться только для себя, для исполнения в кругу семьи, вряд ли он будет тратить полгода - год на целенаправленную подготовку к поступлению в специализированное учебное заведение. Поэтому, нишу потребностей в вокальном образовании взрослых людей занимают многочисленные вокальные студии. Они различаются по своей направленности и объему предоставляемых услуг. Одни предоставляют аппаратуру, и вокалист может заниматься самостоятельно, другие проводят групповые занятия (хор, ансамбль), третьи делают акцент на индивидуальном обучении азам вокального мастерства.

Студия «Аэлита - Арт» работает в Самаре с 2013 года относится к третьей группе студий, с упором на индивидуальные занятия. Вокальное направление студии представлено индивидуальным обучением вокалу людей всех возрастов по методике руководителя студии Юлии Маколкиной. Возрастной диапазон обучающихся в студии «Аэлита – арт»: от 5 до 65 лет. Длительность обучения зависит от многих факторов и варьируется от 6 до 12 месяцев. Так, если ученик легко осваивает методику за этот период, он получает возможность участвовать в концертах студии. Обучение каждого ученика проходит по индивидуальной образовательной траектории, которая выстраивается в ходе анкетирования и интервьюирования на первом занятии, при определении которой учитываются: интересы обучающегося, его музыкальные предпочтения; цели и задачи, которые ставит обучающийся перед собой в ходе занятий вокалом; желаемый результат обучения. Так, анализ результатов интервьюирования показал, что мотивация и музыкальные пристрастия обучающихся коррелируют с их возрастом. Для детей от 5 до 11 лет задачи ставят родители и формулируются как «подготовиться к конкурсу», «выступить на утреннике, на празднике в школе». Мотивами старших школьников и студентов являются: признание сверстников, преодоление стеснения, развить способности с целью удивить одноклассников, друзей, спев песню любимого эстрадного певца. Для людей зрелого возраста занятия вокалом имеют совершенно другие мотивы - это реализация детской мечты, решение проблем с речью, сохранение молодого звучания голоса, снятие психологических зажимов, желание самореализации, поддержание общего тонуса, преодоление стресса и страха сцены, смена деятельности, реже желание подражать любимому исполнителю и спеть одну его песню. Обычно прекращают занятия те, кто выполнил свою задачу: расширил диапазон, улучшил слух, выучил любимую песню, преодолел свой страх и выступил на концерте.

Авторская методика  Юлии Маколкиной предполагает индивидуальные занятия по программе, разработанной с учетом особенностей и вокальных проблем ученика. В зависимости от подготовки ученика темпы освоения приемов вокального мастерства у всех разные, но в среднем это не менее 7-10 занятий. Рекомендуемое количество занятий 2-3 раза в неделю, но при условии самостоятельного выполнения, и с учетом загруженности ученика, занятия преподавателем могут проходить 1 раз в неделю.  Для успешного освоения упражнений необходимы регулярные занятия как минимум в течение 2-3 месяцев, поэтому  студия работает в рамках абонементов. Абонемент включает от 4 до 16 занятий, это обусловлено необходимостью сформировать мышечные привычки, на которых основывается методика, освоить упражнения и распевки, что за более короткий период и меньшее количество занятий не происходит. Первое ознакомительное занятие в студии бесплатное. Порядка 95 % купивших первый абонемент, к 7-8 занятию ощущают улучшения, осознают пользу занятий для развития голоса, остаются в студии и покупают следующий абонемент. Таким образом, с момента основания студии обучение прошли порядка 250 человек, многие сейчас продолжают заниматься, а 4 ученика прошли курсы по авторской методике и стали преподавателями вокала.

В авторской методике Юлии Маколкиной [4] используются приемы методики пения в речевой позиции Сэта Риггза [5], элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой [6], элементы теории звукообразования и управления голосом В.П. Багрунова [1] и приемы, выработанные на основе личного опыта автора. Применение методики на практике и анализ результатов обучения позволили сформулировать главные принципы обучения вокалу, характерные для данной методики. Перечислим эти принципы:

1. Петь красиво и легко могут все.

2. Музыкальный слух обязательно развивается у каждого.

3. Один и тот же исполнитель может исполнять и академический, и эстрадный репертуар.

4. Голос никогда не поздно развивать [4].

5. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Авторская методика решает задачи развития слуха и голоса даже у неподготовленных людей, поскольку объединяет в себе постепенность освоения упражнений, индивидуальный подход к психологическим проблемам обучающегося, использует логопедические приемы для исправления речи, использует необычные упражнения, например пение лежа, пение с в положении рук на лице для контроля зажима лицевых мышц, фиксация «вокальной маски» руками, наклоны для удерживание высоких нот. Данная методика, в отличие от других методик ориентированных на хорошие природные задатки и изначально правильное владение мимическими мышцами, не требует дополнительного напряжения мышц тела для ощущения опоры дыхание, напротив, тело поющего должно быть максимально расслабленно. Существующие методики, разработанные на основе анализа певческих приемов Ф.И. Шаляпина [1], методики преподавателей Петербургской и Московской консерватории [2] направлены на «воспитание» голоса учащихся, которые изначально обладают выдающимися способностями, развитым музыкальным слухом, прекрасным чувством ритма и хорошей артикуляцией. Вместе с тем, вокальные методики могут быть использованы  для решения проблем со слухом, с речью, для снятия стресса с учетом особенностей людей зрелого возраста, если точно определить причины, побуждающие прийти в вокальный класс, уяснить мотивацию обучающихся данной возрастной категории. Анализ методической, педагогической, психологической и музыкальной литературы выявил, что задача использования вокальных методик для развития слуха и голоса людей зрелого возраста при невыраженных способностях к вокалу практически не изучена. Так способы обучения вокалу людей зрелого возраста происходят из особенностей данного возраста. Согласно классификации Э. Эриксона период зрелости включает возрастную категорию 40-60 лет и характеризуется, происходящими физиологическими изменениями в организме человека: организм слабеет; снижается работоспособность; появляются отчетливые следы приближающейся старости во внешнем облике; приходит осознание, что лучшие годы позади, а многое из задуманного в юности еще не достигнуто и возникают мысли о зря прожитой жизни; подводятся предварительные итоги жизни [3]. Однако, творческая реализация в возрасте 40-60 лет помогает справиться с кризисом зрелого возраста, так как у данной категории людей, когда дети уже выросли появляется возможность больше уделять времени своему хобби, вспомнить забытые увлечения. Следовательно, занятия вокалом становятся одним из эффективных способов преодоления возрастного кризиса при условии грамотного подбора приемов и техник обучения.

Набор приемов преподавания вокала людям зрелого возраста обусловлен наличием к 40- 50 годам в жизни человека большого количества мышечных зажимов, которые самому человеку самостоятельно снять затруднительно. Вместе с тем, мышечные зажимы часто являются препятствием для свободного пения любимых песен в караоке и в кругу семьи.  Чтобы устранить зажимы и научиться владеть голосом каждый обучающийся проходит ряд этапов, на первом из которых задача преподавателя определить уровень подготовки и выявить проблемы, возникающие при вокализации.

Перечислим параметры, по которым проводится исследование вокальных задатков ученика:

1. Свободное положение нижней челюсти [1];

2. Отсутствие мышечных зажимов на лице [1];

3. Способность опускать язык в нижнее положение [5];

4. Координация движений при выполнении дыхательной гимнастики [6].

5. Музыкальный слух – механизм первичной переработки музыкальной информации и выражение отношения к ней;

6. Ладовое чувство – способность слуха к различению высоты, громкости, длительности звуков, понимание функциональных связей между звуками.

7. Звуковысотный слух – чувствительность к минимальному изменению высоты звука, восприятие ладовых, ритмических, гармонических связей и их оценка (чистая, фальшивая, напряженная, спокойная)

8. Интервальный слух – способность распознавания интервалов между нотами;

9. Чистота интонации – способность точного воспроизведения голосом;

10. Широта диапазона – способность брать предельно низкие и высоки звуки;

11. Тембральная окрашенность голоса;

12. Заглубленность звука;

13. Способность удерживать заданную высоту звука.

Анализ вокальных проблем вновь пришедших в студию по данным показателям выявил, что чаще всего встречается проблема с мышечными зажимами на лице и ограниченная подвижность нижней челюсти, как следствие проблемы с чистым воспроизведением, со звуковысотным слухом, заглубленность звука, тембральные проблемы (стертый тембр, срип в голосе, гнусавость), проблемы с дикцией.

Методика Юлии Маколкиной помогает решить проблемы нечистоты интонирования, расширить диапазон, улучшить исполнение академического и эстрадно- джазового репертуара, развить музыкальный слух, убрать зажимы в голосе и мышечные зажимы на лице, исправить недостатки тембра окрашенность голоса. При регулярных занятиях в течение 2-3 месяцев наблюдаются значительные улучшения у всех учеников. Методика может быть рекомендована не только для развития вокальных данных, но и при исправлении дефектов дикции, восстановлении речи после заболеваний, характеризующихся нарушениями речи.

Список литературы:

1. Багрунов В.П. Азбука владения голосом. Методика, основанная на раскрытии трех секретов феномена Шаляпина. СПб.: Издательство "Композитор", 2010. 220 с. ISBN 978-5-7379-0437-1

2. Гонтаренко Н.Б. Уроки сольного пения: вокальная практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 190 с. ISBN 978-5-222-23428-0

3. Кагермазова Л.Ц. Электронный учебник Возрастная психология. Нальчик: Изд-во КБГУ, 2009. 276 с. URL: https://www.studmed.ru/download/kagermazova-lc-vozrastnaya-psihologiya-psihologiya-razvitiya_371d8bd9e92.html (дата обращения: 30 ноября 2019).

4. Маколкина Ю.П. Хочешь красиво петь? Легко!!!. Самара: [б.и.], 2019. 52 с.

5. Сэт Риггз Голос. Пойте как звезды (Singing for the Stars: A Complete Program for Training Your Voice). СПб.: Питер, 2014. 128с. ISBN 978-5-496-01423-6

6. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. М.: АСТ, 2018. 256 с. ISBN: 978-5-17-109469-0


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: