1932–1941 гг. – период освоения и переработки классического наследия;
1941–1948 гг. – период проектирования для восстановительного строительства в СССР;
1948–1956 гг. – период проектирования театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани;
1956–1966 гг. – период, ориентированный на индустриальные методы строительства.
Творческий метод И.Г. Гайнутдинова на протяжении его профессиональной жизни в рамках меняющегося архитектурно-художественного стиля (от неоклассики до функционализма) имел прямую связь с региональными традициями. Стиль, господствующий в регионе, начинал постепенно замещаться другим, синтезируясь с ним, дополняясь народным творчеством, местными национальными мотивами, формируя уникальный творческий почерк зодчего. Архитектор И.Г. Гайнутдинов опирался на климатические условия; национальный состав населения; региональные планировочные принципы и формообразование; традиционные строительные материалы. Вклад архитектора в многонациональную советскую архитектуру заключается в исследовании национально-региональных традиций и внедрение их прогрессивных сторон в проектную практику в разных регионах СССР); в педагогическую подготовку региональных архитектурных кадров на уровне Татарстана и на уровне всесоюзного масштаба. И.Г. Гайнутдинов стоял у истоков образования казанской архитектурной школы. При его непосредственном участии в 1971 году состоялся первый выпуск архитекторов в КИСИ. Зодчий считал себя архитектором «вышедшим из среды татарского народа» и «глубокое осмысливание произведения с точки зрения использования традиционных приемов, композиции и форм, которые народ выработал и выкристаллизовал веками, исходя из местных конкретных условий природы, климата и обычаев» считал основополагающим в своем творчестве.
|
|
Архитектор Исмагил Галеевич Гайнутдинов заложил основы современной регионально-национальной архитектуры и методику формирования декоративно-художественной системы, соединяющей стилевые приемы русско-европейского классицизма, конструктивизма, модернизма с приѐмами, восходящими к традициям булгаро-татарского средневековья. Зодчий заложил основы научного исследования татарской народной архитектуры и использования народных традиций в архитектуре массового жилища и являлся основателем научного подхода к современному пониманию региональной архитектуры в разных стилевых системах. В основе творческого метода архитектора лежало органичное понимание прогрессивных черт наследия и задач современности и своим творчеством он доказал универсальность региональных традиций.
|
|
Литература
- Гайнутдинов И. Г. Национальные черты жилища казанских татар// Архитектурное наследство № 23. – Москва 1975г., С.144-158.
- Хмельницкий Д. Зодчий Сталин// Новое литературное обозрение. - Москва, 2007г.
3. Киносьян Н. С. Теоретический и практический вклад И.Г. Гайнутдинова в архитектуру сельских жилых домов послевоенного восстановительного строительства // Известия КГАСУ. – 2016. – № 2 (36). – С. 23-29.
4. Киносьян Н. С. Творческое наследие архитектора И.Г. Гайнутдинова и его роль в общем процессе развития архитектуры СССР в 30-60-е годы ХХ века // Известия КГАСУ. – 2017. – № 4 (42). – С.23-31.
Школа по ул. Жданова, 1935 г.
Здание главного корпуса Химико-технологического института, 1937г.
Станция метро Первомайская. Москва, проект 1939-1940
Рис.3 Павильон ТАССР на ВСХВ в Москве, 1939г.
Казань. Старый городской театр, фото конца 19 века
Государственный театр оперы и балета имени М. Джалиля в Казани (1948-1956)
Государственный театр оперы и балета имени М. Джалиля (интерьер)
Здание речного вокзала. Проект арх. Г. Гайнутдинов, М. Константинов, 1957-1962.
Здание речного вокзала. И. Г. Гайнутдинов, М. Константинов. Фото с натуры (1970-е)