В чем смысл «формационной» теории общества К. Маркса?

Кто авторы и в чем смысл «цивилизационной» модели общества?

Цивилизационный подход получил распространение благодаря английскому историку и социологу А. Тойнби, который для исследования исторического процесса использовал понятие цивилизации. Категория цивилизации нередко отождествляется с понятием культуры. Однако имеют место концепции, в которых цивилизация и культура противопоставляются друг другу. Так, например, Вл. Соловьев и Н. Бердяев рассматривали их как такие ступени мировой истории, которые существенно отличаются друг от друга. Культуру часто определяют как «вторую природу». Другими словами, под культурой понимают природу, обработанную человеком в целях удовлетворения тех или иных его потребностей. Однако культуру нельзя свести только к материальным вещам. Понятие культуры охватывает собой и продукты духовного производства, распространяется на общественные отношения. Суть культуры заключается в том, что она несет в себе совокупность и природных, и социальных качеств.

Арнольд Тойнби (1889–1975) обосновывал концепцию круговорота локальных цивилизаций. Под цивилизацией он понимал устойчивую систему территориальных, религиозных и политических характеристик. Всемирная история в его учении предстает как совокупность локальных цивилизаций, каждая из которых проходит определенный цикл. Цикл обозначает последовательный переход от стадии генезиса, как периода зарождения цивилизации, к стадии роста, сменяющейся надломом и затем дезинтеграцией. Дезинтеграционная фаза — это период разложения цивилизации, завершающийся ее гибелью.

Подобно Тойнби, идею цикличности в движении человеческой истории развивали О. Шпенглер в своей знаменитой книге «Закат Европы» и Н.Я. Данилевский в труде «Россия и Европа».

Источник: Е.Н. Пронина ФИЛОСОФИЯ Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011

В чем смысл «формационной» теории общества К. Маркса?

Формационный подход, представляющий собой оптимистическую трактовку общественного прогресса, был разработан в рамках марксистской философии. С точки зрения формационного подхода, исторический прогресс понимается как естественная смена общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация — это исторически конкретное общество на данном этапе его развития. Она включает в себя все явления, которые имеются в обществе: материальные, духовные, политические, социальные, семейнобытовые. Основу общественно-экономической формации составляет способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отношений. В зависимости от типа производственных отношений в развитии исторического процесса выделяют пять общественно-исторических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Поскольку в учении о формациях особое внимание акцентировалось на роли экономического фактора, материально-производственной деятельности людей в жизни общества, то вся иная их многообразная деятельность (политическая, духовная, культурная) не была в этом учении раскрыта в должной мере. Последовательное применение формационного подхода отодвигает на задний план роль человеческого фактора.

Источник: Е.Н. Пронина ФИЛОСОФИЯ Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011

 8. Можно ли реализовать идеи социального равенства и справедливости?

Принцип равенства составляет основу эгалитаризма (от фр. egalite- равенство). Согласно эгалитаризму именно равенство людей обеспечивает процветание общества. Там, где нет равенства, нарастают конфликты, которые приводят к распаду общества. Но что должно быть равным? Размеры личного благосостояния, моральные ценности, положение мужчин и женщин? Уроки истории свидетельствуют о том, что прямолинейная интерпретация социального равенства, например, как уравнивание всего и вся несостоятельна. Понимая это, многие исследователи говорят о равенстве возможностей. Но пока еще никому не удалось доказать, что хотя бы два индивидуума располагают одинаковыми возможностями. Не означает ли это, что принцип равенства вообще несостоятелен? На наш взгляд, принцип равенства корректен лишь в случае, если он интерпретируется как одинаковость социальных законов, в том числе экономических, политических или юридических.

Принцип справедливости.

При характеристике принципа свободы отмечалось, что в его формулировках не учитывается сочетание разнородных интересов различных индивидов. Именно в этой связи вводится принцип справедливости. Необходимость дополнения принципа свободы принципом справедливости прекрасно обосновал американский философ Дж. Роулз. Разумеется, принцип справедливости также интерпретируется по-разному.

Таблица 6.2. Концепции справедливости


В необходимости принципа справедливости из социальных философов мало кто сомневается. Более спорным считается вопрос о путях достижения общества справедливости. Согласно марксизму, справедливость недостижима без социалистической революции. Современные авторы считают предпосылкой и основанием справедливости общественный договор. Впервые концепция общественного договора была выдвинута Дж. Локком, И. Кантом и Ж.-Ж. Руссо. В наши дни эта концепция реанимирована Дж. Роулзом и Ю. Хабермасом. Оба полагают, что умелое использование институтов представительной демократии как раз и позволяет шаг за шагом утверждать принципы справедливости - в частности, путем совершенствования конституций как отдельных стран, так и более крупных социальных образований, например объединенной Европы. По Хабермасу, в продуктивный дискурс должно быть вовлечено как можно больше людей.

Итак, три принципа общественных наук, а именно: принципы равенства, свободы и справедливости, образуют определенное единство. Они, не исключая друг друга, выражают различные концептуальные особенности общественного устройства. Безусловно, концептуальное единство трех принципов воодушевляет, но ему, как нам представляется, недостает этической обостренности.

Источник: Канке В.А. «Философия для экономистов» 2013


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: