Классный час «Жизнь, зачем ты нам дана?»
Цель: побудить к размышлениям об истинных нравственных ценностях
Задачи:
· способствовать формированию у обучающихся правильных и высоконравственных представлений о жизни; расширить представления о стрессе и его преодолении;
· научить ценить жизнь в любых ее проявлениях;
· развивать желание и умение размышлять на философские темы.
Сегодня на классном часе мы поговорим о смысле жизни. Тема сегодняшнего классного часа, как вы видите, заявлена в названии «Жизнь, зачем ты нам дана?».По пушкинской строчкеясно, что будем говорить о …жизни, о смысле, о целях жизни, о предназначении и о том, как жить и т.д.
Сформулируйте, пожалуйста, в чем вы видите смысл и цели своей жизни в данный отрезок жизни, и запишите на листах.
Вопрос, вынесенный в тему классного часа, волновал людей во все времена. Скажем, тот, кому не важен этот вопрос, тот или очень счастливый человек, или человек умственно и нравственно неполноценный. Какие бы книги мы не читали, в каждой обязательно будет затронута эта проблема.
Для чего жить? Для чего изо дня в день трудиться, а тем более, когда этот труд тяжел и подчас непосилен? Для чего терпеть лишения, страдать, приносить жертвы, если жизнь всё равно конечна? Каков смысл моей личной жизни? Для чего я живу?
Притча о смысле жизни
Я запутался, блин... — сказал Человек. — Понимаешь, не знаю, куда идти, не знаю зачем. Время проходит, а я даже не знаю толком, кто я... Я устал от неопределенности, устал бояться, что сделаю что-нибудь не то, устал блуждать впотьмах, устал совершать ошибки...
— Понимаю, — сказало Дерево. — Но чем могу помочь тебе я?
— Одолжи мне свой смысл жизни, — повторил Человек. — Может, поможет...
— Хорошо, — согласилось Дерево. — Вот мой смысл жизни: расти.
— Расти? — переспросил Человек. — Просто расти? И все??
— Да, — сказало Дерево, — просто расти — и все, — и оно замолчало.
— Дерево! Погоди, не засыпай! — крикнул Человек. — Объясни, что значит «просто расти»? Ведь я и так — просто расту! Вернее, — поправился он, — раньше рос, сейчас-то уже вырос...
Но Дерево не отвечало, и Человек пошел к реке.
— Река! — крикнул Человек.
— Что? — отозвалась Река.
— Одолжи мне свой смысл жизни! — попросил Человек.
— Зачем? — спросила Река. — Своего, что ли, нету?
— Нету... — опустив голову, сказал Человек.
— Вот как... — сказала Река. — Тогда ладно, слушай. Мой смысл жизни — течь.
— Течь... — повторил Человек.
— Да-да, течь, — и Река ужурчала куда-то по камням.
Решив подождать для верности, не разъяснит ли Река свою позицию, Человек лег на берегу и стал греться на солнце.
— Как дела, Человек? — спросило Солнце.
— Вообще-то не очень, — пожаловался Человек. — Смысл жизни не могу отыскать. Дерево говорит: «Расти», Река говорит: «Течь», но мне что-то расти и течь не особо хочется... Может, ты чего присоветуешь? Какой у тебя смысл жизни?
— С удовольствием, — сказало Солнце. — Мой смысл жизни — дарить свет.
— «Дарить свет», зашибись! — всплеснул руками Человек. — И это все?
— Все, — подмигнуло Солнце. — А! Нет, есть еще.
— Ну-ка? — оживился Человек.
— Тепло. Дарить тепло. И свет! — напомнило Солнце и укатилось за горизонт. Стало темно.
— Краткие все, куда деваться! — возмутился Человек. — А мне-то как быть? Расти? Течь? Или, может, дарить свет? Дарить свет... Лампочку, что ли, на нос повесить и болтать? Луна! Эй, Луна-а! — воззвал Человек.
— Да? — Луна показалась из-за гребня горы и посветила поярче, чтобы разглядеть, кто тут воет.
— Какой у тебя смысл жизни? — упадническим голосом спросил Человек.
Луна помолчала и торжественно ответила:
— Ощущать пустоту.
Аж эхо по горам прокатилось. Человек уже устал удивляться ответам, но тут не мог не удивиться:
— Как можно ощущать пустоту? Это же когда ничего нет! — воскликнул он.
— А как можно не ощущать пустоту? Ведь это то, откуда берется все, — мягко возразила Луна и уплыла в небо.
Человек закрыл глаза и попытался осмыслить все, что ему было сказано. Не получилось. В голове все перемешалось. «Расти, течь, дарить свет, ощущать пустоту... Бред какой-то...» — Человек тряхнул головой и открыл глаза. Перед ним стоял ребёнок.
— Здластвуй! — сказал Ребёнок.
— Ты-то как тут? — испугался за Ребёнка Человек, — Мамка где? И почему без штанов?
— Мамка там! — Ребёнок сделал жест, каким обычно отмахиваются от комаров. — А станы я... это... потелял! Ты чего сидис? — не по годам ловко переменил он тему разговора.
Человек отнесся к ораторскому маневру младенца неодобрительно, но решил ответить (все равно ничего не поймет):
— Смысл жизни ищу...
— И сто, насол? — поинтересовался Ребёнок.
— Не-а... не насол... — передразнил Человек.
— А я насол! — радостно сообщил Ребёнок.
— И давно? — съязвил Человек.
— Не знаю. — сказал Ребёнок.
Человек начал выходить из себя:
— Ну, и какой у тебя, о мудрейший из карапузов, бегающих ночью по лесу без порток, смысл жизни?
Но Ребёнка уже и след простыл. И только из темноты донесся его переливчатый смех:
— Иг-ла-а-ать!!!
— Ах, играть! — всплеснул руками Человек. — Вот совет так совет! — раздосадованный, он бросил вслед насмешливому Ребенку пучок травы. Не попал.
Тем временем рассвело. Человеку больше не хотелось ни у кого спрашивать про смысл жизни. Он встал, отряхнул руки о штаны и пошел куда глаза глядят. Вскоре в голове возникла какая-то мелодия, и он запел. Вначале тихонько, себе под нос, а затем — громко, во весь голос. И вдруг почувствовал, как вокруг все замерло. Тогда Человек запел еще громче, еще увереннее. В своем неожиданном пении он позабыл обо всем, и так ему стало на душе хорошо, светло и радостно, что он даже не удивился, когда увидел, что само Время остановилось, позволяя звукам прекрасной мелодии течь, игриво переливаться и разрастаться, заполняя собою все вокруг...
У каждого свой смысл жизни и если есть мысли, что Вы его потеряли, то это всего лишь самообман. Надо жить и дарить всем тепло и добро(так можно быстро вновь обрести этот самый смысл жизни). При этих действиях будет видно, что Вы кому-то очень нужны или кто-то нуждается в Вашей помощи и даже простой человеческой улыбке...Согласитесь, это же очень важно...
- Представьте себе на минуту, что вы не на классном часе, а на свежем воздухе. Прекрасное летнее утро, может быть, день. Вы сидите в лодке и управляете ею. У вас своя река и своя лодка.
1. Как должен управлять лодкой человек?
2. А если река с сильным течением?
3. Что собой представляет река?
4. Каковы ее глубинные воды?
5. Что может происходить на поверхности реки?
6. Можно ли справиться с волнами, не будучи умным лодочником?
7. Можно ли сравнить человеческую жизнь с рекой? Почему?
8. Как вы думаете, бороться с трудностями легко?
Под стеклянным колпаком всю жизнь не проживешь, что жизнь без забот и тревог – это не жизнь, что именно заботы и тревоги приносят человеку радость и счастье. Что есть наша повседневная жизнь? Радости и огорчения, удачи и неудачи, достижения и провалы, взлеты и падения, то есть сплошные конфликты, заботы, проблемы. Большие и маленькие. И всякий раз мы должны решать их. Вся наша жизнь состоит из стрессовых ситуаций, без которых она невозможна. Стрессовые ситуации – это испытания, которые нас закаляют, адаптируют к жизни в обществе, дают возможность получить опыт.
Мы с вами интересно провели наш час общения, о многом сегодня задумались во время разговора, возможно лучше будите понимать себя, ваши желания станут четкими. В добрый путь!