Тема: «Всё для фронта, всё для победы»
Цель: формирование у обучающихся патриотизма, ценностного отношения к событиям Великой Отечественной войны, уважения к представителям старшего поколения.
· Задачи: Расширить и углубить знания об основных событиях Великой Отечественной войны;
· Охарактеризовать события, которые произошли в нашем крае в годы Великой Отечественной войны;
· Раскрыть героизм жителей нашего края;
· Воспитывать у учащихся любовь к своему городу, региону;
· Способствовать воспитанию чувства причастности к истории родного края, родного города, чувства гордости за своих предков, одолевших страшного врага;
Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, стихи военных лет, ролик о тружениках тыла, музыка фоновая, и музыка военных лет.
Основные даты: 22 июля 1942 г. – оккупация немецкими войсками Луганщины.
18 декабря 1942 года – освобождение первого населенного пункта области — села Пивнёвка.
14 февраля 1943 г. – освобождение г. Луганска.
4 сентября 1943 года освобождение Луганщины от немецко-фашистких захватчиков.
|
|
Формы воспитательной работы:
· Урок мужества.
· Хроника важнейших событий ВОВ в нашем крае.
· Наглядная агитация (тематические стенды, специальная литература, видео- и аудиозаписи)
Ход занятия:
Учитель: Вступительная часть.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада Вас видеть.
Великая Отечественная война 1941-1945 –одна из самых трагически-страшных страниц нашей истории, которые нам ярко демонстрируют боль всего народа, а вместе с ней и Великое Мужество, и Героизм, начиная с самых первых её страниц.
9 мая 2020 года будет отмечаться 75-летие наши классные часы И первый классный час по теме:««Всё для фронта,всё для победы»
Ведущий 1. О, земля Луганщины! Много ты видела на своём веку за долгие годы столетий. Бесчисленные полки кочевых племён сливались в бесконечный поток татаро-монгольской орды. С севера и с запада шли чёрным клином шведские и немецкие крестоносцы, с юга и востока половецкие ханы и турецкие паши. Отовсюду из века в век!
Ведущий 2. Многострадальная земля! Не знала ты покоя под набатом колоколов, в зареве несчитанных пожарищ. Но на удивление врагам поднималась ты перед ними всё могущественней и величественней. Колокола гремели то в честь победы Александра Невского на Чудском озере, то в честь победы Дмитрия Донского на Куликовом поле, то Петра Великого под Полтавой, то Кутузова в 1812 году, то гремели победные салюты на Красной площади в мае 1945 года.
Ведущий 3. Всё дальше уходят от нас грозные годы Великой Отечественной войны. Идёт 75 годовщина, как закончилась кровопролитная война, в которую были втянуты по вине фашистской Германии во главе с Адольфом Гитлером, десятки государств, миллионы людей.
|
|
Чтец 1:
Война! Жесточе нет слова!
Война! Страшнее нет слова!
И на устах у всех иного
Уже не может быть, и нет!
Она такой вдавила след
И стольких на землю положила
Что 20 лет и 50 лет живым не вериться, что живы.
(К. Симонов)
Луганщина в годы Великой Отечестенной войны.
Ведущий 1. Вероломное нападение фашистской Германии на СССР прервало мирный труд советских людей. К концу 1941 года около двух тысяч человек из Ворошиловградской области ушли на фронт
Ведущий 2. И тыл в то время тоже фронтом был.
Чтец 2:
Война. Страшней нет ничего на свете,
«Для фронта всё!» – девиз страны таков,
Трудились все: и взрослые, и дети
В полях и у мартенов, у станков.
Фронт обеспечить! – нет важней задачи,
Трудились для победы все в тылу,
Бойцам в боях не выстоять иначе,
Труд для победы заслужил хвалу.
Всё отдавали фронту для победы,
Тыл только крохи оставлял себе,
Терпели стойко тяжести и беды,
Чтоб быстро одолеть врага в борьбе.
Тыл обеспечил армию надёжно,
Оружие – основа всех основ,
Хотя пришлось невероятно сложно,
Но армии шли смело на врагов.
Фронтовикам в день майский честь и слава!
На их груди сверкают ордена,
Но тыл в победу сил вложил немало.
Фронт трудовой! Была им вся страна!
(А. Болутенко)
Ведущий 3. Требования военной поры объединяли людей, направляли их мысли и дела в общее русло. Складывалось монолитное единство фронта и тыла, ставшее одним из важнейших условий нашей победы. Ушедших на фронт мужчин заменили на рабочих местах их жены и сестры. Дети – подростки, люди преклонного возраста. Более 50 тысяч женщин и девушек ежедневно спускались в забои шахт, становились к станкам и агрегатам в заводских цехах. Пять тысяч женщин в дни жатвы сели за штурвалы тракторов и комбайнов. Старались убрать урожай до последнего колоска, понимали: без хлеба, как и без патронов, снарядов, армия воевать не может.
Ведущий 1. На шахтах треста «Донбассантрацит» около 600 горняцких жен и дочерей овладели неженскими профессиями навалоотбойщика, врубмашиниста, электрослесаря. Ударными делами зарекомендовал себя женский коллектив добычного участка во главе с Лидией Павловой и Анной Маслюк на шахте № 4-6 «Карбонит» треста «Первомайскуголь».
И всюду, где бы не работали в тот трудный для Родины час женщины, они трудились честно, самоотверженно, иной раз даже казалось – сверх возможного. Все тяготы войны легли и на их плечи, и на их сердца: детей растить, дом обогревать, армию вооружать. Одевать и кормить. Убитых оплакивать – и не сломиться, не пасть духом.
Ведущий 2
Работая в труднейших прифронтовых условиях, каждый трудовой коллектив считал своим священным долгом вносить максимально возможный вклад в борьбу с агрессором.
Ведущий 3
В годы Великой Отечественной войны подземными рабочими работало 245 тыс. женщин, составлявших 86 процентов шахтерских коллективов. Движение «Девушки, в забой!» возникло стихийно, внезапно и массово. В сентябре 1943 года, в первые дни освобождения Донбасса, начался подземный подвиг женщин. В Горловке одной из первых была 19-летняя Мария Гришутина.
Ведущий 1 А в январе 44-го женщины-шахтеры всенародно дают клятву: «Каждый день выполнять две нормы: за себя и за воюющего или погибшего отца, брата, мужа, любимого». С февраля страна привыкает к женским рекордам. А воины-артиллеристы прикрепили портрет знаменитой горнячки Гришутиной на щит пушки, стрелявшей в мае 45-го по Рейхстагу И трудились, подчеркиваем, женщины вручную — без комбайнов и комплексов. С 1943-го по 1947 годы на подземных работах в шахтах Донбасса работало до 80 % женщин. Всего на подземных работах в военные и послевоенные годы работали от 200 до 250 тысяч женщин, соответственно. Медалью «За восстановление угольных шахт Донбасса» награждено 46 300 человек, из них больше половины — женщины.
|
|
Ведущий 2
Шахта «Белицкая»
Для женщин Донбасса была установлена норма — 65 % от сменного задания забойщиков-мужчин. Вспоминают, что такая «поблажка» обижала девчат и уже через месяц бригада стала выполнять план на 105—110 %. Тогда, в те тяжелейшие дни, горнячки города Кадиевки обратились ко всем женщинам Ворошиловградской области: «Дорогие подруги! Родина наша Донбасс теперь освобождена от врага. Отступая, он разрушил наши шахты и города. Взгляните, сестры, на рудники и поселки! Лопата, обушок и кирка, ручные воротки и бадьи были основными орудиями труда и видами подъемных механизмов. И все же уголь шел на-гора! Превозмогая себя, жены погибших воинов превращались из рыдающих вдов в квалифицированных тружениц угольных шахт.
Ведущий 3
Александрина Прасковья Фёдоровна — горный мастер поверхностного комплекса ш/у 22-4 бис, г. Красный Луч, Украинская ССР, Герой Соц Труда (1960). Делегат XXII съезда КПСС (1961)
Родилась 1917 г в Азовском районе Ростовской области. С 15 лет трудилась на ферме. Окончила курсы счетоводов, работала в колхозе. По комсомольской путевке отправилась на шахту в Белокрытву. Во время войны жила у матери в Саратове. В марте 1943 г вернулась из Саратова в Белокрытву. Работала в колхозе. Потом ушла на шахту. 3 года работала навальщицей, бутчицей. На шахте № 22 в Красном Луче в 1947 г ее приняли в ряды Компартии. Окончила курсы горных мастеров и стала горным мастером.
В 1959 г. вышло постановление о переводе всех женщин, работавших под землей, на поверхность. П. Ф. Александрина стала работать горным мастером поверхностного комплекса шахты 22/4-бисс.
В едущий 1 Академик –металлургии Евгений Оскарович Патон вспоминал: «Никогда не забыть мне женщин тех лет. Слтнями приходили на завод выполняли самую тяжёлую мужскую работу, стояли часами в очередях
И воспитывали детей не сгибались под тяжестью горя, когда прибывали похоронная на мужа, сына или брата Это были настоящие героини трудового фронта, достойные восхищения»
|
|
Ведущий 2 Когда угроза оккупации области стала реальной, повсеместно развернулась работа по эвакуации на восток страны промышленных предприятий.
.В едущий 3. В связи с угрозой фашистской оккупации в сентябре—декабре 1941 года из области вглубь страны было эвакуировано свыше 150 предприятий, отправлено около 8 тыс. вагонов оборудования и материалов, сотни колхозов, совхозов, учебных заведений и учреждений, а также около 270 тыс. советских людей.
В глубоком советском тылу ворошиловградские паровозостроители выпускали танки Т-34 и боеприпасы, краснолучские машиностроители изготовляли минометы и боеприпасы, ворошиловградские металлурги плавили в Магнитке металл, шахтеры добывали уголь в Караганде и Кузбассе.
Ведущий 3.
Страна чтобы максимально обеспечить рабочей силой оборонные отрасли, государства прибегло к массовой мобилизации работников лёгкой промышленности, сельского хозяйства,ряда других отраслей, а также учащихся на предприятия тяжелой промышленности. Самовольный уход с предприятия запрещался. Массовый характер приобрело движение «Работать не только за себя, но и за товарища,ушедшего на фронт». Появились двухсотники, выполнявшие план на 200 процентов
Чтец 3
У нас в тылу работали заводы,
Там собирали танки, самолёты,
Снаряды делали и пули отливали,
Одежду, сапоги изготовляли,
Для самолётов бомбы, ружья для солдат,
Орудья и, конечно, провиант.
Без мужественных тружеников тыла
Страна бы наша никогда не победила.
Их тоже часто награждали,
И ордена давали, и медали.
Война и деревня
Ведущий 1.
Война нанесла огромный урон сельскому хозяйству. В 1941-1942 годах около половины посевных площадей и поголовья скота, почти треть энергетических мощностей оказались в руках оккупантов. Тракторы, автомобили, лошади изымались для нужд фронта.
Ведущий 2.
В армию ушли практически все мужчины призывных возрастов. Во многих селах и деревнях вообще не осталось мужчин моложе 50-55 лет. В 1943 году 71% работников сельского хозяйства составляли женщины. Рядом с ними трудились старики и подростки. В армию было призвано большинство механизаторов (ведь тракторист — практически готовый водитель танка). Женщины освоили трактор. Уже в 1942 году в соревновании женских тракторных бригад принимали участие 150 тысяч человек.
Ведущий 2
Война потребовала от деревенских тружеников величайшего самопожертвования. Обязательный минимум трудодней был увеличен до трехсот в год. Продукция колхозов и совхозов полностью и практически безвозмездно сдавалась государству.
Ведущий 3.
Выживали колхозники за счет приусадебных участков, хотя те и были обременены налогами и различными обязательными сборами. Неимоверное напряжение сил крестьянства позволило обеспечить армию продовольствием, а военную промышленность — сырьем.
Чтец № 4
Владимир Матвеев «СЛЕЗЫ ВОЙНЫ»
Косилки-сгребалки в упряжках быков,
Гремят шатунов шестеренки…
Война забрала казаков, пареньков,
Хлеб косят казачки, девчонки.
И падает рожь на густое жнивье,
В тот год добротой налитое,
И женские руки ласкают ее
Для жизни – она того стоит.
А гул канонады, как грозный набат,
Тревожит донскую сторонку
И полем ведет свое «войско» комбат
Через ржаную загонку.
И смотрят солдаты на хлеб и на баб,
На трудности, горе и беды,
И искренне верят: народ наш не слаб,
И в этом величье победы
Ведущий 3
Уходят в историю десятилетия, но не заживают раны в памяти народа о погибших воинах. До сих пор оплакивают матери своих сыновей, жены - мужей, дети - отцов.
Чтец 5
Чтение стихотворения. «Мы против войны»
В классе уютном, просторном
Утром стоит тишина.
Заняты школьники делом –
Пишут по белому черным,
Пишут по черному белым,
Перьями пишут и мелом: «Нам не нужна Война!»
Четкая в утреннем свете,
Каждая буква видна.
Пишут Луганские дети: "Мир всем народам на свете.
Нам не нужна Война!"
Мир всем народам на свете.
Всем есть простор на планете, -
Свет и богат и велик. Наши Луганские дети
Так изучают язык.
Заключительное слово
Классный руководитель.
Победа в Великой Отечественной - это результат героизма и мужества всего нашего народа. Мы должны гордиться этой победой и сохранять благодарную память о тех, кто завоевывал эту победу в жестоких боях. В заключение я хочу прочитать слова А.С. Пушкина, которые он писал П.Я. Чаадаеву: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя... но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал. Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости... Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие... Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим». Мне кажется, что эти слова поэта звучат сейчас очень современно. На этой ноте мы и закончим наш классный час.