В храме, когда идёт богослужение дух захватывает от церковного песнопения, исполняемого аккапельно, то есть без музыкального сопровождения

Большинство сохранившихся памятников древнерусского зодчества- храмы.

Храм венчают купола с крестами.

Количество куполов могло иметь символический смысл

  • 1 - единый Бог;
  • 2 - божественное и человеческое начало во Христе;
  • 3 - знак святой Троицы;
  • 5 - Христос и 4 евангелиста;
  • 7- число церковных таинств;
  • 9- число ангельских чинов, сил небесных;
  • 13 - Христос и 12 апостолов;
  • 33 - число земных лет Христа.

Каждый купол опирается на барабан (архитектурная конструкция в виде цилиндра, подпирающего купол). Своды и купола в храме поддерживает аркатурно-колончатый пояс (архитектурная конструкция в виде двух опор с перекинутой между ними дугой.) Чем обширнее храм, тем больше в нем столбов. Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары (полукруглое завершение стены церковного здания).

Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы - апсиды, в которых размещается алтарь (священная часть храма, в которой находится престол, символизирующий “гроб Господень”.)

Вход в храм имеет красивое нарядное оформление-портал.

Заглянем внутрь храма. С западной стороны к нему пристроен притвор, который отделяется от церкви глухой стеной с дверью. В притворе во время богослужения находились те, кому за совершенные грехи запрещался вход в храм, а также те, кто только еще готовился принять крещение.

Внутреннее убранство храма делится на две части. В самой просторной, ближе к западному входу, во время богослужения находятся верующие. В восточной части - алтарь. В северной части алтаря есть еще одно помещение - жертвенник, по названию каменного стола, стоящего посреди него. Во время главного православного богослужения - литургии - на нем готовят для причащения священные дары - хлеб и вино. В южной части алтаря находится особое помещение - диаконник, где перед началом службы священник и его помощник, диакон, облачаются в священные одежды - ризы. Здесь же ризы обычно и хранятся, отсюда второе название диаконника - ризница.

ЗАДАНИЕ: Найдите архитектурные памятники, построенные в XIV-XV веках и выпишите

2. Живопись

Теперь, давайте, зайдём внутрь храма. Что там можем увидеть?

  • иконы
  • фреску
  • мозаика.

Мозаика – вид настенной живописи, выполненный из кубиков цветного стекла.

Фреска - вид настенной живописи, выполненный водяными красками по сырой штукатурке.

 С глубокой древности слово “Икона”  употребляется для отдельных изображений, как правило, написанных на доске. Причина этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом. Иконы писали на досках: в Византии на тяжелых кипарисовых, на Руси – на липовых сосновых. Дерево было на Руси доступным и дешевым материалом. Доску сверху покрывали левка’сом (от греч. “левкок” – “белый”) – меловым грунтом. Затем наносили контуры рисунка, по которому писали красками. Краски иконописцы растирали на яичном желтке, поэтому они были очень прочными и яркими. Сверху икону покрывали олифой (от греч. “олиефа” “мазь”, “масло”) – веществом на основе растительного масла, образующим пленку. Эта пленка защищала живопись от влаги и повреждений. Олифой в старину пользовались вместо лака. Но олифа обладает свойством со временем темнеть, и за 70-100 лет она темнела на столько, что почти совсем скрывала, находящуюся под ней живопись. В древности на Руси знали и применяли способы удаления потемневшей олифы, т.е. способы “расчистки” древней живописи. Но способы эти были трудоемки и со временем иконы стали не расчищаться, а “поновляться”, т.е. поверх потемневшей олифы писалось новое изображение. Часто на древних иконах делалось в течение веков несколько таких подновлений - первоначальная живопись в таком случае закрывалась несколькими слоями записей, каждый из которых был покрыт олифой.

Подавляющее большинство русских церквей были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера. Византийцы разработали учение о символике цвета. По их представлениям, каждый цвет нес в живописи смысловую нагрузку. Например:

Белый - непорочность, чистота, нежность (Христос, ангелы - в белом).

Черный - смерть, загробный мир, зло, печаль (траур - одеваются в черное).

Зеленый - юность, цветение

Голубой - чистое небо – место обитания Бога, ангелов, символ божеств, небесного мира

Красный – огонь, жизнь, могущество (цвет крови)

Золотой – тепло, спокойствие. (закрашивали нимбы святых, покрывали купола церквей - воспринимали не как цвет, а как свет, исходивший от Бога и наполнявший весь мир.)

Таким образом, художественный язык живописи, не столько передает качество предмета, сколько мысль художника, его чувства, отношение к происходящему.

Среди образованных людей находились немногие, особо чуткие к искусству люди, сумевшие ощутить в этой почерневшей живописи таящуюся в ней художественную силу. Так в 1840 году историк Иванчин-Писарев, посетивший Троице-Сергиеву лавру, сумел увидеть в хранящейся там сильно потемневшей “Троице” Андрея Рублева ценнейший памятник искусств.

XV век – золотой век древнерусского изобразительного искусства. В средние века считалось, что единственный творец на земле – Бог. Поэтому ни живописец, ни зодчий, никогда не афишировали своё авторство. И всё - таки имена некоторых иконописцев до нас дошли. Среди них: А. Рублёв и Ф. Грек.

Ответить на вопрос: “Что общего и различного в живописи А. Рублёва и Ф. Грека?”. Обратите внимание на то, какие краски, цвета они используют, линии, какое впечатление у вас остаётся при виде икон?

А. Рублёв:

1

2

3

Ф. Грек:

1

2

3

? Какое событие могло найти отклик в их произведениях? (                                  ).

? Какие чувства и мысли волновали больше всего русского человека в то время? (                     )

3. Музыка.

Какую музыку чаще всего можно было слышать на Руси? (колокольный звон)

Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины. Колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках. У колокольных звонов несколько названий.

  какие виды колокольных звонов, чаще всего звучали на Руси?

1.

2.

3.

В храме, когда идёт богослужение дух захватывает от церковного песнопения, исполняемого аккапельно, то есть без музыкального сопровождения.

Вернёмся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока:

“Какие идеи несли в себе памятники зодчества, живописи и музыки?”

1.

2.

3.

Мы закончили изучение темы и выяснили, что все исторические события находят отражение в памятниках культуры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: