Большинство сохранившихся памятников древнерусского зодчества- храмы.
Храм венчают купола с крестами.
Количество куполов могло иметь символический смысл
- 1 - единый Бог;
- 2 - божественное и человеческое начало во Христе;
- 3 - знак святой Троицы;
- 5 - Христос и 4 евангелиста;
- 7- число церковных таинств;
- 9- число ангельских чинов, сил небесных;
- 13 - Христос и 12 апостолов;
- 33 - число земных лет Христа.
Каждый купол опирается на барабан (архитектурная конструкция в виде цилиндра, подпирающего купол). Своды и купола в храме поддерживает аркатурно-колончатый пояс (архитектурная конструкция в виде двух опор с перекинутой между ними дугой.) Чем обширнее храм, тем больше в нем столбов. Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары (полукруглое завершение стены церковного здания).
Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы - апсиды, в которых размещается алтарь (священная часть храма, в которой находится престол, символизирующий “гроб Господень”.)
Вход в храм имеет красивое нарядное оформление-портал.
|
|
Заглянем внутрь храма. С западной стороны к нему пристроен притвор, который отделяется от церкви глухой стеной с дверью. В притворе во время богослужения находились те, кому за совершенные грехи запрещался вход в храм, а также те, кто только еще готовился принять крещение.
Внутреннее убранство храма делится на две части. В самой просторной, ближе к западному входу, во время богослужения находятся верующие. В восточной части - алтарь. В северной части алтаря есть еще одно помещение - жертвенник, по названию каменного стола, стоящего посреди него. Во время главного православного богослужения - литургии - на нем готовят для причащения священные дары - хлеб и вино. В южной части алтаря находится особое помещение - диаконник, где перед началом службы священник и его помощник, диакон, облачаются в священные одежды - ризы. Здесь же ризы обычно и хранятся, отсюда второе название диаконника - ризница.
ЗАДАНИЕ: Найдите архитектурные памятники, построенные в XIV-XV веках и выпишите
2. Живопись
Теперь, давайте, зайдём внутрь храма. Что там можем увидеть?
- иконы
- фреску
- мозаика.
Мозаика – вид настенной живописи, выполненный из кубиков цветного стекла.
Фреска - вид настенной живописи, выполненный водяными красками по сырой штукатурке.
С глубокой древности слово “Икона” употребляется для отдельных изображений, как правило, написанных на доске. Причина этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом. Иконы писали на досках: в Византии на тяжелых кипарисовых, на Руси – на липовых сосновых. Дерево было на Руси доступным и дешевым материалом. Доску сверху покрывали левка’сом (от греч. “левкок” – “белый”) – меловым грунтом. Затем наносили контуры рисунка, по которому писали красками. Краски иконописцы растирали на яичном желтке, поэтому они были очень прочными и яркими. Сверху икону покрывали олифой (от греч. “олиефа” “мазь”, “масло”) – веществом на основе растительного масла, образующим пленку. Эта пленка защищала живопись от влаги и повреждений. Олифой в старину пользовались вместо лака. Но олифа обладает свойством со временем темнеть, и за 70-100 лет она темнела на столько, что почти совсем скрывала, находящуюся под ней живопись. В древности на Руси знали и применяли способы удаления потемневшей олифы, т.е. способы “расчистки” древней живописи. Но способы эти были трудоемки и со временем иконы стали не расчищаться, а “поновляться”, т.е. поверх потемневшей олифы писалось новое изображение. Часто на древних иконах делалось в течение веков несколько таких подновлений - первоначальная живопись в таком случае закрывалась несколькими слоями записей, каждый из которых был покрыт олифой.
|
|
Подавляющее большинство русских церквей были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера. Византийцы разработали учение о символике цвета. По их представлениям, каждый цвет нес в живописи смысловую нагрузку. Например:
Белый - непорочность, чистота, нежность (Христос, ангелы - в белом).
Черный - смерть, загробный мир, зло, печаль (траур - одеваются в черное).
Зеленый - юность, цветение
Голубой - чистое небо – место обитания Бога, ангелов, символ божеств, небесного мира
Красный – огонь, жизнь, могущество (цвет крови)
Золотой – тепло, спокойствие. (закрашивали нимбы святых, покрывали купола церквей - воспринимали не как цвет, а как свет, исходивший от Бога и наполнявший весь мир.)
Таким образом, художественный язык живописи, не столько передает качество предмета, сколько мысль художника, его чувства, отношение к происходящему.
Среди образованных людей находились немногие, особо чуткие к искусству люди, сумевшие ощутить в этой почерневшей живописи таящуюся в ней художественную силу. Так в 1840 году историк Иванчин-Писарев, посетивший Троице-Сергиеву лавру, сумел увидеть в хранящейся там сильно потемневшей “Троице” Андрея Рублева ценнейший памятник искусств.
XV век – золотой век древнерусского изобразительного искусства. В средние века считалось, что единственный творец на земле – Бог. Поэтому ни живописец, ни зодчий, никогда не афишировали своё авторство. И всё - таки имена некоторых иконописцев до нас дошли. Среди них: А. Рублёв и Ф. Грек.
Ответить на вопрос: “Что общего и различного в живописи А. Рублёва и Ф. Грека?”. Обратите внимание на то, какие краски, цвета они используют, линии, какое впечатление у вас остаётся при виде икон?
А. Рублёв:
1
2
3
Ф. Грек:
1
2
3
? Какое событие могло найти отклик в их произведениях? ( ).
? Какие чувства и мысли волновали больше всего русского человека в то время? ( )
3. Музыка.
Какую музыку чаще всего можно было слышать на Руси? (колокольный звон)
Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины. Колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках. У колокольных звонов несколько названий.
какие виды колокольных звонов, чаще всего звучали на Руси?
1.
2.
3.
В храме, когда идёт богослужение дух захватывает от церковного песнопения, исполняемого аккапельно, то есть без музыкального сопровождения.
|
|
Вернёмся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока:
“Какие идеи несли в себе памятники зодчества, живописи и музыки?”
1.
2.
3.
Мы закончили изучение темы и выяснили, что все исторические события находят отражение в памятниках культуры.