Теоретические подходы к осуществлению педагогической деятельности по художественному направлению в условиях учреждения дополнительного образования

Художественное воспитание личности представляет собой процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, является одним из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

В России теория и практика художественного воспитания в своем развитии опираются на концепции А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, П.А. Флоренского, определяющие процесс эстетического воспитания на основе принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного в эмоционально-чувственном освоении, оценке личностью эстетических свойств реальности и искусства.

В.А. Разумный считает, что суть эстетического воспитания состоит в активном, целенаправленном формировании и совершенствовании системы эстетических потребностей личности, той сферы ее духовной жизни, которую обобщенно принято называть эстетической культурой. Эстетическое воспитание — целенаправленная система действенного формирования и развития эмоционально-чувственного и ценностного сознания человека, способного с позиций общественного идеала воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве, способного жить и преобразовывать мир по законам красоты под влиянием искусства и явлений реальности (Педагогический энциклопедический словарь).

В процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные эстетические творческие способности. Сформированная эстетическая культура личности снимает противоречия между чувствами и разумом, эмоциями и интеллектом, материальным и духовным, объективным и субъективным. В процессе всестороннего эстетического развития личности достигается гармония между личным и общественным, коллективным и индивидуальным. В отечественной педагогике четко разделяется понятие «эстетическое воспитание» и «художественное воспитание». Эстетическое воспитание рассматривается как более широкое понятие по отношению к художественному воспитанию, которое входит в него составной частью.

«Художественное воспитание — это целенаправленный педагогический процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать в них художественно-творческие способности в процессе их собственной творческой деятельности»

Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика (наука о прекрасном).

Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы художественно-эстетического воспитания.

В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо и другие.

Так, в работе «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой утверждается: "… педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства". В то же время, в общепринятом виде эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве».

В обоих определениях речь идёт о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчёркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Д.Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Автор подчёркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребёнка. К примеру, развитие у ребёнка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребёнком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, так же как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Из обозначенных определений понятия «эстетическое воспитание» ряд авторов выделяет основные положения, говорящие о его сущности:

· процесс целенаправленного воздействия на личность;

· формирование способности воспринимать, видеть и оценивать красоту в искусстве и жизни;

· задача эстетического воспитания - формирование эстетических вкусов и идеалов личности;

· развитие способности личности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Различные подходы к сущности эстетического воспитания обусловливают и своеобразное понимание его целей. Поэтому проблема задач и целей эстетического воспитания требует особого внимания.

Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированиюспособности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты». Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

В «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического»7 видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко.

Той же точки зрения придерживается и Н.И. Киященко: «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всесторонне развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания». «Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности».

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всесторонне развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, организованности, настойчивости, воли, дисциплинированности.

Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М.М., который считает: «Конечная цель эстетического воспитания - гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства». Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

Но любая цель не может рассматриваться без задач. Известные педагоги Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие выделяют три ведущие задачи, не теряющих своей главной сути в вариантах и у других учёных:

· создание определённого запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.

Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт.

Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. «Разносторонность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведёт себя как эстетически творящая личность», - отмечает Г.С. Лабковская.

· Задача эстетического воспитания состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждатьсяими».13

Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения.

Б.Т. Лихачев отмечает, что «…такое беглое знакомство с шедеврами искусства исключает один из главных элементов эстетического отношения – любование»14.

С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. Тот же автор отмечает: «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - все это признаки подлинной эстетической воспитанности».

Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. с эстетической оценкой явлений искусства и жизни. А.К. Дремов эстетическую оценку определяет, как оценку, «основанную на определённых эстетических принципах, на глубоком пониманиисущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации». Сравним с определением Д.Б. Лихачева. «Эстетическое суждение - доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни, искусства, природы». На наш взгляд, эти определения аналогичны.

Таким образом, одна из составных этой задачи - сформировать такие качества ребёнка, которые позволили бы ему дать самостоятельную, с учётом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.

· Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца художественно-эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты».15

Суть этой задачи заключается в том, что ребёнок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он ещё должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В. Луначарский подчёркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в её творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни.

Таким образом, с педагогической точки зрения процесс художественно-эстетического воспитания рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель всестороннего развития личности учащегося, реализуемая в процессе общения педагога и воспитуемого.

Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребёнка формируется эстетическое сознание.

Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории:

· эстетическое восприятие;

· эстетический вкус;

· эстетический идеал;

· эстетическая оценка.

Д.Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение. Так же выделяет эстетическое суждение и доктор философских наук, профессор Г.З. Апресян.

Эстетическое восприятие является важнейшим элементом эстетического сознания. Восприятие – это начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От полноты восприятия, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Д.Б. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как: «способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства». Действительно, только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у ребёнка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть начало эстетического отношения к миру.

Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Д.Б. Лихачева, является основой эстетического чувства. Оно представляет собой «социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рождённое оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету». В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех. Испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой «устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания».

Ещё одна категория, занимающая большое место в содержании эстетического воспитания – это эстетический вкус, который связан с восприятием и переживанием прекрасного. Следует научить школьника чувствовать красоту, гармонию подлинного произведения искусства. А.И. Буров определяет эстетический вкус как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений». Д.Б. Неменский определяет эстетический вкус, как «жажду общения с подлинным искусством» и «невосприимчивость к художественным суррогатам». Но нам более импонирует определение данное А.К. Дремовым: «Эстетический вкус - это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства».

Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка, как в эстетическом плане, так и в интеллектуальном и духовно-нравственном. Это достигается путём решения следующих задач:

· овладения ребёнком знаниями художественно-эстетической культуры;

· развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

Поэтому, с точки зрения психологии, художественно-эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. В эстетике прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью воспринимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.

Таким образом, проанализировав суждения известных педагогов и психологов, мы можем сделать общий вывод. Сущность художественно-эстетического воспитания в школе состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Всё вышесказанное ещё раз подтверждает и укрепляет нас в истинности того, что всю внеклассную воспитательную работу в школе следует объединить под эгидой искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: