Критерии и уровни сформированности общекультурных качеств детей и подростков

Теоретическое осмысление процесса эстетического воспитания младших школьников ставит перед необходимостью выявление их начального уровня, точное знание которого способствует эффективному и качественному изменению личности младшего школьника, то есть проведение констатирующего эксперимента.

Этот процесс связан с резвёрткой диагностического блока модели, который включает в себя: разработку критериев и уровней сформированности эстетической воспитанности школьников в коллективной творческой деятельности, показатели и их смысловые единицы; методы, методики заданий, составляющих коллективные творческие дела эстетической направленности; уровни сформированности и статистическую обработку экспериментальных данных.

Младшие школьники до прихода в школу имеют определенные представления: об эстетических свойствах, сторонах и связях объектов; о выделении главной идеи произведения. Они эстетически воспринимают явления, объекты действительности, способны обнаружить их ценностный смысл, произведения искусства, осознают свои переживания при восприятии различных видов искусства. Эти умения требуют развития эстетических качеств личности, благодаря которым происходит изменение его отношения к явлениям действительности и их выразительным свойствам.

Выделяются следующие критерии сформированности эстетической воспитанности младших школьников в коллективной творческой деятельности: эстетические потребности, эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические оценки, креативность, коммуникативность, рефлексивность.

Эти группы критериев взаимозависимы и взаимообусловлены. Остановимся подробнее на этих критериях.

Эстетическая потребность -заинтересованность человека в эстетических ценностях, исходный момент освоения и создания человеком эстетического в разнообразных формах деятельности и прежде всего в коллективной творческой деятельности, где эстетическое начало выражается в наиболее концентрированном виде.

Эстетическое восприятие -вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которая сопровождается эстетическим переживанием.

Эстетическое чувство -непосредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности и искусству; интенсивность эмоций, чувств, характеризующая личностное отношение ребёнка к выразительным объектам окружающего мира: природы и социума. Эстетические чувства характеризуется внешним проявлением: экспрессивностью в жестах, мимике и проч.; двигательной активностью; эмоциональным состоянием: радостью, спокойствием, тревогой, равнодушием, нетерпением; их внутренним проявлением: эмпатией - сопереживанием, сочувствием; эмоционально-оценочными суждениями. Кроме того, данный критерий проявляется в самоощущении ребёнка в процессе коллективной творческой деятельности, что показывает степень его комфортности в коллективе и степень увлечённости ребёнка коллективной творческой деятельностью.

Эстетические оценки – способ установления эстетической ценности какого-либо объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа «это красиво», «это уродливо» и т.п. Заключительное звено эстетического восприятия.

Креативность -(от лат. сreation – создание, созидание) - создание чего-либо нового, готовность к продуцированию принципиально новых идей и задумок, «способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Креативность младших школьников выражается в восприимчивости к новому и готовности его создавать в разных формах (совместно-индивидуальной, совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей) коллективной творческой деятельности. Данный критерий опирается на следующие показатели: нестандартность мышления младших школьников, которая проявляется в творческой фантазии, оригинальности и ассоциативности ребёнка при создании яркого эмоционально-художественного образа в процессе коллективной творческой деятельности, которая оптимально «ведёт» ребёнка к проявлению креативности. А также в готовности младшего школьника к продуктивной коллективной творческой деятельности, характеризующейся первоначальными знаниями младших школьников об эстетическом в окружающем мире, их умением работать продуктивно и творчески индивидуально, в микрогруппе, коллективе, навыками работы в ситуациях эмоционального переживания, творческого озарения. Эти знания, умения и навыки проявляются при рефлексии на каждом этапе коллективного творческого дела.

Коммуникативность – ( лат. communico- связываю, обобщаю) - это «функционирование искусства в обществе, в процессе ко­торого оно выступает как специфическая эстетическая деятельность и средство обще­ния». В целом она представляет собой сложную систему, в которой основные циклы как самостоятельные взаимообусловленные формы эстетической деятельности в контексте изобразительного, литературного, музыкального творчества носят коллективно-творческий и деятельностный характер. Основные показатели критерия коммуникативность – это отношения, возникающие в коллективной творческой деятельности при обмене эстетической информацией. Их характеризуют – потребность в обмене эстетической информацией; межличностные и межгрупповые отношения при обмене эстетической информацией в процессе коллективной творческой деятельности, и средства коммуникации, используемые при обмене эстетической информацией в процессе коллективной творческой деятельности. К ним относим – речевую коммуникацию (письменную, устную); паралингвистическую коммуникацию (жест, мимика, мелодия и т. п.); вещественно-знаковую коммуникацию (продукты коллективной творческой деятельности).

Рефлексивность – это умение абстрагироваться при создании эстетического продукта, способность к самоанализу эстетических продуктов и обоснованность собственных эстетических оценок в коллективной творческой деятельности. Включение ребёнка в специально организованные процессы ана­лиза и рефлексии - одно из важнейших условий развития его лич­ности, формирования его эстетических представлений о выразительных объектах окружающего мира.

Мы считаем, что в русле нашего исследования целесообразно использовать именно эти критерии, так как они позволяют фиксировать отдельные компоненты эстетического воспитания младших школьников, получить информацию об эстетической воспитанности и выявить уровни эстетической воспитанности младших школьников в коллективной творческой деятельности.

Эстетическая воспитанность младших школьников – это наличие у учащихся эстетических знаний о народном декоративноприкладном искусстве; проявление эмоционально-оценочного отношения и интереса к его произведениям; способность к самореализации в эстетикопредметной творческой деятельности, основанной на народных художественных традициях.

В качестве критериев эстетической воспитанности младших школьников (при диагностировании на основе средств народного декоративно-прикладного искусства) могут быть избраны: 

- наличие эстетических знаний в области народного декоративно-прикладного искусства (общий критерий): знания о роли и функциях народного декоративно-прикладного искусства; произведениях народного декоративно-прикладного искусства; средствах художественной выразительности народного декоративно-прикладного искусства (частные критерии); 

- проявление эмоционального отношения и интереса к народному декоративно-прикладному искусству (общий критерий): эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений и в процессе декоративноприкладной деятельности; интерес к познанию произведений народного декоративно-прикладного искусства; стремление к творческой самореализации в процессе декоративно-прикладной деятельности (частные критерии); 

- применение практических умений и навыков декоративно-прикладной деятельности (общий критерий): содержательность, художественно-образная выразительность, техника исполнения продуктов детского творчества (частные критерии).

В качестве показателей эстетических знаний (информированности) в области народного декоративно-прикладного искусства может выступать объем знаний: 

- о роли традиционного декоративно-прикладного искусства, воплощающего народную концепцию мировосприятия, выработанные веками эстетические идеалы в жизни общества; эстетической и прикладной функциях его произведений; 

- о произведениях народного декоративно-прикладного искусства; художественных материалах и техниках, с помощью которых они созданы; значении узоров и орнаментов в их декоре; 

- о средствах создания художественного образа в народном декоративно-прикладном искусстве: композиция, цвет, форма, пропорции, конструкция, объем, ритм, симметрия, орнамент.

Показателями сформированности эмоционального отношения и интереса к народному декоративно-прикладному искусству являются: 

- характер эмоционального отношения к произведениям народного декоративно-прикладного искусства, процессу декоративно-прикладной деятельности и ее результату; 

- наличие (отсутствие) предпочтений, интересов и склонностей в области народного декоративно-прикладного искусства: интерес к национальной художественной культуре, культурным традициям других народов; способность выбрать наиболее понравившееся произведение декоративно-прикладного искусства; наличие предпочтений к какому-либо виду (видам) декоративно-прикладной деятельности; 

- степень реализации эстетической потребности в процессе декоративно-прикладной деятельности в различных формах учебной, внеклассной и внешкольной работы, самостоятельной досуговой деятельности; частота посещения музеев, выставок, чтения книг об искусстве и др.

Показателями сформированности деятельностного компонента эстетической воспитанности (умений и навыков художественно-творческой декоративно-прикладной деятельности) выступают: 

- наличие (отсутствие) художественного замысла, фольклорная основа сюжетов; передача характерных для народного декоративно-прикладного искусства орнаментальных мотивов; фантастичность и оригинальность образов, новизна в рамках традиции, проявленная в продукте детского творчества; 

- проявления декоративной, графической, пластической, цветовой, композиционной выразительности художественных образов; взаимосвязь всех элементов декоративной композиции, гармоничность цветовых сочетаний либо композиционная несогласованность, чрезмерная пестрота (однотонность) изображения; выразительность (примитивность) декоративных элементов; наличие (отсутствие) сюжетного композиционного центра, целостности композиции традиционного орнамента; характер национального колорита орнамента; степень пластичности художественного решения в формообразовании предмета; 

- качество выполненной работы (степень совершенства техники исполнения); соответствие художественного образа предмета его назначению и свойствам материала.

Разработанные критерии и показатели позволяют выявить уровень сформированности эстетической воспитанности младших школьников, который определяется как степень качества, высота, величина развития отдельных свойств личности, степень соответствия эталону, образцу, идеалу. В нормативной документации Беларуси отражена примерная характеристика уровней эстетического развития учащихся, однако данная характеристика потребовала конкретизации относительно специфики эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста и отражения в ней знаний и практических умений и навыков учащихся в области декоративно-прикладного искусства. В этой связи была разработана авторская характеристика уровней 7 эстетической воспитанности младших школьников (при диагностировании с помощью средств народного декоративно-прикладного искусства).

Методики диагностики уровней эстетической воспитанности дошкольников и младших школьников в настоящее время разрабатываются рядом исследователей. Однако часто недостаток диагностического инструментария приводит к использованию зарубежных тестов или методик, разработанных для диагностики учащихся других возрастных категорий. Поэтому была разработана авторская методика диагностики эстетической воспитанности младших школьников, которая включает применение совокупности методов: наблюдения, опросных методов (анкетирования, тестирования, уточняющего собеседования, бесед с педагогами, родителями учащихся); анализа школьной документации; анализа продуктов детской творческой деятельности (рисунков учащихся, творческих работ по мотивам народного декоративно-прикладного искусства); обобщения независимых характеристик; применения методов математической статистики при обработке и анализе результатов и др.

С целью выявления исходного состояния когнитивного компонента эстетической воспитанности учащихся в области народного декоративноприкладного искусства применялись: тестирование (для выявления объема эстетических представлений и знаний учащихся в области народного декоративно-прикладного искусства); индивидуальное собеседование с учащимися по выявлению качества сформированности эстетического восприятия произведений искусства.

Для диагностики уровня сформированности эмоциональнопобудительного компонента эстетической воспитанности определялась степень проявления эмоциональной отзывчивости учащихся при восприятии произведений народного искусства, и имеющиеся у них эстетические интересы, мотивы и потребности в общении с произведениями искусства, участия в художественно-творческой деятельности. Для выявления уровня интереса к произведениям народного искусства и декоративно-прикладной деятельности использовался анкетный опрос учащихся.

Для определения уровня сформированности деятельностного компонента эстетической воспитанности учащихся при помощи анализа продуктов детской творческой деятельности и других методов выявлялось наличие у учащихся умений и навыков изобразительной и декоративноприкладной деятельности, проявление художественно-творческих способностей. Детям предлагалось выполнить ряд творческих заданий (упражнений) на обозначенные экспериментатором темы с использованием различных вариантов заданий по тематике, содержанию, технике исполнения: декоративное рисование, вытинанка, аппликация, мозаика и др.

К процедуре оценивания продуктов детской творческой деятельности была привлечена комиссия независимых экспертов, в состав которой входили директор школы и его заместители по учебной и воспитательной работе, учителя начальных классов, изобразительного искусства и другие компетентные лица.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: