Работа над кантилеой в классе Фортепиано

По виду Фортепиано для студентов 3-его курса.

Рояль – инструмент, обладающий огромным диапазоном звучания. Его возможности сравнимы лишь с оркестром. Однако природа звука рояля ударная. В быстрых пассажах это качество рояля позволяет достигать блеска, рассыпчатости, ясности в произнесении звуков при огромной скорости. Но в медленной и певучей музыке ударность  лишает звук рояля длины, текучести, ровности, затрудняет соединение звуков в мелодическую линию.

Умение преодолеть этот недостаток конструкции рояля говорит о степени мастерства владения фортепианным звуком.

   Многие крупные музыканты, пытаясь передать свои ощущения при исполнении кантиленной музыки, писали об этом. Так, С. Тальберг говорил о движениях пальцев, что они «как будто месят тесто», А. Корто: «Пальцы движутся так, как будто раздавливают клубнику». У Г. Нейгауза об игре легато: «пальцы прорастают в клавиши до дна» и т. д.

Движения рук профессиональных пианистов отличаются большим разнообразием. В зависимости от звуковых и фактурных задач руки пианиста принимают те или иные положения. Музыкальные задачи предписывают пианисту общий характер движений рук: музыка мягкая – руки двигаются тихо и плавно, музыка величавая – руки тяжелые, глубоко погружены в клавиши, музыка остро ритмичная – руки энергичные, кончики пальцев собранные, заостренные. Всенм элементам фортепианной фактуры соответствуют различные приемы игры, овладение  которыми необходимо каждому играющему на рояле.

Фортепианный прием – это игровое движение, с помощью которого пианист наиболее простым и удобным способом преодолевает специфические трудности фактуры, добиваясь при этом нужного художественного и звукового результата. Этот художественный результат контролируется слухом. Трудность овладения приемами игры заключается не только в их многообразии, но и в особенностях, вытекающих из характера музыки.

Фортепианные приемы связаны с распределением труда между разными группами мышц (пальцами, кистью, плечом, предплечьем) и их взаимодействием. В кантилене руки пианиста должны быть сильными, но мягкими и пластичными. Звук в кантилене очень гибок и подвижен. Главное – интенсивный слуховой контроль и умелое использование веса руки, который не пассивен и неизменен, а регулируется мышечной работой.

Кантилена Форте, Пиано, Пианиссимо – следствие большей или меньшей включенности веса руки. Самое важное и трудное  - нужную часть веса руки в клавишу плавно, без толчков, адресовать точно через кончик пальца в струну, или в центр клавиши.

В кантилене пальцы могут двигаться с большим или меньшим замахом, но наиболее целесообразным считается такое положение их на клавишах, когда с поверхностью клавиши соприкасается вся подушечка. Т. е. пальцы немного вытянуты по сравнению с их формой в гаммообразных последовательностях.

В таких пьесах, как «Мелодия» или «Элегия» С. Рахманинова, где требуется густой виолончельный звук использование веса руки предельно. Мелодия изобилует протяженными длинными нотами – добиться связного звучания достаточно сложно. Следует много внимания уделить умению слышать продолжительность длинных нот, их реальное и художественное значение, которые не всегда совпадают, умению из длинного звука логично продолжать развитие фразы. Это достигается прежде всего внутренним слуховым представлением, а также ощущение внутри мышц руки, ведущей звуковую линию подобно смычку.

Очень большое значение имеют объединяющие движения, при которых вес руки суммарно распределяется на определенные группы нот в соответствии с фразировкой. Направление этих движений всегда к узловым, главным по смыслу точкам, которые могут быть выражены как одним звуком, так и мелодическим оборотом, состоящим из 2-3-х звуков

Заниматься кантиленой, учить выразительно и связно исполнять как мелодический голос, так и другие элементы фактуры без активной работы слуха и эмоциональности невозможно.

Работа над достижением певучего связного звучания начинается на раннем этапе обучения игре на рояле и продолжается все последующие годы. Уже в простых пьесках и песенках, таких как УНП «Уж ты, девица зарученная», РНП «Птичка», ПНП «Висла» и др., где мелодия попеременно исполняется то одной, то другой рукой, не просто добиться ровности и плавности звучания. Слух ведет длинную мелодию, каждая рука играет определенный фрагмент этой мелодии. Важно следить за тем, чтобы рук, подхватывающая и продолжающая мелодию, была заранее подготовлена, пальцы оказались нацеленными на все звуки группы. Движение руки направлено в следующую реплику, т. е. необходимо добиться ощущения перетекания мелодии из руки в руку. Это ощущения должно быть прежде всего в ладони. Кисть и локоть как бы «открыты» для свободного «протекания» звука в пальцы.

Для ощущения «наполненности пальцев звуком» можно проделать такое упражнение: опустить руки вниз, почувствовать «приток звука» в пальцы; поднять руки вверх – звук «отхлынул» из пальцев, стек в плечи. Пальцы и предплечье стали легкими и пустыми.   

В пьесах, подобных «Андантино» А. Хачатуряна, мелодия идет на фоне мерного движения интервалов аккомпанемента. Важно добиться независимости, самостоятельности движения мелодической линии, чтобы аккомпанемент не дробил мелодию и не навязывал ей лишних акцентов. Для этого важно осознать, протяженность фраз, их устремленность к опорным звукам. Разучивая пьесу, надо дать почувствовать рисунок мелодии, е подъемы, спуски, повороты, вызвать у ученика эмоциональный отзыв на это. Полезно попеть с учеником мелодию, представить теплый южный вечер, напоенный ароматами цветущих растений, подобрать красивое стихотворение, соответствующее содержанию музыки.

Такие же методы работы можно рекомендовать и в других пьесах, таких как «Новая кукла» из «Детского альбома» П. Чайковского.

Весьма важным навыком является владение пальцевым легато в пьесах с хоральной, аккордовой фактурой. Таких пьес в репертуаре школьников много: это «Утренняя молитва» и «В церкви» П. Чайковского, «Песня сторожа» Э. Грига, «Северная песня» Р. Шумана и мн. др. Кроме хорошо продуманной аппликатуры, здесь также требуется ясное представление о строении фраз, их протяженности. Важным моментом является распределение веса рук на сильных и слабых долях. В такой фактуре этот вопрос решить гораздо сложнее, чем одноголосно изложенной мелодии. Очень полезно разучивать пьесы с хоральной фактурой без педали, так как это заставляет обостренно работать слух и воспитывает ловкость и гибкость пальцев и рук. Для достижения ровности и плавности звучания без излишней вязкости лучше не педализировать каждую гармонию, особенно проходящие короткие звуки. Такая педаль придаст исполнению некоторую прозрачность, естественность.

В репертуаре школьников найдется немало пьес с трехслойной фактурой. Это самый сложный вид фортепианного изложения. Например: Р. Шуман «Маленький романс», Пьесы без названия №21 и № 26, А. Гедике Миниатюра ре минор, П. Чайковский «Мама», «Сладкая греза», «Шарманщик поет», Н. Копылов «Песенка» и т. д. Сложность в том, что мелодический голос и аккомпанемент находятся в одной руке. В таких пьесах особое значение приобретает умение ловко и гибко перекладывать длинные пальцы (2-3-4), ведущие мелодию, друг через друга. Для этого требуется развитая пластика пальцев, ладони и кисти. Надо развивать умение играть звуки (интервалы и аккорды) почти без нажима руки, только пальцами. Следует вырабатывать умение и ощущение разного веса руки в ее частях: край руки, связанный с ведением мелодического голоса, погружается в клавиатуру несколько глубже, пальцы «вытягивают» звук из клавишей, а часть руки и пальцы, исполняющие аккомпанемент, играют легкими прикосновениями.

В этом отношении показательна партия левой руки в пьесе «Сладкая греза» п. Чайковского. Басовый голос должен звучать связно, как вторая мелодия. Поэтому в аппликатуре надо часто применять перекладывание 3-го пальца через 4-ый или 5-ый. Чтобы интервалы аккомпанемента были легкими, надо играть их легче и тише и мягко снимать до того момента, когда один звук нижнего голоса переходит в другой. Надо внимательно слушать, чтобы звуки интервалов снимались одновременно. Такая работа требует времени и терпения, но совершенно необходима, ибо подготавливает учащихся к исполнению более сложного репертуара.

Вообще, кантилена имеет свои аппликатурные особенности. Крупные пианисты рекомендуют чаще использовать крайние пальцы, вместо подкладывания «не певучего» 1-го.

В сложных пьесах с трехслойной фактурой, где аккомпанемент распределен между обеими руками, особенно важны навыки и умение распределения веса на разные части руки, а также умение вести мелодические голоса крупными объединяющими движениями.

Важное место должно отводиться работе над аккомпанементом, так как его роль в общей звуковой картине велика и не переоценима. Следует позаботиться о текучести, ровности и связности в исполнении фигураций, особенно в передаче звука из руки в руку. Второй вопрос касается соотношения баса и фигураций. Басы должны браться глубоко с участием веса всей руки, начало фигураций исполняется сразу облегченными руками. Звучание баса как бы окутывает гирлянды фигураций аккомпанемента, которые просвечивают сквозь басы как через стенки аквариума. Отдельно партией аккомпанемента следует заниматься на протяжении всего периода работы над пьесой, добиваясь ровности звука, отклика на все нюансы в партии мелодического голоса. Именно аккомпанемент, как хороший концертмейстер, создает стройную нерушимую цельность и сбалансированность исполнения.

Необходимым навыком представляется умение играть партию сопровождения с представляемой на внутреннем слухе мелодической линией. Такие упражнения развивают слух, его многомерность, способствуют развитию музыкального мышления.

Есть много музыки, которую можно сыграть акустическим легато, т. е. связность и текучесть мелодии достигается с помощью слуха и педали, а не пальцами. Однако истинное пальцевое легато – это та основа, которая учит играющего на рояле быть пианистом. «Клавиша любит ласку!» – говорил Н. К. Метнер своим ученикам: «…учите чаще легато, ровными ласковыми прикосновениями, только на ласку клавиша отвечает красотой звука!» (Н. Метнер «Повседневная работа пианиста и композитора»).     

Музыки, требующей от пианиста безупречного пальцевого легато много у В. Моцарта и Л. Бетховена, Ф. Медельсона и Ф. Шумана, П. Чайковского, С. Рахманинова и С. Прокофьева. Исполнение музыки Ф. Шопена без владения пальцевым легато просто невозможно.

Овладение умением играть без слышимого удара, «берущими, тянущими пальцами» звук пальцами – одна из важнейших сторон в воспитании пианиста, и никогда не потеряет своего первозданного значения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: