ОБ-РЛ-12.Сурковой Яны

 Воспитательная деятельность: выбор и обоснование действий вожатого (материалы статьи профессора Поповой В.И.)

https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2019/11/05/forum-19_sbornik_1.pdf

Рекомендации к выполнению: Присылать материал в полном объеме, вставляя лишь  свой материал  (см. задания).

Примечание: этот материал может быть использован в отчете о практике.

В следующий раз (см. расписание) будет выслан макет индивидуального отчета с подробным комментарием и указанием сроков его сдачи.

Задание 1: Осмыслить материалы статьи и познакомиться со списком литературы.

Задание 2: См. сайты об организации и работе РДШ (Российского движения школьников).

(ЕСайт организации - рдш.рф
https://vk.com/skm_rus - группа в социальной сети в контакте
https://vk.com/skm_56 - группа Оренбургской области
КС), 2017

 

Краткий комментарий материалов.

Данные материалы помогут человеку,который мечтает стать вожатым,оценить полностью работу,почувствовать атмосферу,понять соответсвует ли он требованиям,справится ли он с работой которую ему предоставят и будет ли он готов потратить весь летний период на это.

На основании Указа Президента от 29 октября 2015 г. № 536 была создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (далее – РДШ).

В образовательных организациях, которые не только обеспечивают организацию воспитательной деятельности, но и соблюдение принципов и норм, закрепленных в Уставе РДШ, важной и необходимой является деятельность вожатого.

Задание 3: Воспитание – это (ссылки на отечественных педагогов)

Воспитание – это 1) Толковый словарь Ожегова описывал воспитание как «навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни»

2) По определению А. С. Макаренко, воспитание — это создание (выработка) устойчивых привычек поведения.

3) По определению академика И. П. Павлова, воспитание — это формирование общественно-необходимых отношений к миру, стране, обществу, самому себе

4) По определению школы Т. Д. Лысенко — Л. С. Выготского, возникшей (отчасти на основе подходов И. Гербарта) в 1930-е годы в условиях явного преобладания в «советской» педагогике политических доводов и оценок над научными, возникла концепция «воспитывающего обучения», согласно которой выработка положительных привычек (собственно воспитание) подменяется обучением

5) В народной педагогике (а ещё век назад большая часть населения не была охвачена школой) большинства стран и народов воспитание осуществлялось посредством примера старших (в семье и обществе) на основе естественного привлечения к посильному труду в семье или общине (сельской, профессиональной, религиозной и т. д.)

 

Задание 4: Какие качества должны быть присущи  вожатому? ( 4-5-6  тезисов).

1)в первую очередь вожатый для ребёнка должен быть -как мать. Для чего на отряд ставят, мальчика и девочку? Для того, чтоб ребёнок в окружении, в отряде, ощущал себя как дома,как в большой семье. Вожатые – это мама и папа для ребенка.

 

2)опрятность,чистоплотность это одно из важнейших качеств,ведь дети смотрят на вожатого каждый день и стараются быть на него похожими.

 

3)вожатый должен уметь предвидеть конфликт и уметь его решить,ведь нередко у детей происходят разногласия друг с другом.

 

4)вожатый должен быть чутким,внимательным,ведь по окончанию смены дети запоминают отношение вожатого к каждому ребенку. Вожатый должен уметь уделить внимание каждому,чтобы никто не чувствовал себя ущемленным.

 

5)вожатый должен быть уметь организовывать развлечения,игры. Ведь детям будет скучно с вожатым который не сможет им предложить какое-либо развлечение.

 

Нет сомнения, что вожатый – это лидер, признанный детьми, и именно вожатый должен обладать навыками целеполагания, планирования собственной деятельности, а также навыками организатора деятельности детей. Но этого недостаточно,  надо уметь  самоорганизоваться и организовать детей в детско-юношеской организации, а также учитывать региональные особенности деятельности детских объединений.

 Учитывая особенности  региона (Оренбургский край многонациональный) и страны в целом, вожатому необходимо учитывать потребности детей;  изучать  отечественный педагогический опыт, что позволит  преодолеть затруднения, которые испытывают дети в сложившихся обстоятельствах (семья, школа, социальное окружение).

Поскольку российское движение школьников (РДШ) направлено на удовлетворение жизненных потребностей детей (их признания, защиты, обеспечения личностного роста и развития, социального и профессионального самоопределения в том числе), то есть необходимо говорить и об организации их свободного времени.

Это означает, что появляется возможность проектировать индивидуальный образовательный маршрут воспитуемого, так  появляется у каждого возможность познать мира и себя в этом мире.

Вожатого следует рассматривать как носителя знаний, ценностей и способов организации деятельности.

Следует отметить, что современные дети активно включаются в общественные отношения, порой участвуют в общественной деятельности наравне со взрослыми. Но естественной потребностью детей все-таки остается стремление к объединению (ведь известно, что в коллективных отношениях эффективно развиваются индивидуальные возможности, приобретается опыт жизнедеятельности).

 Необходимо учитывать и другое: асоциальные проявления в поведении детей и подростков. Выявленные особенности позволяют   направить деятельность вожатого в направлении предоставления каждому ребенку условий для творческой самореализации, личностного самоопределения на основе предупреждения и преодоления рисков современной социокультурной ситуации.

Следует исходить из того, что основная цель современного воспитания – гармоничное развитие личности, формирование ценностного отношения к социокультурной действительности, окружающим людям и самому себе. Это объясняется и тем, что в современных условиях высокого уровня информатизации транслируемая информация может нести негативный эффект и не всегда соответствует запросам подрастающего поколения.

Таким образом, выбор и обоснование действий вожатого основывается на понимании важности совместной деятельности детей и взрослых во имя  гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания. Поддержка со стороны вожатого способствует развитию у детей лидерского потенциала, организаторских способностей не только  в детском сообществе, но  и в сообществе взрослых и детей.

 

 

Список литературы:

1.Попова В.И. Воспитательная работа с детьми и молодежью: содержательные доминанты // Ценностно-смысловые ориентиры воспитательной работы с детьми и молодежью: сборник научных статей. Оренбург: ГБУ РЦРО, 2015. С. 7-20.

2.Прокохина М.И. Мастерская вожатого: учебное пособие для студ. высших учебных заведений. Орел, 2016. 186 с. 58

3.Ценностно-смысловые ориентиры воспитательной работы с детьми и молодежью: сборник научных статей / сост. и науч. ред. д.п.н., проф. В.И. Попова. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2015ю -129 с.

4.Щуркова Н.Е. Педагогика высокого полета. М.: Центр «Педагогический поиск», 2015. 128 с.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: