Создания, государственной регистрации и функционирования потребительского общества

 

ПОЯВИЛАСЬ ИДЕЯ СОЗДАТЬ ПО МЕСТУ СВОЕГО ЖИТЕЛЬСТВА ИЛИ ПО МЕСТУ РАБОТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО.

ЧТО ДЕЛАТЬ? С ЧЕГО НАЧАТЬ?

1. Сформировать инициативную группу (2-3 человека)

Члены инициативной группы должны ясно представлять специфику потребительского общества как кооперативной некоммерческой организации, изучить Федеральный Закон “О потребительской кооперации в Российской Федерации” (текст закона входит в пакет документов), изучить текст предлагаемого варианта устава потребительского общества- варианта потребительского общества, отличающегося от иных возможных вариантов потребительских обществ тем, что в данном нельзя заниматься предпринимательской деятельностью даже в качестве не основного вида деятельности (п. 2.2 устава) и данное общество нацелено на создание системы наиболее эффективного, некоммерческого закупа товаров и услуг для своих пайщиков (п. 2.1, п.п. 5.6, 5.15, 5.16 устава, Положение об имуществе и фондах)

Основные задачи инициативной группы на этом этапе, в частности, следующие:

- информирование ещё нескольких человек (3-4 человека, лучше из числа знакомых, родственников) о том, что такое потребительское общество (наиболее действенным является приведение аналогии между нашим потребительским обществом и садовым товариществом, которые, кстати, тоже могут быть организованы в форме потребительского общества);

- поиск кандидатуры на должность председателя правления (на первом этапе или даже всегда правление может состоять из одного председателя - единоличный исполнительный орган, п. 4.33 устава). Помните, что член правления может и не быть пайщиком данного общества, а если это не так, то он не может быть членом совета или членом ревизионной комиссии. Рекомендуем с председателем правления (и даже с любым членом правления) оформлять отношения по договору об оказании услуг, подряда или поручения (образец первого входит в пакет документов), при этом член правления должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, и одним из видов деятельности у него должно быть “оказание управленческих услуг”, хотя, в принципе, предприниматель может осуществлять любую деятельность, не запрещённую законодательством. Вариант заключения с членом правления договора гражданско-правового характера (об оказании услуг, подряда, поручения или др.) более предпочтителен, чем трудовой договор, в связи с тем, что в этом случае вознаграждение за его работу (деятельность) оплачивается обществом без начисления на суммы вознаграждения каких либо налогов (например, единого социального (ЕСН) или налога на доходы физических лиц (НДФЛ)). Однако, у него самого, как у индивидуального предпринимателя, при получении от общества сумм вознаграждений, возникает объект налогообложения. Если индивидуальный предприниматель применяет упрощённую систему налогообложения и отчётности (так называемую “упрощёнку”), то он уплачивает, по одной форме, которую он вправе сам выбирать, 6% процентов с “дохода” (валового дохода) либо, по другой форме- 15% с “дохода минус расход” (фактического дохода, т.е. с дохода за вычетом расхода). Для данной схемы лучше применять форму с “дохода”, так как вторая форма применяется обычно в производстве, когда можно списывать материалы, энергозатраты и проч.

Если с членом правления заключать трудовой договор, то на заработную плату придётся начислять гораздо больший процент начислений, кроме того, при начислении заработной платы ведётся сложная бухгалтерия и налоговая отчётность, в частности, по НДФЛ, взносам в пенсионный и др. внебюджетные фонды т.д. Укажем также ещё одно преимущество, связанное с тем, что отношения, регулируемые договором об оказании услуг (подряда, поручения или иного договора гражданско-правового характера) гораздо проще с юридической точки зрения, чем трудовые отношения, ибо первые регламентируются несколькими статьями гражданского кодекса, а вторые более масштабным документом - трудовым кодексом.

- поиск помещения под контору, где будут находиться органы управления, поиск помещения для организации пункта хранения и выдачи товаров пайщиков, желательно расположенных в удобном для предполагаемых пайщиков месте;

- поиск “оборотных” средств, предназначенных для закупки товаров пайщикам: возможно, это будут сами пайщики, или Вы, или Ваш знакомый или партнёр, или поставщик товаров; последние варианты предпочтительней, так как в этом случае Вы сможете быстро набирать количество пайщиков, утвердить кооператив в обществе и достичь такой уровень количества пайщиков, при котором обеспечивается финансовая стабильность и состоятельность кооператива;

- анализ оптовых и розничных цен в регионе, поиск поставщиков товаров, оценка стоимости транспортных услуг, заработной платы лиц, выполняющих работу по сбору взносов и учёту пайщиков, по перевозке, хранению и выдаче товаров пайщикам, по ведению бухгалтерского учёта и составлению налоговой отчётности и др., оценка числа предполагаемых пайщиков, размера ежемесячного членского взноса пайщика;

- попробуйте получить поддержку в органах местного самоуправления, ссылайтесь на преамбулу Федерального Закона “О потребительской кооперации …”, в которой утверждается государственная поддержка лицам, создающим потребительские кооперативы, и постановление Правительства РФ от 24 января 1994г. №24 “Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации”. Во всяком случае, просите предоставить вам, даже, быть может, в первоочередном порядке, помещение под контору или для оборудования пункта выдачи товаров, а также просите снизить, отсрочить или вообще освободить ваше общество от арендной платы. Все просьбы оформляйте чётко, ясно, убедительно и обязательно в письменной форме в двух экземплярах, первый экземпляр с пометкой о дате приёма письма, храните у себя в делах;

- продумать о рекламных и агитационных мероприятиях, например, на наш взгляд, самым действенным средством является проведение собраний в трудовых коллективах, особенно в детских садиках, школах, т.е. там, где основную часть составляют женщины;

2. Проведение учредительного собрания и оформление учредительных документов

После того, как появятся ещё желающие 3-4 человека (лучше из числа знакомых или родственников), необходимо провести учредительное собрание. Вполне возможно его не проводить с физическим присутствием членов собрания, а лишь подписаться всем в его протоколе (форма протокола учредительного собрания входит в пакет документов). По предлагаемому нами варианту устава, входящего в пакет документов, для формирования органов управления потребительским обществом, необходимо минимум шесть человек из числа пайщиков (три члена совета и три члена ревизионной комиссии) плюс как минимум один человек, который может и не быть пайщиком (предатель правления). По закону, что и отражено в предлагаемом варианте устава, члены совета и члены ревизионной комиссии выполняют свои функции на общественных началах, а председатель совета выполняет свои функции, как правило, на общественных началах. (На наш взгляд эти положения в значительной степени абстрактны, и в реальной ситуации, очевидно, не так то просто найти людей, которые станут выполнять такую ответственную работу совершенно бесплатно) Однако, с другой стороны, эти положения подчёркивают статус потребительского общества, как некоммерческой организации, что, в общем-то, неплохо для вас и ваших взаимоотношений с налоговыми и иными проверяющими организациями. Поэтому вам придётся всё же решать вопрос о том, чтобы заинтересовать людей, которые будут нести бремя организации и становления такой сложной структуры, как потребительское общество. Учтите, что не все лица, участвующие в управлении потребительским обществом должны делать это на общественных началах. Председатель правления, по предлагаемому нами варианту заключения с ним договора об оказании услуг, как индивидуальный предприниматель получает львиную долю фонда потребления (например, 60 рублей в месяц с каждого действующего пайщика, минус налоги»60*25%=15 руб. или, если по «упрщёнке», то 60*6%=3,6 руб., получается 45 или»54 руб. с каждого пайщика в месяц (см. примечание) Если пайщиков много, то эта сумма может быть весьма значительной, но не экономьте на оплате труда: работник (или исполнитель по договору об оказании услуг и т.д.) будет хорошо выполнять свои функции, не будет недостач и т.д. только тогда, когда он будет получать приличное вознаграждение за свой труд и будет уверен в завтрашнем дне. Не примите за мораль, но учтите в связи с этим также следующий немаловажный момент: у продавца в магазинах (отделах, киосках) объём работы гораздо меньший, чем предполагается в нашей системе, ибо пайщики “привязаны” к обществу и пунктам выдачи, они будут стараться за свой членский взнос приобретать товары в максимальном количестве именно в пунктах выдачи товаров, а не в сторонних магазинах.

Итак, учредительное собрание проведено (протокол учредительного собрания, лучше в трёх оригинальных экземплярах по прилагаемой форме) составлен, устав принят, вопрос об уплате государственной пошлины решён, совет и председатель совета избраны. Теперь на председателя совета налагается следующая очень важная функция- подготовка и подача документов на государственную регистрацию потребительского общества как юридического лица.

Государственная регистрация с 1 июля 2002г. осуществляется на основании Федерального закона от 8 августа 01г. №129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц”, в котором чётко и ясно прописан порядок и сроки государственной регистрации. Здесь же понадобится нам и “наш” закон “О потребительских обществах …”, а именно статья 7 “Порядок образования потребительского общества” и статья 8 “Государственная регистрация потребительского общества”. В соответствии со ст. 9 ФЗ №129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц”, документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом и сделать это можно им непосредственно или направить почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Уполномоченным лицом (по тексту закона – “заявителем”) в данном случае является председатель совета, потому что он подходит под абзац 3, п.1, ст.9 как “иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица” (см. ст.19 “О потребительских обществах …” и п.4.17 устава). Бланки заявления и приложений к нему, которые необходимо заполнить для регистрации вы возьмете в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц. В подавляющем числе случаев это городские или районные инспекции министерства по налогам и сборам РФ. Вам необходимо будет иметь при себе паспорт и на самом заявлении вы должны нотариально удостоверить свою подпись, что можно сделать у любого нотариуса, и стоить это будет 200 рублей. Форма заявления о государственной регистрации юридического лица (с некоторыми заполненными позициями) есть в пакете документов. Для государственной регистрации юридического лица необходимо будет заплатить госпошлину в размере 4000 руб. с 01 февраля 2010 г. (Ст. 333.33 Налогового кодекса РФ с изменениями в соответствии с Федеральным законом №374-ФЗ от 27.12.2009г.)

Так как мы настоятельно рекомендуем работать потребительскому обществу на “упрощёнке”, то вместе с заявлением о государственной регистрации вам нужно будет предоставить и Заявление о переходе на упрощённую систему налогообложения. Форма заявления о переходе на упрощённую систему налогообложения есть в пакете документов. Что касается о переходе на “упрощёнку”, то налоговая должна Вам под расписку выдать документ, который называется “Уведомление о возможности применения упрощённой системы налогообложения”, с этого момента вы считаетесь переведенным на “упрощёнку”.

 

 

3. Регистрация прошла удачно. Что дальше?

 

Конечным результатом ваших действий по регистрации общества должно стать получение свидетельства о государственной регистрации. С момента государственной регистрации созданное вами общество формально становится налогоплательщиком - юридическим лицом, и теперь на вас (на общество в целом и на руководителя) законом возлагается целый ряд обязанностей. Самая первая из них после государственной регистрации - это незамедлительная регистрация в налоговой и получение там свидетельства о постановке на учёт в качестве налогоплательщика. Если вы не выполните эту обязанность в установленный срок (10 дней по ст.83 Налогового кодекса РФ), то это влечёт наложение штрафа на общество от 5000 до 10000 руб. (см. ст. 116 Налогового кодекса РФ), а также, могут наложить персонально штраф и на руководителя с оформлением против него протокола об административном нарушении.

Общество также регистрируется в качестве плательщика страховых взносов в пенсионном фонде, фонде социального страхования и фонде обязательного медицинского страхования.

Если потребительское общество открывает или закрывает счёт в банке, то в течение 10-ти дней необходимо письменно об этом уведомить налоговый орган (п.2 ст.23 НК РФ). Если предприятие не выполнит эту обязанность, то на него наложат штраф в размере 5000 руб. (ст.118 НК РФ).

Далее, общество, как и любой налогоплательщик - юридическое лицо, должен систематически предоставлять налоговую отчётность. Хотя, по всем операциям, которые вы будете производить, соблюдая нашу методику, у вас ни по каким налогам не возникнет объекта налогообложения, однако, в соответствии с НК налоговую отчётность общество предоставлять обязано.

Сама сумма штрафа за непредставление или задержку предоставления отчёта по налогу, как правило, исчисляется в процентах от начисленной суммы налога.

За непредставление или задержку предоставления отчётов в региональные отделения ФСС РФ (фонда социального страхования) предусмотрены значительные штрафы, налагаемые на общество (ст. 8 ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования в РФ”):

· 1000 руб.- за первое нарушение;

· 5000 руб. – за каждые второе и последующие нарушения

Потребительское общество, работающее на “упрощёнке” обязано представлять следующие отчёты:

· налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения (самая последняя редакция формы входит в пакет документов);

· расчёт авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам;

· расчётную ведомость по средствам фонда социального страхования.

Все отчёты сдаются ежеквартально: первый - не позднее 30-го числа месяца, следующим за отчётным кварталом, второй - не позднее 15-го числа месяца, следующим за отчётным кварталом.

Самые последние формы указанных документов входят в пакет.

 

 

Примечание: Возможны два варианта работы по нашей методике.

Первый- это так, как описано выше. То есть назначается председатель правления, который оформляется индивидуальным предпринимателем и с ним заключается Договор об оказании услуг (имеется в пакете), по которому он выполняет все функции, как управленца, так и организатора работы по закупке, привозу и выдачи товаров коллективного товарного фонда пайщиков. За это он получает, по нашему варианту, все или почти все членские взносы пайщиков. Так удобнее для потребительского общества, так как он всё выполняет и за всё отвечает. Однако для организации работы по этой схеме необходимы определённые капиталовложения, а именно: помещения, транспорт, торговое оборудование, деньги на закупку товаров и проч., хотя, в принципе, можно эти деньги собрать у пайщиков или вложиться самим как пайщикам.

Второй вариант- это когда есть организация или опять же ИП, у которого уже поставлен бизнес. С этой организацией можно заключить Договор поручения (входит в пакет), по которому она обязуется открыть пункт выдачи товаров пайщикам, закупать, привозить и выдавать товары в таком-то ассортименте, по таким то ценам и т.д. и получать за это также определённое вознаграждение (здесь можно предусмотреть не только из членских взносов в фиксированной форме, но и в процентном отношении от сумм выданного товара). Этот вариант хорош тем, не нужно делать никаких изначальных вложений, а просто найти указанную торговую организацию и грамотно с ней договориться.

Можно использовать комбинированный вариант, а именно, если, например, членский взнос 50 руб. в месяц, то, например, 40 руб. можно отдавать обслуживающей организации, а 10 руб.- председателю правления. Такая комбинация хороша тем, что каждый будет заниматься свойственным ему делом, возникнет “система взаимных издержек и противоречий” что должно повысить общую эффективность работы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: