Час) 19-11-3 КП Психология
Уважаемые студенты!
Вам необходимо изучить Лекцию 13,
Выполнить задания № 1 и № 2 для самоконтроля,
отправить ответы на проверку - tu0607@yandex.ru
Документ на проверку озаглавьте так:
Ваша фамилия_19-11-3 КП _Психология _Лекция 13_13.05
Если у вас возникают вопросы по изучаемой теме,
По проверке работ, задавайте их в ЛС в
Тема лекции 13: Психологические аспекты и механизмы воспитания в детском возрасте. Социально-психологические аспекты современного воспитательного воздействия
Цель: изучение психологических основ воспитания младших школьников
Источники:
1. Ледовская Т. Типы воспитания в семье. Анализ и характеристика
2. Прихожан А.М. Влияние электронной информационной среды на развитие личности детей младшего школьного возраста
План изучения темы
I. Изучение теоретического материала лекции 13
1.1 Психологические аспекты и механизмы воспитания в детском возрасте
1.2 Социально-психологические аспекты современного воспитательного воздействия
|
|
II. Задание для самоконтроля по материалу лекции 13
I. Изучение теоретического материала лекции 13
1.1 Психологические аспекты и механизмы воспитания в детском возрасте
В психологии воспитания изучены некоторые психологические аспекты и механизмы воспитания в детском возрасте. Их важно учитывать родителям и педагогам при воспитании, в том числе и детей младшего школьного возраста. Рассмотрим эти аспекты и механизмы.
1. При выборе воспитательных воздействий нужно учитывать три важные сферы личности человека – познавательную, эмоциональную и поведенческую. Если воспитатель разъясняет, как вести себя ребенку, то скорее всего он действует только на его познавательную сферу. Если воспитатель к разъяснениям добавляет с улыбкой одобрение а адрес ребенка, то скорее всего, он вызовет ответную эмоциональную реакцию у воспитанника. Если педагог еще и попросит ребенка выполнить это правило или предложит сделать вместе с ним, то здесь уже воспитанник получит не только знания и у него появится эмоциональная реакция, но еще и опыт поведения.
Чтобы сформировать опыт поведения и отношения к чему-либо (или к кому-либо), важно не только убеждать, разъяснять, рассказывать, но и вызывать эмоции, чувства (радость, интерес, чувство совести, удивления, восхищения, сожаления, сочувствия и другие), и организовывать деятельность и поведение школьников.
2. Любой человек выполняет что-либо (правило, норму поведения и другое), если это для него имеет субъективную значимость. Как можно вызвать субъективную значимость? В психологии известен механизм формирования поведения – сдвиг мотива на цель. Рассмотрим на примере. Ребенок читает книгу, потому что его попросила мама. Ему приятно, что мама высказывает одобрение его чтению. В этой ситуации – цель: чтение книги, мотив: порадовать маму, общение с мамой на тему чтения приносит ребенку положительные эмоции. Если это поведение ребенка закреплять и вызывать у него положительные эмоции, то произойдет сдвиг мотива на цель – чтение приобретает субъективную значимость для ребенка само по себе!
|
|
3. Принцип развития в деятельности. Он означает, что правильно организованная деятельность (или деятельности) помогает воспитанникам не только приобретать опыт, но и формирует их мотивационную сферу. Хотелось бы еще раз подчеркнуть слова «правильно организованная» деятельность! Давайте обратимся к примеру, рассмотренному ранее. Можно заставлять читать ребенка, но мама выбрала другую тактику – она вызывала у сына (дочери) положительные эмоции. Кроме того, важно организовать для чтения и другие условия. Например, устранить факторы, отвлекающие ребенка от чтения, помочь ему выбрать удобное место для чтения, побеседовать о прочитанном.
4. Активность и самостоятельность – вот еще важный принцип воспитания, который дополняет рассмотренное выше. По собственному опыту знаете, что пока сами не начнете что-либо выполнять, вы опыт не приобретаете. Так и дети любого возраста. Другое дело, что мера самостоятельности должна регулироваться в зависимости от возраста, степени освоения действия или правила.
5. В воспитании важно подкрепление - поощрение или наказание. Они помогают воспитанникам ориентироваться в ситуации. Нужно только педагогически целесообразно использовать их. Поэтому в педагогике разработаны требования к условиям реализации этих методов.
6. В воспитании детей большую роль играет подражание. В отечественной психологии считают, что формирование личности ребенка происходит через идентификацию со значимым, авторитетным для него человеком (папа, мама, брат или сестра, сверстник, тренер и другие люди). Отождествляя себя с этим референтным человеком, воспитанник, таким образом, не только впитывает внешние поведенческие проявления, но и взгляды, интересы другого. Нужно учитывать, что идентификация – это стихийный процесс, потому близкое окружение ребенка должно понимать ответственность своих действий, поступков, слов.
7. Учет в воспитании возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей.
1.2 Социально-психологические аспекты современного воспитательного воздействия
К социально-психологическим факторам, влияющим на воспитание, в педагогической психологии относят общение и межличностные отношения, влияние группы, семья и семейное воспитание, информационная электронная среда.
Роль общения, межличностных отношений и влияние группы на психическое развитие младших школьник – эти вопросы были раскрыты в темах возрастной психологии (см. Лекции 5-7).
В этой лекции обратимся подробнее к двум факторам – семейное воспитание и влияние информационной электронной среды на развитие личности младшего школьника.
Задание № 1
Найдите по ссылке статью психолога Ледовской Т. Типы воспитания в семье. Анализ и характеристика
https://www.b17.ru/article/tipi_vospitaniya_v_semye_analis_i_harakt/
Автор в этом материале систематизировала известные в семейной психологии и педагогике типы (стили) родительского (семейного) воспитания. Изучите их характеристику и заполните первый столбец таблицы. Напротив каждой характеристики стиля родительского воспитания напишите его название!
Название типа (стиля) родительского воспитания | Характеристика типа (стиля) родительского воспитания |
1. | Бережное воспитание ребенка, стремление все за него предугадать и уберечь |
2. | Родителя занимают крайне агрессивную позицию к проявлению ребенком слабостей, ошибок |
3. | Родители чаще видят недостатки у своего ребенка, чем достоинства, при этом выговаривают ему эти недочеты |
4. | Желания и потребности ребенка удовлетворяются, а проступки его игнорируются |
5. | Родителям важно, чтобы их ребенок был «отличником» во всем, не хотят понимать его промахи и ошибки |
6. | Обычно долгожданный малыш или слабый по здоровью видится родителям больным или заболевшим, а потому они стараются уберечь его от всех несуществующих и существующих хворей |
7. | Родители убеждены, чем раньше ребенок все будет делать сам, тем лучше. |
8. | Родители потакают во всем ребенку, задаривая его, потому что понимают, что они не реализуют себя как отца или мать |
9. | Родители непоследовательны в своих обещаниях, у них расходится слово и дело |
10. | Родители удовлетворяют свои потребности, воспитание ребенка или детей в их круг не входит |
11. | Родители меняют прежнее отношение к ребенку |
|
|
Задание № 2
Найдите по ссылке статью ученого-психолога Прихожан А.М. Влияние электронной информационной среды на развитие личности детей младшего школьного возраста
http://psystudy.ru/index.php/num/2010n1-9/283-
В воспитательных целях родители и учитель могут использовать фильмы, мультфильмы, передачи, которые транслируются с экрана телевизора. Чтобы это средство давало воспитательный эффект, надо учитывать особенности его восприятия младшими школьниками. Найдите в статье подзаголовок Эффективность телевизионного воздействия и прочитайте до следующего подзаголовка Негативные воздействия на социализацию детей.
Выпишите в левый столбик таблицы (в обобщенном и обработанном виде, а не простое копирование!) несколько позиций (3-5), какие особенности восприятия и понимания телевизионных образов школьниками нужно учитывать.
Прочитайте, о Негативных воздействиях на социализацию детей (до Реклама и потребление)
|
|
В правый столбик таблицы выпишите 2-3 негативных результатов воздействия телевидения на личность школьника.
Особенности восприятия и понимания школьниками телевизионной продукции | Негативные результаты воздействия телевидения на психику школьников |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
Прочитайте материал подзаголовка Компьютеры и Интернет, автор анализирует положительные и отрицательные стороны образовательных, развлекательных компьютерных и других форм видеоигр. Какую рекомендацию дает психолог взрослым, учитывая, что Интернет и компьютеры это данность и настоящего, и будущего? Этот ответ вы можете использовать на следующих практических занятиях!
II. Задание для самоконтроля по материалу лекции 13
Проверьте еще раз требования к заполнению таблиц в заданиях № 1 и № 2. Только эти заполненные таблицы отправляете на проверку!