II. Задание для самоконтроля по материалу лекции 13

Час) 19-11-3 КП Психология

Уважаемые студенты!

Вам необходимо изучить Лекцию 13,

Выполнить задания № 1 и № 2  для самоконтроля,

 отправить ответы на проверку - tu0607@yandex.ru

Документ на проверку озаглавьте так:

Ваша фамилия_19-11-3 КП _Психология _Лекция 13_13.05

Если у вас возникают вопросы по изучаемой теме,

По проверке работ, задавайте их в ЛС в

Тема лекции 13: Психологические аспекты и механизмы воспитания в детском возрасте. Социально-психологические аспекты современного воспитательного воздействия

 

Цель:  изучение психологических основ воспитания младших школьников

 

Источники:

1. Ледовская Т. Типы воспитания в семье. Анализ и характеристика

2. Прихожан А.М. Влияние электронной информационной среды на развитие личности детей младшего школьного возраста

 

План изучения темы

I. Изучение теоретического материала лекции 13

1.1 Психологические аспекты и механизмы воспитания в детском возрасте

1.2 Социально-психологические аспекты современного воспитательного воздействия

II. Задание для самоконтроля по материалу лекции 13

 

I. Изучение теоретического материала лекции 13

      1.1 Психологические аспекты и механизмы воспитания в детском возрасте

 

    В психологии воспитания изучены некоторые психологические аспекты и механизмы воспитания в детском возрасте. Их важно учитывать родителям и педагогам при воспитании, в том числе и детей младшего школьного возраста. Рассмотрим эти аспекты и механизмы.

    1. При выборе воспитательных воздействий нужно учитывать три важные сферы личности человека – познавательную, эмоциональную и поведенческую. Если воспитатель разъясняет, как вести себя ребенку, то скорее всего он действует только на его познавательную сферу. Если воспитатель к разъяснениям добавляет с улыбкой одобрение а адрес ребенка, то скорее всего, он вызовет ответную эмоциональную реакцию у воспитанника. Если педагог еще и попросит ребенка выполнить это правило или предложит сделать вместе с ним, то здесь уже воспитанник получит не только знания и у него появится эмоциональная реакция, но еще и опыт поведения.

    Чтобы сформировать опыт поведения и отношения к чему-либо (или к кому-либо), важно не только убеждать, разъяснять, рассказывать, но и вызывать эмоции, чувства (радость, интерес, чувство совести, удивления, восхищения, сожаления, сочувствия и другие), и организовывать деятельность и поведение школьников.

    2. Любой человек выполняет что-либо (правило, норму поведения и другое), если это для него имеет субъективную значимость. Как можно вызвать субъективную значимость? В психологии известен механизм формирования поведения – сдвиг мотива на цель. Рассмотрим на примере. Ребенок читает книгу, потому что его попросила мама. Ему приятно, что мама высказывает одобрение его чтению. В этой ситуации – цель: чтение книги, мотив: порадовать маму, общение с мамой на тему чтения приносит ребенку положительные эмоции. Если это поведение ребенка закреплять и вызывать у него положительные эмоции, то произойдет сдвиг мотива на цель – чтение приобретает субъективную значимость для ребенка само по себе!

    3. Принцип развития в деятельности. Он означает, что правильно организованная деятельность (или деятельности) помогает воспитанникам не только приобретать опыт, но и формирует их мотивационную сферу. Хотелось бы еще раз подчеркнуть слова «правильно организованная» деятельность! Давайте обратимся к примеру, рассмотренному ранее. Можно заставлять читать ребенка, но мама выбрала другую тактику – она вызывала у сына (дочери) положительные эмоции. Кроме того, важно организовать для чтения и другие условия. Например, устранить факторы, отвлекающие ребенка от чтения, помочь ему выбрать удобное место для чтения, побеседовать о прочитанном.

    4. Активность и самостоятельность – вот еще важный принцип воспитания, который дополняет рассмотренное выше. По собственному опыту знаете, что пока сами не начнете что-либо выполнять, вы опыт не приобретаете. Так и дети любого возраста. Другое дело, что мера самостоятельности должна регулироваться в зависимости от возраста, степени освоения действия или правила.

    5. В воспитании важно подкрепление - поощрение или наказание. Они помогают воспитанникам ориентироваться в ситуации. Нужно только педагогически целесообразно использовать их. Поэтому в педагогике разработаны требования к условиям реализации этих методов.

    6. В воспитании детей большую роль играет подражание. В отечественной психологии считают, что формирование личности ребенка происходит через идентификацию со значимым, авторитетным для него человеком (папа, мама, брат или сестра, сверстник, тренер и другие люди). Отождествляя себя с этим референтным человеком, воспитанник, таким образом, не только впитывает внешние поведенческие проявления, но и взгляды, интересы другого. Нужно учитывать, что идентификация – это стихийный процесс, потому близкое окружение ребенка должно понимать ответственность своих действий, поступков, слов.

    7. Учет в воспитании возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей.

 

    1.2 Социально-психологические аспекты современного воспитательного воздействия

 

    К социально-психологическим факторам, влияющим на воспитание, в педагогической психологии относят общение и межличностные отношения, влияние группы, семья и семейное воспитание, информационная электронная среда.

    Роль общения, межличностных отношений и влияние группы на психическое развитие младших школьник – эти вопросы были раскрыты в темах возрастной психологии (см. Лекции 5-7).

    В этой лекции обратимся подробнее к двум факторам – семейное воспитание и влияние информационной электронной среды на развитие личности младшего школьника.

 

    Задание № 1

    Найдите по ссылке статью психолога Ледовской Т. Типы воспитания в семье. Анализ и характеристика

https://www.b17.ru/article/tipi_vospitaniya_v_semye_analis_i_harakt/

 

    Автор в этом материале систематизировала известные в семейной психологии и педагогике типы (стили) родительского (семейного) воспитания. Изучите их характеристику и заполните первый столбец таблицы. Напротив каждой характеристики стиля родительского воспитания напишите его название!

Название типа (стиля) родительского воспитания Характеристика типа (стиля) родительского воспитания
1. Бережное воспитание ребенка, стремление все за него предугадать и уберечь
2. Родителя занимают крайне агрессивную позицию к проявлению ребенком слабостей, ошибок
3. Родители чаще видят недостатки у своего ребенка, чем достоинства, при этом выговаривают ему эти недочеты
4. Желания и потребности ребенка удовлетворяются, а проступки его игнорируются
5. Родителям важно, чтобы их ребенок был «отличником» во всем, не хотят понимать его промахи и ошибки
6. Обычно долгожданный малыш или слабый по здоровью видится родителям больным или заболевшим, а потому они стараются уберечь его от всех несуществующих и существующих хворей
7. Родители убеждены, чем раньше ребенок все будет делать сам, тем лучше.
8. Родители потакают во всем ребенку, задаривая его, потому что понимают, что они не реализуют себя как отца или мать
9. Родители непоследовательны в своих обещаниях, у них расходится слово и дело
10. Родители удовлетворяют свои потребности, воспитание ребенка или детей в их круг не входит
11. Родители меняют прежнее отношение к ребенку

 

    Задание № 2

    Найдите по ссылке статью ученого-психолога Прихожан А.М. Влияние электронной информационной среды на развитие личности детей младшего школьного возраста

http://psystudy.ru/index.php/num/2010n1-9/283-

 

    В воспитательных целях родители и учитель могут использовать фильмы, мультфильмы, передачи, которые транслируются с экрана телевизора. Чтобы это средство давало воспитательный эффект, надо учитывать особенности его восприятия младшими школьниками. Найдите в статье подзаголовок Эффективность телевизионного воздействия и прочитайте до следующего подзаголовка Негативные воздействия на социализацию детей.

    Выпишите в левый столбик таблицы (в обобщенном и обработанном виде, а не простое копирование!) несколько позиций (3-5), какие особенности восприятия и понимания телевизионных образов школьниками нужно учитывать.

    Прочитайте, о Негативных воздействиях на социализацию детей (до Реклама и потребление)

    В правый столбик таблицы выпишите 2-3 негативных результатов воздействия телевидения на личность школьника.  

Особенности восприятия и понимания школьниками телевизионной продукции Негативные результаты воздействия телевидения на психику школьников
1. 2. 3. 1. 2. 3.

 

     Прочитайте материал подзаголовка Компьютеры и Интернет, автор анализирует положительные и отрицательные стороны образовательных, развлекательных компьютерных и других форм видеоигр. Какую рекомендацию дает психолог взрослым, учитывая, что Интернет и компьютеры это данность и настоящего, и будущего? Этот ответ вы можете использовать на следующих практических занятиях!

        

II. Задание для самоконтроля по материалу лекции 13

Проверьте еще раз требования к заполнению таблиц в заданиях № 1 и № 2. Только эти заполненные таблицы отправляете на проверку!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: