Труд детей в годы Великой Отечественной войны

Классный час  «Дети войны»

Цель:

Формирование учащихся гражданско - патриотических  качеств, уважительное отношение к историческому прошлому своего народа.

 Задачи: 

- Формирование чувства патриотизма, гордость за свой народ на примере героических поступков детей в военное время;

- Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, пережившему тяжелые годы Великой Отечественной войны.

- Развивать способность чувствовать, сопереживать сверстникам пережившим ужасы войны 

- Противостоять искажению и фальсификации фактов истории нашего Отечества.

 

«У них и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война»  

 Учитель:

Тяжело говорить о том, что ребенок помимо своей воли становится участником страшной войны…

 Гораздо позже, через много лет он осознает, что тогда его жизнь была всего в нескольких шагах от того момента, когда все краски его чудесного мира перестают существовать, пересыпанные камнями черной земли – от взрывов.

«Нет и детей война не пощадила,

И все невзгоды выдала сполна…

Ты стала малолетнею «старушкой» -

Все видела все знала, все могла.»

 «Маленькими героями» можно назвать всех, кто с честью и достоинством выдержал испытание военных лет, независимо от того, где и как оно было проявлено – на линии фронта, на оккупированных территориях – землях захваченных фашистами, или в тылу. Оказавшись в самом пекле дети мужественно переживали тяжести войны, что парой было не под силу даже взрослым.

Каково им пришлось в годы Великой Отечественной войны? Как им жилось? Что помогло выжить, остаться людьми, выстоять?

 Понятие «дети войны» - довольно объемное всех детей войны очень много, - их миллионы, начиная с тех, чье детство оборвалось 22 июня 1945 года, и кончая теми кто родился в первые дни победного мая 1945 года.



Чтец I     

Мы не стали памяти перечить,

Вспомним дни далекие, когда

Упала им на слабенькие плечи

Огромная не детская беда.

Была зима и жесткой и метельной

Была судьба у всех людей одна.

У них и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война.

         Чтец II

В годы войны было горя много,

И ни кто, никогда не сочтет,

Сколько раз на своих дорогах

Оставляла война сирот.

Был серебряный смех девчонок –

Но его заглушала война.

А седины ребячьих челок …

Разве этому есть цена?


Учитель:

 В этот солнечный воскресный день 22 июня 1941 года люди занимались

обычными делами. Никто не подозревал, что приятные хлопоты, задорные детские игры и многие в жизни перечеркнет одно страшное слово «война»!

У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945,украли детство. Детей воспитала война! Дети осиротели, их отцы погибли на фронте, а матери – от голода и бомбежек. В лучшем случае их ждал детдом, в худшем – концлагерь.


Чтец III


 Дети войны, и веет холодом.

Дети войны, и пахнет голодом.

Дети войны, и дыбом волосы.

На челках детских седые волосы.

 Земля омыта слезами детскими.

Детьми советскими и несоветскими.

Какая разница, где был по немцами?

 В Дахау, Лидице или в Освенциме?

 Их кровь алеет на плацах маками.

Трава поникла, где дети плакали,

Дети войны, боль и отчаяние,

И сколько им минут молчания?


Учитель:

 Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое!

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьезно:

Страдали тяжко дети от войны.

Учитель:

Война. Страшней нет ничего на свете, «Для фронта все! – девиз страны таков, трудились все» и взрослые, и дети.В полях и у мартенов, у станков. Станки «малолетки», как крепость брали, на цыпочках встав во весь рост. И навыки взрослых они обретали. Со всех одинаков был спрос.   

Учитель:

Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали по школе, но занятий не было, а была робота. Дети помогали фронту всем, чем могли. Свои трудовые книжки они получали раньше чем паспорта.   



Труд детей в годы Великой Отечественной войны

1.Все мужчины ушли на войну защищать свою Родину. Дома остались матери и дети. Детство было голодное и холодное. Детей призывали на работу в заводские цеха. Чтобы получить карточки на питание дети шли работать на заводы и фабрики. Они стояли у станков по 10-12 часов. Многие были маленького роста и им под ноги ставили ящики, табуреты, подставки, чтобы детские ручки могли доставать до рычагов, кнопок и винтов. Матери заменили мужей, дети стали у станков отцов! У каждого была своя норма выпуска деталей или снарядов. Когда перевыполнили норму на 570%  благодарностью была двойная порция обеда.

2. Дети сельской местности тоже трудились на благо фронта. Они с женщинами, стариками сеяли поля, собирали урожай, доили коров. Сами впрягались в борону вместо лошадей.

3. Девочки 10-15 лет работали в полевых госпиталях. Они стирали бинты и постели. Приходилось ухаживать за ранеными бойцами. Они от их имени писали письма на Родину, кормили их с ложечки. Дежурили по ночам у стонущих больных, выдавали лекарство и просто жалели их.

4. Многие подростки разносили почту. Бывало в день они проходили по 20 км от села до села. Как их ждали? Ведь для кого-то они несли долгожданные, добрые вести, но чаще это были похоронки.


5. Когда разбомбили детский дом, взрослых не оказалось рядом. Детям было 8-11 лет и они пошли искать партизан. По поручению партизанских отрядов они незаметно носили донесения и доставляли пароли, закладывали мины, подрывали дома с немцами, неделями держали оборону.

6. Часто детей и женщин отправляли копать окопы и оборонительные сооружение. Как было тяжело в двадцати градусные морозы прорубывать, ковырять ломиками, кидать мерзлые глыбы земли, прокладывать рельсы.

Дети войны…Они были всюду. Они заменили отцов, делали бомбы и автоматы. Они производили продукты, дежурили в госпиталях, разбирали завалы, строили бомбоубежища, партизанили. Они тоже были героями Родины!

«Маленькие герои большой войны»

Военное время особенно тяжело переживали дети. До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды, мечты. И вот 22 июня 1941 года все "погрузилось во мрак", разбились мечты…

Учитель:

Вдумайтесь в эти цифры: каждый день теряли 9168 детей; каждый час – 382 ребенка, каждую минуту – 6 детей, каждые 10 секунд по 1 ребенку. Фашисты не щадили никого…ни стариков, ни женщин, ни детей… устраивая массовые поджоги и расстрелы:

Дети даже в условиях войны все равно оставались детьми, любили играть, хотели учится в школе.

Учитель:

Детям военных лет трудно давалась учеба. Не хватало учебников. Ручками служили куриные и гусиные перья, писали на страницах старых книг и газет.

У большинства семей даже не было керосиновых ламп. Вечером дети готовили уроки у печей или использовали самодельные фитильки. Некоторые школы во все были закрыты.

 «Так учились дети во время войны…»

Учитель:

Ура, Победа! День победы! дети войны, как и старшее поколение, с огромной радостью, со слезами на глазах воспринимали этот майский праздник. все помнили какой ценой досталась эта Победа.

Учитель:

Вы обратили внимание. Красной нитью идет связь той Страшной войны – Великой Отечественной войны и война в Донбассе.

 Люди отвоевавшие для нас Великую Победу не могли даже представить себе, что XXI веке мы будим терять детские жизни.

Чтец:

И внезапно то, о чем мы читали в книжках, смотрели в фильмах, и слушали на уроках, о чем говорили взрослые в памятные даты – стало повседневной реальностью.
Чтец:

 Юные жители Донбасса отчетливо, для своего возраста, видят связь между тем, что было в годы Великой Отечественной войны и тем, что происходит в эти дни.

 Страшное словосочетание «дети войны» про нас, и про них. Многие насиделись в подвалах, терпели голод и лишение, а многих не пощадила пуля. Но они, как и взрослые не сломлены. О чем прямо говорят их рисунки.

Учитель:

Мы желаем жителем Донбасса ясных дней, спокойных ночей и мирного неба над головой!

 

        

 

 

        




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: