Классный час «Дети войны»
Цель:
Формирование учащихся гражданско - патриотических качеств, уважительное отношение к историческому прошлому своего народа.
Задачи:
- Формирование чувства патриотизма, гордость за свой народ на примере героических поступков детей в военное время;
- Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, пережившему тяжелые годы Великой Отечественной войны.
- Развивать способность чувствовать, сопереживать сверстникам пережившим ужасы войны
- Противостоять искажению и фальсификации фактов истории нашего Отечества.
«У них и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война»
Учитель:
Тяжело говорить о том, что ребенок помимо своей воли становится участником страшной войны…
Гораздо позже, через много лет он осознает, что тогда его жизнь была всего в нескольких шагах от того момента, когда все краски его чудесного мира перестают существовать, пересыпанные камнями черной земли – от взрывов.
«Нет и детей война не пощадила,
|
|
И все невзгоды выдала сполна…
Ты стала малолетнею «старушкой» -
Все видела все знала, все могла.»
«Маленькими героями» можно назвать всех, кто с честью и достоинством выдержал испытание военных лет, независимо от того, где и как оно было проявлено – на линии фронта, на оккупированных территориях – землях захваченных фашистами, или в тылу. Оказавшись в самом пекле дети мужественно переживали тяжести войны, что парой было не под силу даже взрослым.
Каково им пришлось в годы Великой Отечественной войны? Как им жилось? Что помогло выжить, остаться людьми, выстоять?
Понятие «дети войны» - довольно объемное всех детей войны очень много, - их миллионы, начиная с тех, чье детство оборвалось 22 июня 1945 года, и кончая теми кто родился в первые дни победного мая 1945 года.
Чтец I
Мы не стали памяти перечить,
Вспомним дни далекие, когда
Упала им на слабенькие плечи
Огромная не детская беда.
Была зима и жесткой и метельной
Была судьба у всех людей одна.
У них и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
Чтец II
В годы войны было горя много,
И ни кто, никогда не сочтет,
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот.
Был серебряный смех девчонок –
Но его заглушала война.
А седины ребячьих челок …
Разве этому есть цена?
Учитель:
В этот солнечный воскресный день 22 июня 1941 года люди занимались
обычными делами. Никто не подозревал, что приятные хлопоты, задорные детские игры и многие в жизни перечеркнет одно страшное слово «война»!
У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945,украли детство. Детей воспитала война! Дети осиротели, их отцы погибли на фронте, а матери – от голода и бомбежек. В лучшем случае их ждал детдом, в худшем – концлагерь.
|
|
Чтец III
Дети войны, и веет холодом.
Дети войны, и пахнет голодом.
Дети войны, и дыбом волосы.
На челках детских седые волосы.
Земля омыта слезами детскими.
Детьми советскими и несоветскими.
Какая разница, где был по немцами?
В Дахау, Лидице или в Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали,
Дети войны, боль и отчаяние,
И сколько им минут молчания?
Учитель:
Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое!
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьезно:
Страдали тяжко дети от войны.
Учитель:
Война. Страшней нет ничего на свете, «Для фронта все! – девиз страны таков, трудились все» и взрослые, и дети.В полях и у мартенов, у станков. Станки «малолетки», как крепость брали, на цыпочках встав во весь рост. И навыки взрослых они обретали. Со всех одинаков был спрос.
Учитель:
Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали по школе, но занятий не было, а была робота. Дети помогали фронту всем, чем могли. Свои трудовые книжки они получали раньше чем паспорта.
Труд детей в годы Великой Отечественной войны
1.Все мужчины ушли на войну защищать свою Родину. Дома остались матери и дети. Детство было голодное и холодное. Детей призывали на работу в заводские цеха. Чтобы получить карточки на питание дети шли работать на заводы и фабрики. Они стояли у станков по 10-12 часов. Многие были маленького роста и им под ноги ставили ящики, табуреты, подставки, чтобы детские ручки могли доставать до рычагов, кнопок и винтов. Матери заменили мужей, дети стали у станков отцов! У каждого была своя норма выпуска деталей или снарядов. Когда перевыполнили норму на 570% благодарностью была двойная порция обеда.
2. Дети сельской местности тоже трудились на благо фронта. Они с женщинами, стариками сеяли поля, собирали урожай, доили коров. Сами впрягались в борону вместо лошадей.
3. Девочки 10-15 лет работали в полевых госпиталях. Они стирали бинты и постели. Приходилось ухаживать за ранеными бойцами. Они от их имени писали письма на Родину, кормили их с ложечки. Дежурили по ночам у стонущих больных, выдавали лекарство и просто жалели их.
4. Многие подростки разносили почту. Бывало в день они проходили по 20 км от села до села. Как их ждали? Ведь для кого-то они несли долгожданные, добрые вести, но чаще это были похоронки.
5. Когда разбомбили детский дом, взрослых не оказалось рядом. Детям было 8-11 лет и они пошли искать партизан. По поручению партизанских отрядов они незаметно носили донесения и доставляли пароли, закладывали мины, подрывали дома с немцами, неделями держали оборону.
6. Часто детей и женщин отправляли копать окопы и оборонительные сооружение. Как было тяжело в двадцати градусные морозы прорубывать, ковырять ломиками, кидать мерзлые глыбы земли, прокладывать рельсы.
Дети войны…Они были всюду. Они заменили отцов, делали бомбы и автоматы. Они производили продукты, дежурили в госпиталях, разбирали завалы, строили бомбоубежища, партизанили. Они тоже были героями Родины!
«Маленькие герои большой войны»
Военное время особенно тяжело переживали дети. До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды, мечты. И вот 22 июня 1941 года все "погрузилось во мрак", разбились мечты…
|
|
Учитель:
Вдумайтесь в эти цифры: каждый день теряли 9168 детей; каждый час – 382 ребенка, каждую минуту – 6 детей, каждые 10 секунд по 1 ребенку. Фашисты не щадили никого…ни стариков, ни женщин, ни детей… устраивая массовые поджоги и расстрелы:
Дети даже в условиях войны все равно оставались детьми, любили играть, хотели учится в школе.
Учитель:
Детям военных лет трудно давалась учеба. Не хватало учебников. Ручками служили куриные и гусиные перья, писали на страницах старых книг и газет.
У большинства семей даже не было керосиновых ламп. Вечером дети готовили уроки у печей или использовали самодельные фитильки. Некоторые школы во все были закрыты.
«Так учились дети во время войны…»
Учитель:
Ура, Победа! День победы! дети войны, как и старшее поколение, с огромной радостью, со слезами на глазах воспринимали этот майский праздник. все помнили какой ценой досталась эта Победа.
Учитель:
Вы обратили внимание. Красной нитью идет связь той Страшной войны – Великой Отечественной войны и война в Донбассе.
Люди отвоевавшие для нас Великую Победу не могли даже представить себе, что XXI веке мы будим терять детские жизни.
Чтец:
И внезапно то, о чем мы читали в книжках, смотрели в фильмах, и слушали на уроках, о чем говорили взрослые в памятные даты – стало повседневной реальностью.
Чтец:
Юные жители Донбасса отчетливо, для своего возраста, видят связь между тем, что было в годы Великой Отечественной войны и тем, что происходит в эти дни.
Страшное словосочетание «дети войны» про нас, и про них. Многие насиделись в подвалах, терпели голод и лишение, а многих не пощадила пуля. Но они, как и взрослые не сломлены. О чем прямо говорят их рисунки.
Учитель:
Мы желаем жителем Донбасса ясных дней, спокойных ночей и мирного неба над головой!