Упражнения для развития фантазии

Конспект занятия

«Особенности актерского воображения и фантазии»

Фантазия переносит человека в обстоятельства, которые никогда не существовали и не могут быть в действительности; воображение помогает воскресить в памяти пережитые моменты или же придумать новые, но основанные на реальных событиях. В каждом искусстве существует своя специфика воображения и фантазирования, например, воображение писателя не такое, как у художника.
Актерское воображение и фантазия имеют свои особенности, без которых невозможно играть на сцене. К ним относятся:

 

  • Способность внутренне проигрывать ситуацию. Актер не просто фантазирует, он детально воспроизводит в уме придуманные события, представляет, как это могло бы быть, если бы произошло на самом деле.
  • Неотделимость от фантазий. Представляя свой персонаж, актер не думает о нем как о третьем лице, все размышления происходят от первого лица, всегда используется «я».
  • Вера в правду вымысла. Чтобы быть искренним на сцене, актер должен верить своим фантазиям, здесь его можно сравнивать с ребенком, который несокрушимо верит в придуманный им мир.
  • Многогранность чувств. Если в музыке первостепенное значение имеют слуховые чувства, в живописи – зрительные, то актер использует почти все известные чувства: зрение, слух, обоняние, осязание.


Навыки актера

Развитие актерского воображения непременно связано с выполнением каких-либо действий, поэтому актер должен развивать такие навыки:

 

  • Сценическую речь – с ее помощью артист налаживает контакт со зрителем, доносит свои мысли и переживания. Регулируя тембр голоса, используя разные звуковые диапазоны, грамотно применяя правила орфоэпии, актер формирует особую атмосферу на сцене, дает зрителю возможность понять его.
  • Память – она может быть эмоциональной и мускульной. Эмоциональная память – это способность повторно проживать чувства, которые когда-то возникли. На основании этих чувств, присоединяя воображение и фантазию, актер создает характер и ощущения своего персонажа. Мускульная память – это способность тела запоминать движения (жесты), которые сопровождают те или иные эмоции.
  • Внимание – помогает концентрировать сознание на реальных и вымышленных объектах, облегчает способность мыслить во время игры, контролировать логику действий персонажа.
  • Умение работать с партнером – сценическое взаимодействие с партнерами помогает раскрыть идею спектакля и характер персонажа, эффективное воздействие на зрителя происходит через живое общение с партнером.
  • Сценическую веру – убежденность актера в правде вымысла помогает сделать игру убедительной, заставляет зрителя поверить в происходящее на сцене. Сценическая вера дает актеру свободу, делает его игру естественной и органичной.

Задача актера – создать с помощью своего воображения и фантазии полноценный образ своего персонажа, добавить те характеристики, которые не может отразить на бумаге автор сценария.

 

 

Упражнения для развития фантазии

Развивать фантазию и воображение можно с помощью таких
упражнений:

 

  • Сесть на лавочку в людном месте и наблюдать за прохожими: выбрав одного человека, рассмотреть его внешний вид и манеру поведения, затем придумать ему имя, род занятий, пофантазировать о его жизни.
  • Попробовать подобрать как можно больше нестандартных ассоциаций к простым словам. Например, к слову «поэт». Большинство людей с этим словом связывают Пушкина, но актер должен постараться найти свежие и необычные ассоциации, которые идут в разрыв с шаблоном.
  • За одну минуту сказать как можно больше существительных, не связанных между собой (предложения из них составлять не нужно). Цель – произнести как можно больше слов с минимальными паузами между ними. Результат можно записывать на диктофон, можно просить партнера слушать.
  • Взять текст и прочитать его по-разному: громко, шепотом, медленно. Затем прочитать текст от имени ребенка, старичка, инопланетянина, заикающегося человека, какого-либо животного.
  • Взять на руки воображаемое животное, попытаться погладить его, удержать на руках. По характеру движений (животное маленькое или большое, выскальзывает из рук, убегает, кусает и т.д.) партнеры или зрители должны угадать, что это за животное.
  • Попробовать перевоплотиться в знаменитость, ребенка, представителя какой-либо профессии, животное. Нужно совершать действия, которые характерны для объекта копирования. Зрители должны угадать предмет перевоплощения.
  • Взять три любых слова и составить с ними как можно больше предложений, записать их. Затем из предложений составить небольшой рассказ.
  • Попросить кого-нибудь сказать пару предложений в качестве начала рассказа. Затем продолжить историю, используя придуманные факты, которых не может быть в реальной жизни. Должен получиться логичный, связный рассказ.
  • Прочитать отрывок из книги, в котором разворачивается событие с участием нескольких персонажей. Закрыть глаза и представить, как будто все происходит на самом деле, стать участником этих событий. В своем воображении нужно нарисовать обстановку, одежду персонажей, попробовать «услышать» их голоса, отметить манеру поведения каждого, прочувствовать их мысли и ощущения.

Придуманные актером детали образа персонажа помогают раскрыть и высказать то, что не могут досказать автор и режиссер, другие создатели спектакля – здесь на актере лежит особая ответственность. Актерское воображение и фантазия должны быть активными – так творчество артиста будет глубоким и содержательным, а игра станет захватывающей и правдивой. Овладевая элементом сценического мастерства, называемым «Фантазия «,обучающиеся

развивают неординарное мышление, а также свободу, действия и гибкость ума.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: