Этапы урока
1Актуализация изученного
Ознакомиться с теоретическим материалом, приведенным ниже.
1. Словарная работа
Спор - 1. словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждыйотстаивает свое мнение;
2. взаимное притязание на владение чем - нибудь, разрешаемое судом.
Общим для всех значений слова "спор" является наличие разногласий, противоборство.
Слова дискуссия, полемика, диспут - синонимы, объединенные общим значением публичный спор.
Дискуссионная речь, дискуссия — это особый спор, который предполагает не упрямую попытку непременно отстоять свое мнение во что бы то ни стало, а обоснованно, взвешенно доказать истину по каким - то общественно значимым проблемам в присутствии заинтересованных слушателей.
Дискуссия (латин. discussio - "исследование, рассмотрение, разбор") — это выяснение и сопоставление разных точек зрения, нахождение нравственного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, т.к. её участники сами приходят к тому или иному выводу.
|
|
Участники дискуссии,диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к следующим результатам:
- найти общее решение вопроса;
- прийти к единому мнению в споре;
- установить истину.
Цель полемики иная:
- одержать победу над оппонентом и утвердить собственную позицию.
Но истинная научная полемика ведется не ради самой победы, а стремится в решительной борьбе отстоять общечеловеческие ценности и права конкретного человека, проявить активную гражданскую позицию.
Первым, кто осознал исключительную важность диалоговой формы общения людей для прогресса познания, был Сократ, выдающийся древнегреческий философ.
Знаменитые беседы Сократа с учениками, друзьями и недругами вошли в золотой фонд человеческой культуры. Главная их ценность - метод поиска истины. Кроме языковых, логических аспектов, спор имеет множество трудноуловимых психологических, нравственных и эстетических граней. Спор — это не только наука, но и тонкое искусство.
Во время диспута человек должен достойно вести себя; не допуская резкого тона, внимательно анализируя доводы "противника".
Знание и понимание культуры спора, умение находить правильное решение, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения определяет тактику спора.
Плюрализм: 1. множественность мнении, взглядов;
2. философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит множество
духовных сущностей;
3. одна из главных идей в современных западных теориях общего устройства, состоящая в том, что общественно-политическая жизнь представляет собой состязание, конкуренцию множества социальных групп, партий, организаций.
|
|
· Дискуссия - форма общения людей, метод решения спорных вопросов, своеобразный способ познания, публичное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы.
· Дискуссия представляет собой серию утверждений, которые по очереди высказываются разными лицами. Все высказывания должны относиться к одной и той же теме.
· Цель дискуссии - достижение согласия по данной теме между её участниками.
Свод правил речевого поведения в дискуссии (записать в тетради)
1. Понимать проблему.
2. Внимательно слушать собеседника.
3. Не повышать голос.
4. Говорить кратко, без заносчивости.
5. Возражать можно!
6. Нельзя говорить:
· "Вы не правы!"
· "Ошибаетесь!"
· "И речи быть не может!"
· "Это не имеет отношения к делу …"
7. Нужно пользоваться выражениями:
· "Мне кажется …"
· "Я думаю …"
· "Я не вполне уверен …"
· "Возможно, я не прав …"
Практическая часть. Работа с текстом
Прочитайте текст
Утренняя роса лежала толстым серебристым ковром, покрывающим всё бескрайнее поле. Цветы в это утро блистали всеми цветами радуги. Свет, излучаемый как будто самими цветами, казался мягким и свежим.
Я огляделся. В цветах промелькнул соловей. Пчелы уже начали собирать нектар. Солнце почти поднялось, облака создавали из света неповторимые узоры в небе. Я стоял на этом поле в окружении земной красоты, созданной природой и Богом. Я буквально чувствовал, как красота цветов заряжает меня энергией жизни.
Вот красота, которую можно встретить только здесь, на Земле, и нигде более во Вселенной. Вот он, смысл и радость бытия …
(По Андрею Наумову).
· Сформулируйте тему этого текста (о природе)
· Какова его главная мысль? (радость, восхищение красотой природы)
· Какие чувства у вас вызвал этот текст?
А теперь прочитайте другой текст о природе
Земля в беде!
В смысле выделения мусора и нечистот никто не может сравниться с человеком – ни птица, ни зверь. Берега рек, когда-то цветущие поляны теперь в стекле, бумаге, полиэтилене – гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят … И никто, никто не прибирает за собою.
Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко – изуродованное, пораненное, битое, обожженное …
Цветет малопроточная вода, перестала цвести и рожать черемуха, не полыхают более цветы – они вытоптаны, вырваны с корнем …
Опомнитесь, люди! Земля в беде!
(В. Астафьев)
· Какую проблему поднимает В. Астафьев в этом тексте? (уничтожение природы человеком)
· Согласны ли вы с писателем, что эта проблема действительно является актуальной в наше время? Почему вы так думаете?
· А кто думает иначе?
Знаете ли вы, что такое экология? (Экология – от греческих слов "экос" – дом, жилище, "логос" – наука, знание)
Это наука о взаимоотношениях живого и неживого на земле, природы и человеческого общества.
· Можно ли проблему, поднятую В. Астафьевым, назвать экологической? Почему? (Да, она связана с проблемой отношения человека к природе).
Вот мы и подошли к теме нашей сегодняшней дискуссии:
"Имеет ли границы экология?"
Наша задача – обсудить основные, глобальные для человечества, экологические проблемы и в ходе обсуждения прийти к согласию, однозначному выводу: являются ли экологические вопросы проблемой одного народа, страны или это общая проблема для всей планеты Земля.
4. Составьте тематическую группу слов на тему "Экология". Запишите.
Домашнее задание: составить диалог дискуссионного характера "Имеет ли границы экология?"
Выполненное задание прислать 08.05.
.