Выполненное задание прислать 08.05

Этапы урока

1Актуализация изученного

Ознакомиться с теоретическим материалом, приведенным ниже.

1. Словарная работа

Спор - 1. словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждыйотстаивает свое мнение;

2. взаимное притязание на владение чем - нибудь, разрешаемое судом.

Общим для всех значений слова "спор" является наличие разногласий, противоборство.

Слова дискуссия, полемика, диспут - синонимы, объединенные общим значением публичный спор.

Дискуссионная речь, дискуссия — это особый спор, который предполагает не упрямую попытку непременно отстоять свое мнение во что бы то ни стало, а обоснованно, взвешенно доказать истину по каким - то общественно значимым проблемам в присутствии заинтересованных слушателей.

Дискуссия (латин. discussio - "исследование, рассмотрение, разбор") — это выяснение и сопоставление разных точек зрения, нахождение нравственного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, т.к. её участники сами приходят к тому или иному выводу.

Участники дискуссии,диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к следующим результатам:

- найти общее решение вопроса;

- прийти к единому мнению в споре;

- установить истину.

Цель полемики иная:

- одержать победу над оппонентом и утвердить собственную позицию.

Но истинная научная полемика ведется не ради самой победы, а стремится в решительной борьбе отстоять общечеловеческие ценности и права конкретного человека, проявить активную гражданскую позицию.

Первым, кто осознал исключительную важность диалоговой формы общения людей для прогресса познания, был Сократ, выдающийся древнегреческий философ.

Знаменитые беседы Сократа с учениками, друзьями и недругами вошли в золотой фонд человеческой культуры. Главная их ценность - метод поиска истины. Кроме языковых, логических аспектов, спор имеет множество трудноуловимых психологических, нравственных и эстетических граней. Спор — это не только наука, но и тонкое искусство.

Во время диспута человек должен достойно вести себя; не допуская резкого тона, внимательно анализируя доводы "противника".

Знание и понимание культуры спора, умение находить правильное решение, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения определяет тактику спора.

 Плюрализм: 1. множественность мнении, взглядов;

2. философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит множество

духовных сущностей;

3. одна из главных идей в современных западных теориях общего устройства, состоящая в том, что общественно-политическая жизнь представляет собой состязание, конкуренцию множества социальных групп, партий, организаций.

· Дискуссия - форма общения людей, метод решения спорных вопросов, своеобразный способ познания, публичное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы.

· Дискуссия представляет собой серию утверждений, которые по очереди высказываются разными лицами. Все высказывания должны относиться к одной и той же теме.

· Цель дискуссии - достижение согласия по данной теме между её участниками.

Свод правил речевого поведения в дискуссии (записать в тетради)

1. Понимать проблему.

2. Внимательно слушать собеседника.

3. Не повышать голос.

4. Говорить кратко, без заносчивости.

5. Возражать можно!

6. Нельзя говорить:

· "Вы не правы!"

· "Ошибаетесь!"

· "И речи быть не может!"

· "Это не имеет отношения к делу …"

7. Нужно пользоваться выражениями:

· "Мне кажется …"

· "Я думаю …"

· "Я не вполне уверен …"

· "Возможно, я не прав …"

Практическая часть. Работа с текстом

Прочитайте текст

Утренняя роса лежала толстым серебристым ковром, покрывающим всё бескрайнее поле. Цветы в это утро блистали всеми цветами радуги. Свет, излучаемый как будто самими цветами, казался мягким и свежим.

Я огляделся. В цветах промелькнул соловей. Пчелы уже начали собирать нектар. Солнце почти поднялось, облака создавали из света неповторимые узоры в небе. Я стоял на этом поле в окружении земной красоты, созданной природой и Богом. Я буквально чувствовал, как красота цветов заряжает меня энергией жизни.

Вот красота, которую можно встретить только здесь, на Земле, и нигде более во Вселенной. Вот он, смысл и радость бытия …

(По Андрею Наумову).

· Сформулируйте тему этого текста (о природе)

· Какова его главная мысль? (радость, восхищение красотой природы)

· Какие чувства у вас вызвал этот текст?

А теперь прочитайте другой текст о природе

 

Земля в беде!

В смысле выделения мусора и нечистот никто не может сравниться с человеком – ни птица, ни зверь. Берега рек, когда-то цветущие поляны теперь в стекле, бумаге, полиэтилене – гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят … И никто, никто не прибирает за собою.

Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко – изуродованное, пораненное, битое, обожженное …

Цветет малопроточная вода, перестала цвести и рожать черемуха, не полыхают более цветы – они вытоптаны, вырваны с корнем …

Опомнитесь, люди! Земля в беде!

(В. Астафьев)

· Какую проблему поднимает В. Астафьев в этом тексте? (уничтожение природы человеком)

· Согласны ли вы с писателем, что эта проблема действительно является актуальной в наше время? Почему вы так думаете?

· А кто думает иначе?

 

Знаете ли вы, что такое экология? (Экология – от греческих слов "экос" – дом, жилище, "логос" – наука, знание)

Это наука о взаимоотношениях живого и неживого на земле, природы и человеческого общества.

· Можно ли проблему, поднятую В. Астафьевым, назвать экологической? Почему? (Да, она связана с проблемой отношения человека к природе).

Вот мы и подошли к теме нашей сегодняшней дискуссии:

"Имеет ли границы экология?"

Наша задача – обсудить основные, глобальные для человечества, экологические проблемы и в ходе обсуждения прийти к согласию, однозначному выводу: являются ли экологические вопросы проблемой одного народа, страны или это общая проблема для всей планеты Земля.

4. Составьте тематическую группу слов на тему "Экология". Запишите.

Домашнее задание: составить диалог дискуссионного характера "Имеет ли границы экология?"

Выполненное задание прислать 08.05.

.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: