Самостоятельная работа учащихся

Решение задач на растворы

«При изучении наук

Задачи полезнее правил»

(Исаак Ньютон).

«Мало иметь хороший ум,

Главное хорошо его применять».

Физиолога Рене Деката

«Никогда не поздно поумнеть»

Писатель-публицист

Даниеля Дефо.

 

Цель:

-*знакомство с приемами решения задач на растворы.

Задачи:

Образовательные:

* Актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации раствора.

* Познакомить с нестандартным способом решения задач на смешивание двух растворов разной концентрации.

Развивающие:

Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.

Формировать умения обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания.

Развивать научное мировоззрение, творческое мышление посредством создания проблемной ситуации.

Метапредметные:

*Способствовать формированию умений анализировать, сопоставлять, обобщать знания.

*Продолжить развивать умение работать в парах, группах.

*Воспитывать уважение к мнению других членов коллектива.

*Формировать чувство ответственности за свою работу.

Личностные:

Формировать осознанную потребность в знаниях.

Развивать умение управлять своей учебной деятельностью;

Оборудование: карточки – задания, алгоритмы решения задач

 

Ход урока

 

I.Организационный момент

 

Эмоциональный настрой

Учитель задает вопрос, учащиеся отвечают по карточкам, которые я им раздала. Ответы выделены красным цветом.

Настроенье каково?

Во!

Все такого мнения?

Все без исключения!

Может, вы уже устали?

Мы с собой таких не брали!

Может, ляжем, отдохнем?

Лучше мы урок начнем.

 

Повторение изученного материала.

* Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)

* Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (𝛚 = m (р.в.)/m (р-ра); m (р.в.)= m (р-ра) ×𝛚; m (р-ра) = m (р.в.)/𝛚);

* По какой формуле можно рассчитать массу раствора?

(m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)

 

Перевести в доли – на доске, учащиеся в тетрадях.

50%? 20%? 85%? 5%?; ответ: 0,5, 0,2, 0,85, 0,05.

 

II. Изучение нового материала

1. Введение в тему урока

В медицине широко используется так называемый физиологический раствор – 0,9%й раствор обыкновенной поваренной соли.
Его применяют в качестве заменителя плазмы крови при травмах и внутривенных вливаниях лекарств. (Поваренная соль входит в тканевые жидкости и в состав крови, где ее концентрация составляет около 0,5%).

В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,9%-й раствор поваренной соли (плотность = 1г/мл), который называется физиологическим раствором.

Задача 1.


Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор?

Решите двумя способами: как математики и как химики

 

Математически - р 800мл – 100%

Соль х мл – 0,9%.

Запишем и решим пропорцию:;

 

 

Химически -

 

 

- Дано:

Vр-ра(NaCl)=800 мл;

Ѡ (NaCl)=0,9%=0,009

-----------------------------------

Найти: mNaCl=?, mводы=?.

Решение:

 

 

Ответ: 7,2 г соль; 792,8 мл воды

 

 

Задача 2.

При ожогах кожи фосфором ее обильно смачивают 5%-м раствором сульфата меди(II). Представьте, что вы старший фармацевт и должны дать лаборанту задание приготовить 500 мл такого раствора.

Дано:

W=5%=0,05

Найти:

m(H2O)=?, m(CuSO4)=?

Решение:

 

Ответ:

 

 

Массовая доля растворенного вещества в растворе – отношение массы растворенного вещества к массе раствора. (доли единицы/ проценты)

 

 

 

 

Самостоятельная работа учащихся

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: