Аккорды – созвучия трех и более звуков

Музыкальный словарь от Владлены Викторовны

Класс

Содержание

1. Музыкальная грамота

 (ноты, знаки альтерации, длительности, паузы) ……………………… 1

2. Метр. Ритм …………………………………………………………….. 2

3. Различные ритмические группы ……………………………………. 3

4. Тональности ………………………………………………………….. 3

5. Интервалы …………………………………………………………….. 6

6. Аккорды ………………………………………………………………. 8

7. Секвенция ……………………………………………………………..  9

8. музыкальная форма. Период. ……………………………………….. 9

1. В первый год обучения очень важно освоить «музыкальный алфавит», а в последующем уметь бегло читать ноты:

 Ноты скрипичного и басового ключа.

 

Знаки альтерации:

 диез повышает звук на полутон

 

}

 

Без изменения названия ноты

 

бемоль понижает звук на полутон
 бекар – знак, который отменяет действие предшествующих знаков альтерации.
дубль диез повышает ноту на тон
дубль бемоль понижает ноту на тон

 

2. Метр. Ритм.

В музыке, как и в речи, есть ударные и безударные звуки. Их принято называть сильными и слабыми долями. Сильная доля всегда на первом месте в такте.

Такт – это отрезок произведения от сильной доли до следующей сильной доли.

Размер такта обозначается дробью. Например, 2/4, где верхняя цифра обозначает количество долей в такте (еще можно назвать шагов, ударов музыкального пульса, хлопков), а нижняя – длительность доли. Чередование долей можно сравнить со стихами.

Метр – это пульс музыки, равномерное чередование сильных и слабых долей.

В какой связи находятся метр и ритм? Метр вносит порядок, а ритм наполняет доли метра ритмическим рисунком.

Тональности.

Тональность = тоника + лад (мажор или минор).

До мажор = до  + мажор

До минор = до + минор

I III V –  устойчивые ступени II IV VI VII - неустойчивые.

Неустойчивые ступени притягиваются к устойчивым, это притяжение называется разрешение.

 

Опевание устойчивых ступеней – два неустойчивых звука окружают один устойчивый и в него разрешаются. Опеть звук – это значит спеть его соседей сверху и снизу.

 

Каждая нота может стать I ступенькой, тоникой своей собственной тональности. Когда вы вырастите, то тоже захотите иметь собственную семью. Так образовали свои тональности Соль мажор, Ре мажор, Фа мажор - всего 24 тональности: 12 мажорных и 12 минорных.

Новые знаки появляются по квинтам: →♯ Фа, до, соль, ре, ля, ми, си b←

На рисунке вы видите квинтовый круг, где в правую сторону от До мажора по квинтам появляются диезы, а в левую, так же по квинтам, - бемоли. Все тональности распределены по парам. Каждая мажорная тональность имеет параллельную минорную.

Параллельными называются две тональности, имеющие одинаковые знаки при ключе. Тоники параллельных тональностей находятся на расстоянии м3(малой терции). Пример: До мажор – ля минор, соль мажор – ми минор и т.д.

 

 

        

5. Интервал - расстояние между двумя звуками.

  Эти расстоянияизмеряются ступенями, которые охватывает интервал. Нижний звук интервала – основание, верхний – вершина. Интервалы имеют итальянские названия.                                                                                          Таблица№1

 

Если оба звука в интервале звучат одновременно – это гармонический интервал, если последовательно – мелодический. Любая мелодия – это последовательность интервалов.

 

Помимо ступеневой величины, интервалы имеют еще тоновую величину. Например, между I и II ступенями в мажоре целый тон, поэтому секунда будет большая (б2), а между VII и I всего пол тона, поэтому секунда будет малая (м2). Также терции на I IV V – большие терции (б3), на остальных малые. В миноре на этих ступенях – м3. В этой таблице все интервалы на ступенях мажора и минора.

                                                                                                                 Таблица№2

Интервалы, которые приятны на слух называются консонансы, звучащие резко, напряженно – диссонансы.                                                      Таблица№3

Абсолютные консонансы Совершенные консонансы Несовершенные консонансы диссонансы
Примы ч1 Октавы ч8 Кварты ч4 квинты ч5 Терции м3 б3  Сексты м6 б6 Секунды м2 б2 Септимы м7 б7 Тритоны ув4 ум 5

Аккорды – созвучия трех и более звуков.

Самые распространенные аккорды это трезвучия и септаккорды.

Трезвучие – три звука, взятые по терциям. Так как есть большие и малые терции, то их комбинации дают 4 вида трезвучий: мажорное (б3+м3), минорное (м3+б3), увеличенное (б3+б3), уменьшенное (м3+м3).

Трезвучия бывают в гармоническом («снеговичок») и мелодическом звучании.

            

 

 Нижний звук трезвучия называется основание, или прима, в середине - терцовый тон, и верхний – квинтовый тон.

Трезвучие можно построить от любой ступени, среди семи трезвучий три главных – тоническое Т, субдоминантовое S, доминантовое D. Эти трезвучия являются показателями лада: в мажоре они мажорные, в миноре – минорные. В следующей таблице представлены главные трезвучия и их обращения.

Обращение – перенос нижнего звука аккорда или интервала на октаву вверх или на октаву вниз.                                                                Таблица№4

 

      

7. Секвенция - музыкальный фрагмент, повторенный от разной высоты. Повторяемый фрагмент называется звено секвенции. Таких звеньев может быть несколько. Лучше всего на слух воспринимается два, три звена, редко больше. Секвенция может подниматься вверх – восходящая, или опускаться – нисходящая. Интервал между звеньями называется шаг секвенции.

Музыкальная форма.

 Музыкальная речь, как и человеческая, имеет свои предложения, фразы, при помощи которых выстраивается музыкальное произведение. Очень важно понимать форму, в которой написано произведение.

Самая маленькая законченная форма в музыке – это период.

                                                                                                                 Таблица №7

период

1-е предложение

2-е предложение

фраза

фраза

фраза

фраза

мотив мотив мотив мотив мотив мотив мотив мотив
               

 

Из этой схемы вы видите, что период состоит из двух предложений, которые делятся на фразы. И самое маленькое построение в периоде – это мотив.

Когда будете играть произведения на своих инструментах, обратите внимание, они написаны или в форме периода, или собраны из нескольких периодов.

Часто предложения начинаются одинаково, а заканчиваются по-разному, это период повторного строения. Каданс (окончание) 1-го предложения звучит неустойчиво, незавершенно (часто на доминантовых звуках). Каданс 2-го предложения звучит устойчиво, завершено (на тонике).

Фрагмент песни Моцарта – это период повторного строения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: