Государства. Механизмы социальной поддержки

Апреля 2020 г. (среда)

Дисциплина: Экономика

Группа: № 78  

Урок № 20

Тема Основные направления экономической деятельности

государства. Механизмы социальной поддержки

Цель: ознакомление с основными направлениями экономической деятельности

государства. Механизмы социальной поддержки

Литература:   Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10,11 кл. для общеобразовательных учреждений – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004.

Автономов В.С. Экономика учебник 10, 11 класс для общеобразовательных учреждений – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

 

Государственное регулирование экономики как система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества, направлено на достижение экономической и социальной стабильности и укрепление существующего строя. От этой главной цели возникают множество конкретных целей, которые ей подчиняются и взаимодействуют между собой.

К таким целям можно отнести:

• создание благоприятных условий для функционирования рыночного механизма;

• обеспечение устойчивых темпов роста;

• регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно-технической революции;

• поддержание социальной стабильности и социального прогресса;

• решение экологических проблем и пр.

Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики, к которым относятся явления, процессы и условия социально-экономической жизни страны, ситуации, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, преодоление которых настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Конкретными объектами государственного регулирования могут быть: экономический цикл; отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены; условия конкуренции; социальные отношения; внешнеэкономические связи и пр.

Сами объекты могут иметь разный уровень — фирмы; региона; отрасли; сферы экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги и пр.); народного хозяйства в целом, а также быть наднациональными (отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы и пр.).

В рыночной экономике государство освобождается от несвойственных ему функций (удовлетворение совокупного спроса, директивное планирование и др.) и занимается тем, без чего обществу существовать в современных условиях нельзя, или чего избегает частный сектор экономики, оно решает следующие задачи.

1. Формирование правовой основы экономической деятельности путем разработки законодательных и нормативных актов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом и отдельных ее субъектов.

2. Создание общественных благ (защита территории, охрана общественного порядка, здравоохранение, образование).

3. Проведение антимонопольной политики и поддержка конкуренции.

4. Регулирование внешних, или побочных, эффектов (природоохранная деятельность).

5. Развитие производственной (сеть энергоснабжения, транспорта и связи); институциональной (государственный аппарат управления); социальной (учебные, медицинские, культурные заведения); информационной (совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий) инфраструктуры.

6. Осуществление государственного предпринимательства (производство на государственных предприятиях товаров и услуг для нужд национальной экономики.

7. Перераспределение доходов путем изъятия их части у одних лиц и передачи другим, более в них нуждающимся (выплата за счет налогов различных пособий).

8. Проведение тендеров и аукционов по закупке товаров и услуг для государственных нужд.

9. Предоставление кредитов и субсидий за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов.

10. Достижение макроэкономической стабилизации (предотвращение или торможение экономического спада; ускорение или сдерживание роста).

11. Борьба с инфляцией или безработицей с помощью фискальнобюджетной или кредитно-денежной политики.

12. Поддержка малого бизнеса.

13. Регулирование внешнеэкономической деятельности.

14. Развитие фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики, финансирование расходов на проведение НИОКР, особенно связанных с военным производством, и т.п.

основными направлениями экономической деятельности государства являются:

Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.

В 1912 г. Третья Государственная Дума приняла пакет законов "Об обеспечении рабочих в случае болезни", "О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве", "Об утверждении Совета по делам страхования рабочих" и ряда других. Этими пакетами законов были заложены зачатки системы социального страхования в России. Пришедшие к власти большевики решительно отказались от классических принципов страхования. В результате сформировавшиеся в дореволюционный период системы пенсионного, медицинского страхования и страхования от несчастных случаев в 20-е годы были объединены в единую систему, дотируемую из госбюджета. За новой формой закрепилось название государственного социального обеспечения.

Социализм допускал лишь коллективно-уравнительную форму поддержки населения, подавляющее большинство которого характеризовалось низким уровнем материального достатка и фактическим отсутствием дифференциации по доходам. Тем самым была нарушена зависимость величины страховых выплат от размера взносов. На протяжении всего социалистического периода страны в жизнь проводилась идея полной ответственности государства за финансирование и управление системой социального обеспечения. Эта норма, зафиксированная в ст. 237 КЗОТ, просуществовала до 1993 г. Таким образом, в советский период социальное страхование формально продолжало существовать, но, став парагосударственным, оно полностью отказалось от принципов личной ответственности и солидарной взаимопомощи граждан. Социалистическое "страхование без взносов" финансировалось за счет отчислений предприятий, для которых это стало очередной государственной повинностью, а также из государственного бюджета. Все солидарные обязанности граждан были сведены к обязательной трудовой повинности. В результате не одно поколение россиян выросло на принципах полного социального иждивенчества, а образ социалистического государства оказался до предела мифологизирован, поскольку любые формы поддержки воспринимались большинством населения как обязательная безвозмездная дотация.

В итоге государство выступало в качестве единственного субъекта социальной защиты, государственный бюджет был, по существу, единственным источником ее финансирования, а индивидуальные и индивидуально-групповые формы защиты практически полностью отрицались социалистической идеологией. Совокупность этих факторов в условиях инерционности общественного сознания явилась крайне неблагоприятным фоном для преобразования системы социальной защиты новой России.

А преобразования были необходимы. Россия унаследовала от советского периода разбухшую систему государственных социальных обязательств, объединяющую огромное число льгот, пособий, дотаций. По информации Минтруда РФ, в настоящее время на какие-либо льготы имеют право около 70% населения страны, а их общая стоимость составляет 13% ВВП (1999 г.) "Человек и труд" №8, 2000 г., стр.5.. Для России в ее нынешнем экономическом положении такое бремя неподъемно.

Непоследовательные экономические реформы, повлекли за собой резкое ухудшение условий жизни большинства населения, появление новых категорий граждан, нуждающихся в оперативной помощи. Расширение перечня и стремительный рост социальных рисков привели к краху советской системы соцобеспечения на новом этапе развития общества. Иного пути, кроме срочной трансформации механизмов защиты, переориентированной с государственного патернализма на личную ответственность граждан, с социального обеспечения на социальное страхование просто не было. В итоге, за период с 1991 по 2000 гг. сложилась довольно противоречивая, сохраняющая старые механизмы и включающая новые элементы система государственной социальной защиты. Условно она подразделяется на три относительно самостоятельных блока:

- социальное страхование, предназначенное в первую очередь для трудоспособного населения;

- социальное обеспечение, призванное поддержать главным образом нетрудоспособных;

- социальную помощь, оказываемую только малоимущим гражданам.

 

Домашнее задание:

1. Ответить на вопросы:

1. На что подразделяется система государственной социальной защиты?

2. Если  государственного регулирования экономики?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: