Задание 2 (практическая часть)

Задания для самостоятельного изучения на период

с «_04_» _05_2020 г. по «_09__» _05__2020 г.

Теоретический материал

Система права. Право публичное и частное. Система российского права. Отрасли права. Материальные и процессуальные отрасли права. Характеристика и содержание отдельных отраслей права

Все отрасли права можно условно разделить на две большие группы: материальные и процессуальные. Материальные отрасли (материальное право) — это отрасли, составляющие суть правовой системы и регулирующие главные общественные отношения, т. е. характеризующие в основном содержательные аспекты права.

Они охватывают очень широкую сферу общественных отношений и немного шире одной отрасли. Среди них — гражданское, уголовное, трудовое, семейное, административное, международное и другие отрасли права. Причем здесь наблюдается процесс формирования новых отраслей и подотраслей: например, муниципальное право в составе конституционного права, страховое — в составе гражданского, космическое и атомное — в составе международного и т.д.

Отдельные ученые выделяют среди отраслей материального права первичные и вторичные (производные) отраслевые образования. При этом в рамках данных отраслей исследуются так называемые материальные регулятивные нормы, т.е. нормы права, которые регулируют различные общественные отношения, формируя позитивное поведение их участников. Материальными будут и те охранительные нормы, которые обеспечивают действие материальных регулятивных норм.

Например, нормы уголовного права по своей природе являются охранительными, и при этом признано, что нормы уголовного права — и материальные. К материальным следует отнести и те процедурные нормы, которые регламентируют порядок реализации материальных норм (диспозиций этих норм). Процессуальные отрасли (процессуальное право) — это своего рода «подспорье» материальных отраслей, направленное на их обслуживание и обеспечение. Конечно, процессуальные нормы имеются во всех отраслях права, но есть и виды самостоятельной процессуальной деятельности: административный, арбитражный, законодательный процессы, основанные на процессуальных нормах.

Отрасли права пока еще они не образовали самостоятельных отраслей права, хотя предпосылки к этому имеются. Иначе говоря, здесь мы имеем дело с нормами права, которыми устанавливается порядок применения норм материального права. Они содержат специальные процедуры возбуждения и рассмотрения в суде или иных органах государства гражданских, трудовых, семейных и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях. К процессуальным относятся также нормы права, определяющие правовое положение участников процесса (суда, истца и ответчика, обвинителя и защитника и др.), устанавливающие их права и обязанности.

В других отраслях права, таких, например, как административное право, трудовое право, также содержатся специальные нормы, которыми устанавливается порядок рассмотрения дел, споров. Эти нормы, будучи включенными в источник материального права, тем не менее относятся к процессуальному праву. Эти нормы еще и процедурные. Их делят на два вида: опосредующие обычные формы реализации диспозиций материальных норм, которые не связаны с применением права (порядок заключения сделок, порядок наследования и др.); регламентирующие процедуры позитивного (т. е. нормального) правоприменения (порядок на‑ значения пенсии, обмена жилых помещений, выделения земельного участка и т.п.). Важно подчеркнуть, что в настоящее время теоретики права большое внимание уделяют делению всей системы права на публичное и частное с учетом, конечно, материального и процессуального моментов.

Однако, надо заметить, эта проблема ненова, она была известна еще в древности, и в тот период было немало сделано для ее исследования, и прежде всего в концептуальном плане. Так, Аристотель делил право на две группы в зависимости от того, кто терпит от его нарушения — целое или отдельные члены целого. Еще ярче выставлено это различие у Демосфена, речь которого представляет ту особенную важность, что оратор предполагает мысль общеизвестной. Но наибольшую популярность приобрела формулировка, которую придал материальной точке зрения римский юрист Ульпиан: публичное право есть то, которое относится к пользе отдельных лиц.

Теория, придерживавшаяся формальной точки зрения, отражала публичное и частное на основании того, как распределяется инициатива защиты права от его нарушения, другими словами, обращала внимание не на содержание охраняемых интересов, а на порядок их охранения, не на то, что защищается, а на то, как защищается. Если эта защита возбуждалась по инициативе того, чьи интересы нарушены, то мы имеем дело с частным правом. Если же нарушение интересов, обеспеченных правом, вызывало инициативу самого государства, нередко помимо и даже вопреки воле пострадавшего лица, то перед нами публичное право. Своей законченности формальная теория права достигла толь‑ ко в трудах С.А. Муромцева. Наибольший успех она имела в России.

Учитывая проверенные в прошлом плодотворные разработки в области деления системы права на публичное и частное право, некоторые современные российские теоретики права справедливо выделяют публичное и частное право «в зависимости от регулирования ими двух принципиально различных видов общественных от‑ ношений». Мы с такой постановкой вопроса солидарны, ибо такой подход к структуре системы права носит современную цивилитарную, рыночную направленность. В частности, Г.Ф. Шешеневич, говоря о публичном праве, дока‑ зал, что в нем обособляется та часть норм, которая определяет прежде всего строение государства. Речь идет не только о существе государства, но и о правилах, на которых основывается организация власти в государстве.

Это — государственное право. Но нельзя считать, что государственное строение определяется только нормами права. Власть в государстве обусловлена этическими нормами. Кто является властвующим, как складываются отношения между раз‑ личными органами власти — это вопрос не права, а соотношения общественных сил. Но поставленная перед правом государственная власть соприкасается с населением через массу своих структур, ей подчиненных и действующих на основании норм, исходящих от государственной власти.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите функции права. В чем его ценность?

2. Назовите основные типы правовых систем современности.

3. Расскажите о делении права на частное и публичное.

4. Расскажите о различных элементах в системе права: отрасли, подотрасли, институты, субинсититуты, нормы права.

5. Назовите виды отраслей права. В чем особенность каждой отрасли права?

6. Какие классификации отраслей права вы знаете?

Литература:

Закревская О.В. Правоведение [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Закревская О.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Корпорация «Диполь», 2011.— 329 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1151.html.— ЭБС «IPRbooks»



ЗАДАНИЕ 2 (практическая часть)

Практическое задание

Задачи

1. Во время рассмотрения темы «Источники права» студент Семенов объяснил, что нормативно-правовым актом следует считать обычай, установленный государством, и именно он обладает общеобязательной силой. По мнению студентки Вергизовой, нормативный правовой акт — это решение, которое принимается судом по конкретному делу, которое также обладает общеобязательной силой. Студент Семенов был с этим не согласен. Он утверждал, что нормативный правовой акт —это официальный документ, который создан специально уполномоченными на то государственными органами и содержит общеобязательные юридические нормы.

Кто из студентов прав в данном случае?

Ответ: Нормативно-правовой акт -официальный документ, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции, который содержит, изменяет или отменяет правовые нормы.

Таким образом, студент Семенов в данном случае прав.

2. Студентке Васиной во время проведения семинарского занятия было предложено ответить на вопрос: «Какие законы и подзаконные нормативные правовые акты действуют на территории РФ?». Ответ был сформулирован следующим образом: «К законам относятся: Конституция РФ, законы субъектов Федерации, нормативные ведомственные акты органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ. К подзаконным нормативным правовым актам, по ее мнению, относятся указы Президента РФ, различные постановления, договоры.

Что является неверным в ответе Васиной?

Ответ: В юридической литературе нормативные правовые акты принято делить по юридической силе на два вида — законы  и подзаконные акты.

Закон — нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти (парламентом) либо на референдуме и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Закону характерны следующие черты:

– обладает высшей юридической силой по сравнению с подзаконными и иными актами;

– принимается посредством специальной процедуры — законодательного процесса, который регламентирован в ст. 104–108 Конституции РФ;

– принимается Федеральным Собранием РФ (парламентом) или на референдуме;

– регулирует наиболее важные и  устойчивые общественные отношения, в связи с чем обладает наибольшей стабильностью. В РФ действуют такие виды законов:

– Конституция РФ — является Основным законом государства, принятым 12 декабря 1993 г. на референдуме (всенародным голосованием) и обладающим высшей юридической силой. Конституция РФ включает в себя преамбулу, два раздела, девять глав и 137 статей;

– законы о поправках в Конституцию РФ. Обновление положений глав 3, 4, 5, 6, 7, 8 Конституции России осуществляется в форме особого акта — закона РФ о поправке к Конституции, который принимается Федеральным Собранием РФ аналогично федеральному конституционному закону, но для вступления в силу требует ратификации законодательными органами субъектов федерации. Например, Закон о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 No 6–ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы»;

– федеральные конституционные законы РФ (ФКЗ) — принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 70 Конституции РФ, государственные флаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом (Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 No 1–ФКЗ «О Государственном флаге РФ»).

– федеральные законы (ФЗ) — являются обычными текущими законами, регулирующими общественные отношения в различных сферах общественной жизни. Например, Федеральный закон от 11.07.2001 No 95–ФЗ «О политических партиях», Федеральный закон от 29.12.2012 No 273–ФЗ «Об образовании в РФ» и др. Большая часть действующего законодательства представлена именно федеральными законами;

– кодексы — эта особая разновидность федеральных законов, содержат систематизированные нормы какой-либо отрасли или нескольких отраслей: Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др. Кодексы могут иметь общую часть и особенную;

– законы субъектов РФ — могут издаваться по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов, в соответствии с федеральными законами, и по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции регионов. При этом законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. Законы субъектов РФ имеют юридическую силу исключительно в пределах принявшего их региона. Правом принятия законодательных актов субъектов РФ обладают региональные парламенты, действующие в соответствии с Конституцией РФ и конституциями и уставами регионов. Например, Закон Свердловской области от 14.06.2005 No 52–ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», принятый областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области.

Закону отводится основная роль в системе действующего законодательства РФ.

В правовом государстве закон не должен подменяться иными нормативными правовыми актами, в частности подзаконными актами Президента РФ, Правительства РФ, различных министерств и ведомств, т.к. законы принимают непосредственные представители народа — парламентарии. Именно в законе должны быть отражены основные потребности личности и общества. Закон должен быть по своему содержанию правовым.

Подзаконные акты — это официальные акты, принятые компе-тентными органами или должностными лицами на основании и во исполнение закона.

Признаки подзаконного акта:

– обладает меньшей юридической силой по сравнению с законом;

– принимается различными органами государственной власти или должностными лицами (президентом, правительством и др.)

;– не должен противоречить законам;

– принимается для конкретизации общих положений законов;

– может носить как нормативный, так и ненормативный характер;

– направлен, главным образом, на решение текущих задач;

– издается в различных формах (постановления, распоряжения, указы, правила, приказы, инструкции, положения, разъяснения, указания и т.д).

В зависимости от субъекта, принявшего подзаконный акт, различают следующие его виды:

– указы и распоряжения Президента РФ. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Все акты Президента РФ принимаются в пределах его компетенции. Указы регламентируют основные направления внутренней и внешней политики государства, занимая следующее после законов место. 

Указы могут быть как нормативными, так и ненормативными. Например, Указ Президента РФ от 15.01.2013 No 30 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ и Федеральной миграционной службы» является нормативным, а Указ Президента РФ от 27.10.2014 No 677 «О награждении орденом Александра Невского Нарышкина С.Е.» ненормативным, т.к. носит индивидуально-разовый характер и не  содержит норм права.

 Распоряжения принимаются по текущим, оперативным вопросам и, как правило, не содержат норм права. 

– постановления и распоряжения Правительства РФ. В соответствии со ст. 115 Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Прези-дента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в  РФ и, в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Постановления принимаются по наиболее значимым вопросам деятельности государства, носят общий, комплексный, нормативный характер.

– приказы, инструкции, положения, распоряжения, указания и другие подзаконные акты министерств и ведомств принимаются на основании и во исполнение законов РФ, актов Президента РФ и Правительства РФ, в пределах своей компетенции, а наиболее важные из них, которые носят межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и должны быть опубликованы для всеобщего ознакомления. 

– подзаконные акты государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления принимаются в пределах компетенции каждого органа и должностного лица. К ним можно отнести указы и распоряжения глав субъектов РФ, постановления и распоряжения исполнительных органов (правительства) субъектов РФ, постановления Законодательных собраний субъектов РФ, приказы и распоряжения руководителей органов и структурных подразделений администраций субъектов РФ, акты администраций различных муниципальных образований и др.;

– локальные акты содержат нормативные предписания, принятые на уровне конкретной организации, учреждения, предприятия, и направлены на регулирование отношений, складывающихся внутри этих субъектов. Нормативный характер носят такие подзаконные локальные акты, как уставы, положения, правила, инструкции и др.

Таким образом, в ответе студентки была допущена ошибка в том, что она перечислила в законных актах нормативные ведомственные акты органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, что является неверным. Данные акты являются подзаконными. В остальном с перечисленным со студенткой, опираясь на литературные источники, согласна.

 

3. Студентке Гавриловой было предложено для выполнения следующее задание: расположить нормативные правовые акты в порядке убывания юридической силы:

1) закон «О гражданстве РФ»;

2) инструкция Минтруда РФ;

3) постановление Совета Федерации;

4) Конституция РФ.

Как должна была ответить студентка?

Ответ: Исходя из ответа задания №2, мы можем исправить данную студентку, расположив НПА в следующем порядке:

1) Конституция РФ;

2) закон «О гражданстве РФ»;

3) постановление Совета Федерации;

4) инструкция Минтруда РФ.

4. На экзамене по дисциплине «Правоведение» во время ответа на вопрос о действии нормативных правовых актов во времени студентка Стрелкова указала, что действие закона начинается по истечении двух недель после его официального опубликования в печати, указы Президента РФ — через десять дней после опубликования, постановления Правительства РФ — через семь дней после опубликования, нормативные акты министерств и ведомств — со дня их подписания.

Дайте правильный ответ.

Ответ: Если момент вступления закона в силу специально не установлен, то он начинает действовать по истечении 10 дней после его первого официального опубликования в «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства РФ».

Нормативные указы Президента РФ начинают действовать по истечении 7 дней после опубликования, но иногда могут вступать в силу с момента опубликования или даже подписания Президентом.

Постановление Правительства РФ вступает в силу со дня их подписания, но некоторые из них, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, - по истечении 7 дней после опубликования.

Нормативные акты министерств и ведомств затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежащие регистрации в Министерстве юстиций, вступают в действие с момента регистрации.

 

Практические задания

1. Составьте схему «Источники современного российского права».

Источники современного российского права

Нормативный договор является юридическим средством по определению прав и обязанностей граждан и юридических лиц. Особое значение имеет в отношениях между государствами.
     
 
Правовой обычай- исторически сложившийся источник права и правило поведения.

 


2. Используя справочные правовые системы («Гарант», «Консультант-плюс», другие), выпишите примеры всех источников права, представленных в схеме задания 1.

1) Правовой обычай- Сложившиеся на протяжении длительного периода правила, которым государство придает общеобязательное значение и гарантирует его соблюдение своей принудительной силой.

Пример: Обычай делового оборота (ст. 5 ГК) –это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Деловой оборот в этом смысле рассматривается как сложившаяся система правил о передаче имущества, денег, информации, оказании услуг.

2) Международный договор - "Договор о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018)

 

3) Внутригосударственный договор-  Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 04.04.2020) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"

4) Федеральный конституционный закон от 29.06.2009 N 3-ФКЗ (ред. от 27.12.2019) "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации"

5)Указ Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" Об установлении нерабочих дней с 6 по 8 мая 2020 года см. Указ Президента РФ от 28.04.2020 N 294. См. Справку Свернуть

6) Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 437 "О мерах поддержки федеральных государственных учреждений культуры в связи с осуществлением мероприятий по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19"

7) Указ Мэра Москвы от 11.04.2020 N 43-УМ (ред. от 29.04.2020) "Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве"

8) Приказ Минобрнауки России от 06.06.2013 No 443 «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.07.2013 No 29107);

 

 

8) Приказ о премировании

9) Инструкция тальмана

10) Положение о контрактной службе

11)Кодексы: УК РФ; ГК РФ; НК РФ; СК РФ и тд.

12) Локальный акт- Примерная инструкция по профилактике новой коронавирусной инфекции

3. Используя Конституцию РФ, выпишите:

— структуру Конституции РФ,


Первый раздел

№ главы Название главы Конституционные статьи Предмет регулирования
1 Основы конституционного строя 1—16 Сущность государства; правовое положение человека и гражданина; принципы социальных и экономических отношений; основы политической системы общества; взаимоотношения государства и религии
2 Права и свободы человека и гражданина 17—64 Принципы правового положения человека и гражданина; принципы гражданства России; система прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные обязанности человека и гражданина
3 Федеративное устройство 65—79 Конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации
4 Президент Российской Федерации 80—93 Статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность и полномочия; порядок отрешения Президента от должности
5 Федеральное Собрание 94—109 Основы организации и деятельности Федерального Собрания, его статус; порядок формирования и компетенция; нормы законодательного процесса
6 Правительство Российской Федерации 110—117 Порядок формирования Правительства, его структура, уровень компетенции; порядок отставки и выражение недоверия Правительству
7 Судебная власть 118—129 Судебная система России. Статус судей, принципы судопроизводства. Порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ; Прокуратура РФ
8 Местное самоуправление 130—133 Система и функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления
9 Конституционные поправки и пересмотр Конституции 134—137 Порядок изменения и дополнения действующей Конституции; ее пересмотр

 

Второй раздел

Заключительные и переходные положения:

о введении Конституции РФ в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции;

 о соотношении Конституции и Федеративного договора;

о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции;

об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

 

— основные личные права и свободы;

- Право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции РФ).

- Право на личное достоинство (часть 1 статьи 21 Конституции РФ).

- Право на гуманное обращение (часть 2 статьи 21 Конституции РФ).

- Право на свободу и личную неприкосновенность (часть 1 статьи 22 Конституции РФ).

- Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (часть 1 статьи 23 Конституции РФ).

- Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (часть 2 статьи 23 Конституции РФ).

- Право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающие права и свободы (часть 2 статья 24 Конституции РФ).

- Право на неприкосновенность жилища (статья 25 Конституции РФ).

- Право на определение и указание своей национальной принадлежности (часть 1 статьи 26 Конституции РФ).

- Право на пользование родным языком (часть 2 статьи 26 Конституции РФ).

- Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (часть 1 статьи 27 Конституции РФ).

- Право на свободный выезд за пределы РФ и на беспрепятственное возвращение (часть 2 статьи 27 Конституции РФ).

- Провозглашается свобода совести и вероисповедания (статья 28 Конституции РФ).

- Провозглашается свобода мысли и слова (часть 1 статьи 29 Конституции РФ).

- Провозглашается право на информацию (часть 4 статьи 29 Конституции РФ).

 

— политические права и свободы;

Право на свободные средства массовой информации и отсутствие цензуры (часть 5 статья 29 Конституции РФ).

- Право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (часть 1 статьи 30 Конституции РФ).

- Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (статья 31 Конституции РФ).

- Право на участие в управлении делами государства (часть 1 статьи 32 Конституции РФ).

- Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32 Конституции РФ).

- Право на участие в референдуме (часть 2 статьи 32 Конституции РФ).

- Право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. (статья 33 Конституции РФ).

- Право на участие в отправлении правосудия (часть 5 статьи 32 Конституции РФ).

 

— социально-экономические права и свободы;

- Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания обучения и творчества (часть 2 статьи 26 Конституции РФ).

- Право на свободный выбор религиозных и иных убеждений и действий в соответствие с ними (статья 28 Конституции РФ).

- Право на свободу труда (часть 1 статьи 37 Конституции РФ).

- Право на труд (часть 3 статьи 37 Конституции РФ).

- Право на отдых (часть 5 статьи 37 Конституции РФ).

- Право на защиту от безработицы (часть 3 статьи 37 Конституции РФ).

- Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (часть 4 стати 37 Конституции РФ).

- Право на защиту материнства, детства и семьи (часть 1 Конституции РФ).

- Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и других случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции РФ).

- Право на жилище (часть 1 статья 40 Конституции РФ).

- Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41 Конституции РФ).

- Право на благоприятную окружающую среду (часть 1 статьи 42 Конституции РФ).

- Право на образование (статья 43 Конституции РФ).

- Право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества или преподавания (часть 1 статьи 44 Конституции РФ).

- Право на защиту интеллектуальной собственности (часть 1 статьи 44 Конституции РФ).

- Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции РФ).

- Право на владение, пользование и распоряжение частной собственности (часть 2 статьи 35 Конституции РФ).

- Право на наследование частной собственности (часть 4 статья 35 Конституции РФ).

- Право на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессию (часть 1 статьи 37 Конституции РФ).

- Запрет на принудительный труд (часть 2 статья 37 Конституции РФ).

- Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статья 37 Конституции РФ).

- Право на вознаграждение за труд (часть 3 статьи 37 Конституции РФ).

- Право на забастовку (часть 4 статьи 37 Конституции РФ).

 

 

— систему органов государственной власти РФ;

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

— основы конституционного строя РФ.

 

Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

 

Литература:

- правовая

1. ЭПС «Система ГАРАНТ»

2. СПС КонсультантПлюс

-учебная

1. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / В. В. Оксамытный. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 511 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81808.html.— ЭБС «IPRbooks»

2. Колоткина, О. А. Теория государства и права[Электронный ресурс]: учебное пособие / О. А. Колоткина, И. Д. Ягофарова. — Екатеринбург: Уральский институт коммерции и права, 2015. — 176 c. —Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49700.html.— ЭБС «IPRbooks»

3. Соловьев А.Ю. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Соловьев А.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Тула: Институт законоведения и управления ВПА, 2018.— 184 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78627.html.— ЭБС «IPRbooks»

Закревская О.В. Правоведение [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Закревская О.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Корпорация «Диполь», 2011.— 329 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1151.html.— ЭБС «IPRbooks»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: