Практическое занятие №7
Тема: Содержание и способы общения людей с помощью невербальных средств.
Цель: расширение представлений об особенностях использования невербальных средств в общении.
План работы на занятии:
1. Изучение теоретического материала по теме. Работа с учебником, работа с презентацией. Составление опорного конспекта.
2. Выполнение практических заданий на закрепление учебного материала.
В настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений.
Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования. Ученые до сих пор спорят о том, в какой степени способность к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается в тот период, когда человек учится говорить, и какою роль в ее развитии играет подражание окружающим.
Невербальное общение
Общение без слов - общение
самое емкое и достоверное
Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.
Невербальное общение - общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.
Невербальное общение - наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.
Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу без нее.
Невербальное общение - не так сильно структурировано, как вербальное. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства.
Часть невербального языка универсальна: все младенцы одинаково плачут и смеются. Другая часть, например жесты, различается от культуры к культуре. Невербальное общение обычно возникает спонтанно. Мы обычно формулируем свои мысли в виде слов, наши же поза, мимика и жесты возникают непроизвольно, помимо нашего сознания.
Роль невербального общения
Можно обмануть словами,
но нельзя обмануть голосом
Невербальное общение трудно контролируется даже профессиональными артистами. Им для этого необходимо входить в образ, что является сложным творческим процессом, не всегда получается и требует репетиций. Поэтому невербальное общение является существенно более надежным, чем вербальное. Мы можем контролировать часть параметров невербального общения. Но мы никогда не будем в состоянии контролировать все параметры, так как человек может держать в голове одновременно не более 5-7 факторов.
Невербальное общение, как правило, спонтанно и непреднамеренно. Его нам подарила природа как продукт многих тысячелетий естественного отбора. Поэтому невербальное общение - очень емко и компактно. Овладевая языком невербального общения, мы приобретаем эффективный и экономичный язык. Моргнув глазом, кивнув головой, помахав рукой, мы передаем свои чувства быстрее и лучше, чем сделали бы это при помощи слов.
Свои чувства и эмоции мы можем передавать без слов. Невербальный язык используется и при словесном общении. При его помощи мы:
* подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию;
* передаем информацию сознательно или бессознательно;
* выражаем свои эмоции и чувства;
* регулируем ход разговора;
* контролируем и воздействуем на других лиц;
* восполняем недостаток слов, например, при обучении езде на велосипеде.
Разговаривая с партнером, мы видим его мимику, жесты, которые нам говорят, что действительно думает и чувствует наш собеседник. Так, сидящий собеседник, подавшись вперед, сообщает нам, что хочет говорить сам. Отклонившись же назад, он уже сам хочет нас слушать. Наклоненный вперед подбородок свидетельствует о волевом напоре, желании жестко отслеживать свои интересы. Если же подбородок приподнят, а голова прямая, то партнер считает себя в позиции силы.
Управляя своим невербальным языком, мы можем вызывать желаемый для нас образ. Выступая перед аудиторией в качестве эксперта, нам следует вызвать образ компетентного, уверенного в себе специалиста. В противном случае нашему мнению никто не поверит. Более того, свое впечатление о нас аудитория составит в первые несколько секунд нашего выступления.
Практические задания
Задание 1. Составление свода правил по использованию невербальных средств общения в профессиональной деятельности.
Задание 2. Составление кластера «Невербальные средства общения».
Задание 3. Тестирование. Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения (Тест №4 в учебнике).
Задание 4. Самооценка жестикуляции (письменно).
Известный ученый А.Ф.Кони писал: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно». Проведем небольшой тест на самооценку жестикуляции. Рекомендую воспользоваться следующим планом:
1. Думаете ли вы об употреблении того или иного жеста во время беседа?
2. Есть ли у вас типичные жесты?
3. Бывали ли случаи, когда жесты собеседника являлись для вас неожиданными?
4. Возникает ли у вас ощущение неуместности жеста?
5. Отрабатывали ли вы у себя определенный жест?
6. Случалось ли вам употреблять жест — экспромт?
7. Возникает ли у вас ощущение, что вам мешают ваши руки?
8. Довольны ли вы своей жестикуляцией?
Домашнее задание:
1. Дать краткие ответы на вопросы (записать в тетрадь):
- Что означает выражение «читать человека»?
- Какова роль невербального общения в межличностном взаимодействии?
Прокомментировать ситуации (последний слайд в презентации, письменно).
Примечание: домашнее задание можно записать в тетради, можно выполнить, набрав текст в вордовском документе.