Итоговый тест по русскому языку. 10 класс.
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
позвОнит клАла нАверх квАртал
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Находясь на эскалаторе,
1) запрещается садиться на ступени;
2) держитесь за поручни;
3) есть простые правила, которые нужно соблюдать;
4) левый ряд должен быть свободен.
Прочитайте текст и выполните задания 3-5.
(1)Водоросли – главные производители органических веществ в водной среде, однако если в воде их слишком много, то имеющийся в ней кислород потребляется ими полностью и не достаётся рыбам и животным. (2)Многие обитатели подобных водоёмов погибают из-за нехватки кислорода. (3)(…) основной источник пищи для подводной фауны может стать причиной её гибели.
3. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Основной источник пищи всех водных животных – водоросли.
|
|
2) Причиной гибели подводной фауны может стать переизбыток водорослей, которые поглощают весь кислород в воде.
3) Большое количество водорослей – основного источника пищи для подводных обитателей – может стать причиной их гибели животных и рыб, вызвав нехватку кислорода в водоёме.
4) Водоросли – основной источник пищи подводных животных и главный производитель органических веществ в водной среде.
5) Водоросли могут погибнуть, если имеющийся в воде кислород будет полностью потреблён живущими в водоёме рыбами и животными.
4. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Например, Кроме того, Однако, Хотя, Таким образом,
5. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3)предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ИСТОЧНИК, -а, муж.
1) Родник, ключ. Горячий И. Минеральный И.
2) То, из чего берётся, черпается что-л. И. повышения доходов. И. просвещения и свободомыслия.
3) Тот, кто даёт, сообщает какие-либо сведения. Сведения из верного И.
4) Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование (спец.). Древнейший письменный И.
6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Запишите это слово и исправьте ошибку.
1. Хороший стратег умеет спокойно ВЫЖИДАТЬ удобного момента, обладает замечательной ситуационной интуиции и всегда действует с учётом изменившихся условий.
|
|
2. Чтобы ВОСПОЛНИТЬ недостаток фосфора в организме, необходимо регулярно употреблять в пищу рыбу.
3.Опытный персонал пансионата сделал всё возможное, чтобы отдыхающие чувствовали себя КОМФОРТАБЕЛЬНО.
4.Незадачливый путешественник, бросив ОПАСЛИВЫЙ взгляд на быстро темнеющее небо, направлялся к своей хижине.
7. В одном из приведенных ниже форм допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯГТЕ на пол ИХ работа горячие СУПЫ ШЕСТИСТАМИ учениками
ИНЖЕНЕРЫ
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
заж..гает заг..реться аккл..матизация прил..жение л..леять
9. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
вн..мание ап...лляция патри...тический кр...пива ск..сить (траву)
10. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
с..трудничать, з..черкнуть без..ядерный, зав..южило ра..хожий, в..плыть
непр..рывный, пр..быть без..дейный, по..скать
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е
изюм..нка заворач..вать совестл..вый предвид..мый марл..вый
12. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
увид..лись плач..шь зате..те ужал..шь возглавля..мый
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово
(НЕ)ВЫСОКОЕ облачное небо виднелось над горами.
Бывают, как нам часто кажется, ничего (НЕ)ЗНАЧАЩИЕ встречи с людьми, но общение с ними может стать началом долгой дружбы.
В этом городе редко встретишь праздного, ничем (НЕ)ЗАНЯТОГО человека.
Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.
Застройка Санкт-Петербурга с его бурыми железными крышами вовсе (НЕ)РАССЧИТАНА на то, чтобы её рассматривали сверху.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.
Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.
Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.
ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.
(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.
16. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-?
1) надпись, надуманный, надоедать
2) надрез, надомница, надувной
3) надломленный, надкусить, надсечка
4) надрубка, надрываться, надежность
17. Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Если бы они знали, что у меня внутри делается! Пусть никто не знает, что мне страшно. Но себе-то самому я могу сказать правду?
18. Определите средства художественной выразительности в примерах:
1) И скучно, и грустно, и некому руку подать.
|
|
2) Где стол был яств, там гроб стоит.
3) Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.
19. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов. Запишите фразеологизмы в исправленном виде.
1. Надо, чтобы комитет играл в этом деле главную скрипку.
2. Кроме прививок населению, большое значение в профилактике играет уничтожение грызунов.
3. Я вам зуб даю на отсечение, зачёт вы не сдадите.
4. Русские войска совершили победу.