Покорение Сибири. От Ермака до Беринга

Высшее театральное училище (Институт)

 им. М.С. Щепкина

 

Реферат по Истории России

На тему:

 

Откуда Появились Якуты?

 

 

Выполнили студенты 1 курса

(Худ. рук. Клюев Б.В.)

Иван Кузьмин

Петр Домотов

 

Проверила

Профессор Вепрецкая Т.Ю.

 

2020 год.

 

· Содержание

· Основная часть

· Заключение

· Список использованных литератур.

 

Содержание.

 

 

Нынешние Сибирь и Дальний Восток занимают более трех четвертей территории современной России. Бескрайние просторы Сибири таят в своих недрах колоссальные запасы нефти, газа, угля, золота, алмазов, железа, цветных и редких металлов. Без Сибири не было бы России как великой державы — такова главная мысль данного исследования.

· Основная часть

 

Древняя история якутов

Кто такие якуты? и откуда они пришли

 

Предки якутов жили значительно южнее, в Прибайкалье. По мнению члена-корреспондента Академии наук А. П. Деревянко, перемещение предков якутов на север началось, видимо, в VIII–IX вв., когда в Прибайкалье расселялись легендарные предки якутов — курыканы, тюркоязычные народы, сведения о которых сохранили для нас рунические орхонские надписи.

 

 

 

Якуты проживают от озера Ессей Красноярского края до Охотского моря на востоке; от берегов Ледовитого океана да Амура на юге. Они являются самыми северными тюрками-скотоводами. Большая часть народа традиционна занималась разведением крупного рогатого скота и лощадей. Часть северных якутов занимались оленоводством, охотой на диких оленей и рыболовством.

 

По переданием прародителями якутского народа считаются легендарные герои Омогой Баай и Эллэй Боотур. Прародиной их считается Прибайкалье. Этногенез якутов связан с кырыканами-носителями курумчинской культуры 6-7 вв. Н.э. на территории Прибайкалья, определяющую роль сыграли средневековье тюркоязычные племена Сибири. Считается, что сложение двуединой тюркской основы якутской культуры (южносибирский и прибайкальский) по всем данным происходило в северо-западном Прибайкалье, в бассейне Ангары, где смешивалось кыпчакские, киргизские, куриканские этнические компоненты. Этот процесс продолжался и на верхней Лене. Первые скотоводы Средней Лены-это носители кулун-атахской арзеологической культуры в 13-15 вв.

 

На северо-востоке Сибири ко времени прихода туда русских казаков и промышленников самым многочисленным народом, занимавшим видное место среди других народов по уровню развития культуры, были якуты. К ХVII в. основные племена их заселяли треугольник, образуемый средним течением Лены, Алданом и Амгою. Кроме того, небольшие группы их жили на р. Яне, Олекме, в устье Вилюя и в районе Нижней Лены, где русскими был оснооан Жиганск.

По легендам, записанным в начале ХVIII в. участником правительственной экспедиции по изучению Сибири Яковом Линденау, спутником академиков Миллера и Емелина, последние переселенцы с юга явились на Лену в конце ХVI в. во главе с Баджеем, дедом известного в преданиях племенного вождя (тойона) Тыгын. А. П. Деревянко считает, что при таком перемещении племен на север туда проникали и представители разных народностей, не только тюркских, но и монгольских. И в течение столетий шел сложный процесс слияния различных культур, которые к тому же обогащались на месте навыками и умением коренных тунгусских и юкагирских племен. Так постепенно формировался современный якутский народ.

 

Переселение с юга в суровые условия Якутии не прошло для них даром. Они потеряли многое из того, что могли и чем владели ранее. Якуты — умелые скотоводы. Живя на юге, они разводили кроме крупного рогатого скота и лошадей овец и верблюдов. Но в Якутии климат не позволял им заниматься этим.

 

Потеряли они и письменность. О том, что она у них была, свидетельствуют писаницы с руническими знаками на скалах по берегам Лены. Они были обнаружены академиком

 

А. П. Окладниковым на берегу Верхней Лены на Шишкинских скалах ниже села Качуг, затем севернее, недалеко от Верхоленска и еще в нескольких местах. Самый северный в мире памятник рунической письменности обнаружен А. П. Окладниковым на левом берегу Лены, ниже села Синска, в 200 км от Якутска, у деревни Петровской, уже в Центральной Якутии.

 

•БУОККЭ КЭПСИИР•

 

 

После переселения на север якуты потеряли и земледельческие навыки, которыми владели ранее. Они умели выплавлять железо из руды и изготавливать топоры, ножи, пальмы (широкие ножи, надетые на длинное древко), котлы, наконечники копий и стрел, кольчуги (куяхи), кузнечные инструменты и устройства (молот и наковальня) и др. Как и у многих восточных народов, кузнецы у них были окружены почетом.

 

Якуты имели развитую металлургическую традицию и изготовляли кузнечные изделия. У кузнецов имелась собственная мифология, так в мифологических мотивах эпических сказаний якутов покровителем кузнецов являлся один из главных духов-Кудай-Бахсы, передавший этот дар людям. Кузнецы по силе считались не слабее шамана. Якутские кузнецы умели делать пальмы и ножи, кольчуги и шлемы, их вещи продавались по всему Северо-Востоку Азии

 

Некоторые якуты считали, что кузнец сильнее шамана. Они верили, что духи — покровители кузнецов, сильнее шаманских духов, что умение и навыки кузнеца свидетельствуют о владении им силой огня, способной убить любого шамана.

 

Основным богатством у якутов был скот. Лошади использовались в качестве верховых и тягловых. Из кобыльего молока приготовляли кумыс, рогатый скот и лошади давали мясную пищу. Из коровьего молока делали масло и другие молочные продукты. Из кожи рогатого скота и лошадей выделывали одежду и обувь, ремни, посуду и др. Широко использовался конский волос.

 

В якутской традиционной культуре коневодство и культ коня занимали одно из самых важных мест.

 

Якуты одевались в кобылью шкуру, спали на кобыльем меху, пили кумыс, питались кобыльим мясом, летом пасли своих коней. Профессия табунщика ранее считалось одной из самых почетных. Жизнь якутов была немыслима без лощади, этого уникального, чрезвычайно неприхотливого и выносливого животного. Она для них незаменимый спутник и верный друг,(даже есть рассказ как лощадь спас своего хозина). По представлениям народа саха, лощадь- священное животное небесного происхождени.

 

Опыт ведения скотоводческого хозяйства в условиях артктической зоны Оймякона, Колымы и Верхоянск, является своеобразным рекордом приспособлениям человека к экстремальной природой среде и создания производящего хозяйства в самых суровых условиях.

 

 

Для кормления рогатого скота зимой якуты заготавливали сено, а лошади зимовали на подножном корму. Благодаря необходимости заготавливать сено якуты вели полукочевую жизнь. Летом они выезжали на летние пастбища. Зимой перекочевывали на зимники, которые строились поблизости от лугов, где заготавливали сено.

 

Важным источником мяса и меха были охота и рыболовство. Мунха- подледное рыболовство и загонная охота на зайцеы были популярными занятиеми. Якуты шили теплые одежды из собольих, лисьих, волчьих, заячьих и других мехов. Поэтому в якутском эпосе важное место занимает бог охотников, дух — хозяин леса Бай Байанай. Многие охотничьи приемы якуты заимствовали у коренных северных народов — тунгусов и юкагиров. Об уровне культуры якутов свидетельствует их умение делать глиняную посуду. Ни тунгусы, ни юкагиры, ни ламуты

 

(Эвены) и даже буряты, жители Прибайкалья, до прихода русских этого делать не умели.

 

Якуты почитали Верховного Творца Создателя – Үрүҥ Айыы Тойон, в его честь устраивали праздник ысыах.

 

Его культ восходит к почитанию Солнца. Почитание культа светлых божеств Айыы в современное время можно встретить во время проведения обрядов на национальном празднике Ысыах. В постсоветское время возврат и возрождение шаманизма связывается с пробуждением интереса к методам народной медецины. Большое место в современных обрядовых действиях также занимает почитание огня, дома и природных обьектов.

 

Якуты жили в деревянных жилищах балаганах,(балаҕан), ставили коновязи-сэргэ.

 

Все лето якутское население занимались заготовкой сена. За короткий период с июля да сентября надо было заготовить сено, необходимое для содержание всего скота в долгий зимний период. Они косили сено руками, грабили руками. А зимой тоскали с лощадью.

 

 





Заключение

В заключении хочу сказать что эта книга не отличаеься с современным миром, только не которые детальи изменились и цивилизации.

Список использованной литературы:

 

Покорение Сибири. От Ермака до Беринга.

http://archivesakha.ru/?page_id=5808.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: