Ответы на 3 вопроса по главе 13

Вопрос 1. Дайте определение и характеристики общего понятия этничности.

Несмотря на то, что этничность является ключевым понятием целого ряда дисциплин (антропологии, социологии, этнологии, этнополитологии и др.), его содержание и соотношение с другими понятиями до сих пор представляется неопределённым. Т. Парсонс писал: «этничность» — это чрезвычайно неуловимая концепция, не поддающаяся точному определению.

Существуют разные трактовки понятия этничность:

1. Некоторые учёные считают, что этничность — это лишь обобщение, под которым нет реальной сущности, и которое не имеет смысла вне более конкретных и частных понятий.

2. При этом в западной традиции использование терминов «этнический» и «этничность» обнаруживает его тесную связь с политикой и социологией. А. Коэн пишет, что: «Этничность по существу — это форма взаимодействия между культурными группами, действующими в рамках общих социальных контекстов».

3. Многие исследователи отмечают наличие дихотомии в понятии «этничность». С одной стороны, оно обозначало совокупность людей, которая обладает общими характеристиками, живут и действуют сообща «группа друзей/товарищей».

4. С другой стороны, оно использовалось для обозначения другой общности людей, отличной от нас.

В качестве социологической категории этничность может быть определена как специфический тип социальных отношений, способов и форм внутреннего и внешнего взаимодействия людей, которое принято в данном сообществе, и которое воспроизводится путём передачи ценносто-нормативных установок и стереотипов поведения.

Вопрос 3. Чем нации отличаются от этнических групп?

Одной из самых дискуссионных форм этнической (этносоциальной) общности является нация (от лат. natio «народ», англ. - nation, нем. -- nation). Английский социолог и экономист Дж. С. Милль писал о том, что наиболее важной причиной существования нации является общность политической судьбы, общая национальная история и основанная на этом общность воспоминания. Для немецкого философа М. Вебера нация - это, прежде всего, категория политическая, которая может быть определена только по отношению к государству, а, следовательно, нация стремится к созданию такового. Согласно социологу Э. Геллнеру,  нацию создают две важнейшие составляющие - культура, понимаемая как система идей, условных знаков, связей, способов поведения и общения, и воля людей, поскольку «нации - это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».

Суммируя различные определения, нации можно классифицировать по следующим критериям:

Ø общая национальная история и обусловленные ею воспоминания;

Ø национальное государство (нация-государство) и связанная с ним неразрывность политической судьбы;

Ø всеобщие национальные культура и язык;

Ø добрая воля, солидарность, где нация выступает как «сообщество чувства», ищет в себе лучшее и обладает своими ключевыми «словами».

Наибольшие трудности при интерпретации блока понятий и терминов, касающихся нации, связаны с теми из них, которые имели мировоззренческое методологическое значение, а трактовка их была обусловлена идеологическими и политическими мотивами. Можно выделить несколько смысловых слоев в интерпретации термина «нация».

1. Нация как государство или сообщество людей, которые совместными усилиями стремятся создать некую разновидность государства. В этом случае нация выступает суверенным сообществом и обладает значительным контролем за деятельностью своего правительства. Этот факт признается как со стороны его граждан, так и со стороны других наций мира (например, Генеральная ассамблея ООН, в которой реализуется принцип национальных государств).

2. Нация как территориальное сообщество («национальная территория»). Согласно концепции «государствообразующего национализма» М. Хечтера, для полноценного существования нация должна географически охватывать всю данную территорию, «которая, как считают националисты, принадлежит им по праву и которая объединяет всех представителей данной нации».

3. Нация как одна из форм этнической общности, этническая группа. Последний подход нашел свое законченное выражение в советской науке. Ее формирование было связано с критикой В. И. Лениным «психологической» теории нации видного австрийского социал-демократа конца XIX в. Отто Бауэра, считавшего нацию «общностью культуры и характера, возникшей на основе общности судьбы». Основываясь на «историко-экономической» теории К. Каутского, В. И. Ленин разработал марксистскую теорию национального вопроса, хотя и не дал полного определения нации. Это сделал И. В. Сталин, определив нацию как «исторически сложившуюся устойчивую общность людей, возникшую на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющуюся в общности культуры».

 

Вопрос 6. В чем заключается сущность «широкого» и «узкого» подхода к этничности в концепции Ю. В. Бромлея. Дайте определения базовым понятиям в его концепции: «этнос», «этникос», «этносоциальное образование», «этносоциальный организм» (ЭСО).

Дальнейшая разработка примордиалистского подхода к этничности связана с именем отечественного социолога Ю. В. Бромлея, который наиболее последовательно развивал историко-эволюционный взгляды в рамках теории этноса. Исходный пункт его теории состоит в том, что в этносе по-разному сочетаются, с одной стороны, собственно этнические свойства (язык, традиционная культура, этническое самосознание), а с другой стороны, такие, которые рассматриваются преимущественно в качестве условий формирования и бытия этих собственно этнических свойств (природо-географо-территориальные, экономико-социальные, государственно-правовые и т. п.). В соответствии с этим делением этнос получает двойственную (дуалистическую) природу и два смысла — узкий и широкий. Этнос в узком смысле получил наименование «этникос» (греческое прилагательное от «этнос») и включил в себя все собственно этнические характеристики. Этнос в широком смысле был назван этносоциальным организмом (ЭСО) и, таким образом, выглядел как сочетание собственно этнических элементов и условий его складывания и функционирования. Например, все украинцы будут этникосами, а украинцы, живущие в пределах Республики Украина, — ЭСО.

Этнос (от греч. общество, народ, племя, группа) – исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований.

Этникос - исторически сложившаяся на территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксируемом в самоназвании (этнониме).

Этносоциальное образование – отдельные территориально-политические (потестарные) общности (общества), образующие самостоятельные макроединицы общественного развития (племена – в первобытном, государства – в классовом).

Этносоциальный организм(ЭСО) - та часть соответствующего этникоса, которая размещена на компактной территории внутри одного политического (потестарного) образования и представляет, таким образом, определённую социально-экономическую целостность».

Критики Навального обвиняют его в национализме. На каком из теоретических подходов, описанных в главе 13, базируется его аргументация?

Говоря об Алексее Навальном, нельзя не отметить сам факт того, что он сам считает себя «Русским националистом», так же как и его оппоненты. Он не видит в этом ничего неправильного и наоборот считает русский национализм вполне нормальным явлением. Его цитата из одного интервью подтверждает это: «Я не вижу здесь ничего предосудительного, и я не вижу в этом никакой проблемы. Русский национализм, современный русский политический национализм является вполне себе нормальной идеологией, который не отличается от достаточно популярной идеологии в Европе и в скандинавских странах в том числе». В его понимании «русские националисты», это те, которые «не боятся открыто обсуждать проблемы Северного Кавказа, проблемы нелегальной иммиграции, проблемы этнической преступности, проблемы русских как крупнейшего разделенного народа Европы». В качестве активных политических действий Алексей Навальный выступает с такими предложениями, как введение визового въезда в Россию, четкое и строгое регулирование количества мигрантов, въезжающих на территорию Российской Федерации и закрепление этих положение на законодательном уровне, как это уже существует в ряде европейских стран и считается там абсолютной нормой. (Цитаты Алексея Навального приведены из его интервью шведской газете “Сюдсвенскан” (Sydsvenskan))

В 13 главе учебника приводится подход примордиализм, в рамках которого сформировалась концепция этноцентризма, т.е. общая концепция или точка зрения отдельных людей, согласно которой собственный народ, социальный слой, собственная раса или некая собственная группа выдвигается на центральное место как превосходящая все остальные и превалирующая. С понятием «этноцентризм» связаны как положительные последствия (в меньшей мере) — например, патриотизм, чувство национального достоинства, так и негативные (в основном) — дискриминация, национализм, шовинизм, сегрегация. Именно это является базой для споров между различными представителями общества. На мой взгляд, в высказываниях конкретно рассматриваемого нами Алексея Навального используется такая теоретическая база. Для подтверждения моих мыслей обратимся вновь к 13 главе нашего учебника. Так, теории примордиалистского (объективистского) подхода предполагают, что этничность основывается на естественной связи человека с группой или соответствующей культурой. Приверженцы этого направления также считают, что люди, принадлежащие к одной этнической общности, имеют определённый набор культурных свойств, определяющий совместную мотивацию их поведения. Слагаемыми этничности выступают территория, язык, экономика, расовый тип, мировоззрение, религия, психический склад. Сторонники примордиализма считают этнос и этничность реально существующими феноменами, имеющими объективную основу в природе или обществе.

Навальный считает, себя «русским националистом», и для него так же, как и для остальных приверженцев такой точки зрения это означает, что есть определённая группа людей, которая имеет четко сформулированные нормы и ценности, собственную идеологию, которые, по мнению её членов, единственно правильные.Так, говоря об отношении к другим национальностям, Навальный в одном из своих интервью враждебно и неуважительно высказывался к людям других национальностей, при этом он отрицал  нормы и ценности других наций, относясь к ним крайней пренебрежительностью и, наверное, даже с некой брезгливостью.  Так оправдывается причастность подхода примордиализма в политических взглядах Алексея Навального.

Но все-таки именно в стратегии завоевания власти Навального, также можно пронаблюдать такой подход, как инструментализм, что характеризует именно его политические цели в понимании национализма. Инструментализм рассматривает этничность конкретно в качестве инструмента, используемого политической элитой для достижения определённых результатов, как идеологию, создаваемую для мобилизации группы, что значит, что подобную трактовку этого понятия довольно-таки выгодна для целенаправленного достижения определенных политических целей. Кроме того, этничность также трактуется как эффективное средство для преодоления отчуждения, характерного для современного общества, восстановления попранной национальной гордости, как социальная терапия. Воспринимая этносы как факт, данность, инструментализм исходит из положения о том, что они служат определённым целям и конкретным интересам человека, облегчая его жизнь в обществе. Поэтому инструменталистский подход ориентирован не на поиск объективных оснований этничности, а на выявление тех функций, которые выполняются общностью и этносами, выяснении каким образом этносы и этничность выполняют потребности индивида или группы, осуществляют их цели и интересы.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что националистические высказывания и взгляды Алексея Навального действительно в какой-то степени базируются и подтверждаются такими подходами, как примордиализм и инструментализм.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: