Этап: Введение
• Сообщение темы занятия
• Ознакомление с целью занятия
• Сведения о материалах и инструментах для выполнения задания
3 этап: Изучение нового материала
• Организация исполнительской деятельности детей
Этап: Практическая работа
Этап: Подведение итогов
• Анализ работ
• Рефлексия
6) Ход учебного занятия:
Организационный момент
- Здравствуйте, рассаживайтесь за столом – начнем занятие. Готовимся к занятию по декоративной композиции.
- Здравствуйте! Обучающие организуют свое рабочее место:
достают краски,
карандаши,
кисточки,
бумагу.
Введение
- Сегодня мы познакомимся с цветовыми гармониями. И в качестве упражнения будем рисовать перо сказочной жар-птицы, которое летит на фоне ночного неба.
Для выполнения задания нам понадобиться лист акварельной бумаги формата А4,
карандаш с ластиком,
гуашь
кисточки.
Изучение нового материала
- Обратимся к цветовому кругу: красно-оранжевый (сурик)– самый теплейший цвет,
а сине - зеленый (окись марганца) – самый холодный цвет.
Обычно Желтый,
Желто-Оранжевый,
Оранжевый,
Красно-Оранжевый,
Красный, Красно-Фиолетовый принято называть теплыми цветами,
а Желто-Зеленый,
Зеленый,
Сине-Зеленый,
Синий,
Сине-Фиолетовый,
Фиолетовый – холодными.
(Приложение 1)
- Давайте поговорим о гармонии цветов.
Гармония – это целостность, слитность, связность всех частей и элементов формы, т.е. высокий уровень упорядоченности и соответствия частей в составе целого.
Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или нескольких цветов, образующие органическое целое и вызывающие приятное глазу восприятие цветовых сочетаний.
Цветовая гармония = Цветовое равновесие
Классическое сочетание гармоничности цветов по Гете: гармонично сочетаются: Оранжевый-Синий,
Желтый-Фиолетовый,
Красный-Зеленый;
бесхарактерное сопоставление:
Желтый-Оранжевый,
Оранжевый-Красный,
Красный-Фиолетовый,
Фиолетовый-Синий;
негармоничное сочетание:
Желтый-Зеленый,
Зеленый-Синий.
Существует несколько систем определения гармоничных цветовых сочетаний с помощью цветового круга:
1. Гармония контрастных цветов: сочетание цветов, противостоящих друг другу в цветовом круге.
2. Гармония родственных цветов: сочетание цветов, расположенных в интервале 1/4-1/8 цветового круга.
3. Гармония родственно-контрастных цветов: сочетание цветов, расположенных в соседних четвертях цветового круга.
4. Гармония равностороннего треугольника: цвета расположены в углах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг.
(Приложение 2)
Изучим детальнее тепло – холодную цветовую гармонию, т.к. наиболее часто будем её использовать в своих композициях и учебных постановках.
Цветовую гармонию можно создать, ограничив гамму композиции несколькими цветами, расположенными близко друг от друга на цветовом круге, либо разнообразными оттенками лишь одного цвета.
(Приложение 3)
- Есть такое свойство у «теплых» цветов – увеличивать зрительно размер объекта, а у «холодных» цветов светлой тональности – уменьшать. Теплые цвета более динамичные, выступающие и объемные, чем холодные. Холодные цвета кажутся удаляющимися по мере усиления тона.
(Приложение 4)
- Также важно запомнить, что «температуру» объекта, который вы будете рисовать, нужно выбирать с учетом «температуры» цвета соседних объектов.
Демонстрирует таблицу с влиянием «температуры» среды на изображенный объект.
(Приложение 5)
Такое ощущение возникает потому, что соседство «прохладного» и «теплого» делает «прохладный» более «прохладным», а «теплый» более «теплым». Соседство двух цветов с похожей «температурой» делает два «прохладных» цвета менее «прохладными», а «теплые» - менее «теплым».
(Приложение 6)
- красный, оранжевый теплые, синий, сине-фиолетовый – холодные.
- На первом – холоднее, на втором – теплее.
Практическая работа учащихся
- Сейчас мы приступаем к упражнению на тепло-холодную цветовую гармонию.
- Как я уже говорила в начале нашего урока, мы нарисуем с вами перо сказочной жар-птицы, которое летит на фоне ночного неба или лежит в листве и траве. Берем (шаблоны перьев, облаков, травы или листьев).
- После отрисовки изображения приступаем к работе цветом. Заливку всех элементов композиции делаем в технике цветовых растяжек (теплая цветовая гамма для пера и холодная цветовая гамма для облаков, неба и листьев).
Т.к. мы работаем гуашью, то используем также белила.
(Приложение 7)
Контролируется последовательность выполнения задания.
- Продолжаем работать над заданием по применению тепло-холодной цветовой гаммы для создания художественной композиции.
Перо мы цветом проработали, теперь приступим к заливке цветом неба, облаком, листьев. Учитываем то, что пейзаж у нас ночной и зеленый цвет травы и листьев будет относятся к холодной цветовой гамме. Попробуем найти как можно больше оттенков сине - зеленого цвета. Для неба и облаков мы находим множество сине-фиолетовых, фиолетовых оттенков.
Теплый зеленый цвет мы используем только около пера жар-птицы, имитируя теплое освещение.
Контролируется последовательность выполнения задания.
- Когда выполните заливку, то можете приступить к декорированию рисунка орнаментом, который будет передавать форму и блеск на листьях и пере жар – птицы.
Преподаватель демонстрирует примерную композицию по теме урока.
Приступают к выполнению задания в цвете.
Берем обводим трафареты и придумывайте свою композицию на основе аналога.
Методом цветовых растяжек заливают небо, облака, листву.
Приступают к декорированию рисунка.
Подведение итогов
- Занятие закончилось. До свидания.