Прослушайте отрывок из былины «Садко» и поразмышляйте над его содержанием

Иллюстрирование былины А.К. Толстого «Садко»

 Возраст учащихся 13 -17 лет

Составитель педагог ДО Белова Л.Я.

 

Цель: познакомить учащихся с Новгородской былиной «Садко», иллюстрирование произведения в соответствии содержания.

Задачи:

Предметные:

  1. Продолжить знакомство с особенностями жанра былины.
  2. Показать и, как в былине отражены реальные исторические события;
  3. Творчество Алексея Константиновича Толстого.
  4.  Учиться иллюстрировать произведение, в соответствии содержания.
  5. Учиться составлять сюжет творческой композиции.

 

Метапредметные:

  1. Формировать отзывчивость на художественное произведение.
  2. Осознание нравственного содержания произведения.
  3. Выделять из содержания известные знания и умения;

 

Личностные:

  1. Формировать эстетические и ценностно - смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;
  2. Формировать нравственные ценности (уважение к народной культуре).

Оборудование: Оборудование и материалы: Тексты былины, слайды с картинами Андрея Рябушкина, Бориса Ольшанского (Шедевры русской живописи), автопортрет А.К. Толстого.

План занятия

1. Организационный момент.                                                                                                          Приветствие. Вводная часть. Постановка темы занятия.                                                                                                       2. Основная часть.                                                                                                                                 Беседа. Знакомство с творчеством А.К. Толстого, автобиографией, содержанием былины «Садко»

3. Практическая работа. Иллюстрация произведения согласно выбранного сюжета. 4.Заключительная часть. Подведение итогов.
                                    

 

 


Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие. Вводная часть. Постановка темы занятия.                                                                                                                                                                                                             
Беседа.
— Сегодня на занятии мы познакомимся с произведением народного творчества, а именно с Новгородской былиной «Садко». Давайте вспомним, что характерно для фольклорного жанра - былина. Былина - это поэтическое произведение. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей былины правдивы, ибо передают народное понимание истории, народные представления о долге, чести, справедливости. Былина - это песня-сказание. Но эта песня особая. В ней повествуется о событиях, объединенных между собой одними и теми же персонажами. В былинах много исторически достоверных примет. Кто знает, например, старинное вооружение воинов: меч, копье, шлем, кольчугу? Все это обязательно есть у былинного богатыря. В былинах упоминаются и воспеваются древние города: Киев, Великий Новгород, Чернигов, Муром и т.д. Былины достоверно описывают реальную жизнь наших предков, многие персонажи былин - крупные исторические деятели нашей Родины (взять хотя бы, к примеру, великого князя киевского Владимира - Красное солнышко). При всем том, что былины донесли до нас детали жизни, они удивляют и восхищают нас своей фантазией и вымыслом. В ходе занятия попытаемся ответить на два вопроса:

Что мы узнали из былины о прошлом нашей Родины?
Что ценил русский народ в характере человека?

2. Основная часть.                                                                                                                                 Беседа. Знакомство с творчеством А.К. Толстого, автобиографией, содержанием былины «Садко»
Слово педагога.
- Былину «Садко» написал Толстой Алексей Константинович (1817-1875) - поэт, драматург, прозаик. Алексей Константинович Толстой получил хорошее домашнее воспитание. В 1834 году был зачислен "студентом" в московский архив министерства иностранных дел, где мог знакомиться с историческими документами, и в 1835 году выдержал при Московском университете экзамен на чин. Много времени проводил Толстой в поездках по России и за границей. Творчество Толстого многожанрово. Он начал печататься как прозаик. Главным в лирике считал красоту и любовь, которые присутствуют в обыденной жизни. Историческая тема также волнует Толстого. В своих произведениях много внимания он уделяет эпохе древних Киева и Новгорода и эпохе Ивана Грозного. Создавая свои идеалы, Толстой не заботится об исторической достоверности, прибегая к свободному домыслу, поэтому получались не столько картины истории, сколько красочные поэтические легенды. Одновременно с реально существовавшими лицами в былинах и балладах выступают герои преданий - Илья Муромец, Алеша Попович, Садко и другие. Все персонажи созданы по одному принципу, границы между историей и фольклором намеренно стерты. Стиль А. К. Толстого отличается легкостью и ясностью, пластичностью. Очень часто он использовал народный песенный ритм, сочетание стиха и прозы. Благодаря мелодичности лирических стихов Толстого более половины их положено на музыку (романсы Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и др.).

Садко и Василий Буслаев - главные герои былин древнего Новгорода. События, участниками которых становятся Василий Буслаев и Садко, рисуют жизнь Великого Новгорода во всей его красе.

Былина «Садко» членится на три относительно самостоятельные части. В первой гусляр Садко, поразивший мастерством своей игры морского царя, получает от него совет, как разбогатеть. С этого момента Садко уже не бедный музыкант, но купец, богатый гость. В следующей песне Садко бьется об заклад с новгородскими купцами, что сможет купить все товары Новгорода. В некоторых вариантах былины Садко выигрывает, в некоторых, напротив, терпит поражение, но в любом случае покидает город из-за нетерпимого отношения к нему купцов. В последней песне рассказывается о путешествии Садко по морю, во время которого морской царь призывает его к себе, чтобы женить на своей дочери и оставить в подводном царстве. Но Садко, отказавшись от красавиц-царевен, женится на Чернавушке-русалке, которая олицетворяет новгородскую реку, она и выносит его на родные берега. Садко возвращается к своей «земной жене», оставив дочь морского царя.

 






Прослушайте отрывок из былины «Садко» и поразмышляйте  над его содержанием.

Ответьте на вопросы.
Вопросы для работы с учащимися.
Кто является главными героями этого отрывка?
О каком эпизоде из жизни Садко в нем рассказывается?
Как можно было бы озаглавить этот отрывок? («Садко у Морского царя».)

Как Садко оказался у Морского царя.
Какие чувства испытывал Садко? Какое слово подчеркивает его глубокую печаль? (Пекучись.)
О чем же горевал Садко? Скажите своими словами.
О чем просит Морской царь Садко?
Что произошло на море, когда заиграл Садко? Как в былине описывается страшная буря, разыгравшаяся в это время на море. (Играет Садко на гуслях, море волнуется, гибнут люди. А это большая беда! И поэтому молятся люд и господа святому Миколе Можайскому - защитнику мореплавателей.)
Услышаны ли мольбы народа?.
Что просит сделать старик Садко, когда тот окажется на земле? (Построить храм в честь Миколы Можайского.)
Как поступает Садко, выслушав старика? (Он выполняет все слово в слово.)
Заметьте, что мы снова встречаемся с одной из главных особенностей былин — повтором действия.
А какой совет дает старик Садко при выборе невесты? Найдите и прочитайте отрывок, подходящий ко второй иллюстрации.
Вспомните имя невесты Садко. (Чернавушка.)
Кто из вас обратил внимание, какое волшебное превращение произошло с Чернавушкой в былине? (Она превратилась в реку Чернаву.)
Отметьте, что такие волшебные превращения - еще одна особенность русских былин.
Исполнил ли Садко волю старика на земле? (Да, конечно, он выстроил храм в честь святого Миколы.)

(Удивительно, но в летописях Новгорода от 1171 года говорится, что некий Сотко Сытинич в 1167 году заложил в Великом Новгороде церковь в честь этого святого. Кто знает, может, этот Сотко Сытин и был легендарным Садко, побывавшим в подводном царстве?)
— Прослушаем концовку былины. Изменилась ли жизнь Садко на земле, когда он вернулся? Как?
Что же заставило Садко вернуться на землю, хотя Царь морской сулил ему все подводные сокровища? (Огромная любовь к родной земле, к своему Новгороду.)
А что привозит из своего путешествия Садко в Новгород?

(Он привозит бессчетную казну, несметные богатства, и этим делает свой город еще богаче и могущественнее. Значит, прославить свою Родину можно не только героическими подвигами, но и желанием увидеть ее богатой, сильной и величавой).
Как вы думаете, чем прославился сам Садко? Почему он остался в памяти народной? (Садко прославился своим талантом. Люди во все времена ценили талант!)
А чем прославился в памяти народной Илья Муромец? Что же ценил русский народ в характере человека? (Богатырскую силу, отвагу, честь, щедрость души, готовность к подвигу во имя своих идеалов, а еще смекалку, удачливость и талант.)

  1. Практическая работа. Нарисуйте композицию согласно выбранного сюжета к былине.

План создания картины на заданную тему:

1.Чтение литературы по выбранной теме.

2.Выделение интересных исторических эпизодов.

3.Выделение ведущих исторических персонажей.

4.Выбор исторического материала для изображения (одежда, предметы быта, вооружение, архитектура и т. д.)

5.Выбор сюжета картины.

6.Выполнение предварительного эскиза композиции. Выстраивание композиции картины.

7. Выбор художественной техники и материалов для выполнения работы.

8.Работа над окончательным вариантом картины в соответствии замысла учащегося.

9.Самоанализ проделанной работы.

 

Ребята, законченные работы высылайте в группу в контакте. 

До новых встреч. Следите за сообщениями.

 
























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: