Особенности вышивки народов Поволжья

Лекция.

Вышивка – один из древнейших видов народного художественного творчества.

Человек издавна передавал и красоту природы, и свои ощущения и переживания условными знаками и узорами: прямыми и волнистыми линиями, крестиками, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. И наши предки – восточные славяне – различные явления в природе изображали с помощью знаков. Знаков-символов у славян было много, практически все они приобретали смысл «оберегов». Их вышивали на одежде, веря в то, что они предохранят от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Располагали такие вышивки-обереги на вороте рубахи, подоле, оплечье, груди, на полотенцах и скатертях (с обеих сторон, на простынях (по нижнему краю, на платках (по всем четырём сторонам). Из достаточно простых знаков- символов составлялись более сложные орнаменты. Часто в них изображали птиц, при этом лебедь олицетворял девушку-невесту, верность, уточка, курочка выступали символами трудолюбия и плодородия, голубь - символом супружеской верности и счастливой семьи, пава-символ счастливой любви, а конь с всадником-символом мужества. Женская фигура олицетворяла плодородие земли и всего живого, птицы на её руках – подвластные ей стихии, а мужская фигура служила символом рода.

По древним русским обычаям праздничный костюм и предметы убранства крестьянского жилища украшались вышивкой. Для выполнения требовались ткани, нитки, пяльцы, которые имелись в каждой семье. Вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать девочек учили с 5-6 лет. А каждая девушка готовила специальные вышитые полотенца (около ста, которыми она одаривала на свадьбе новую родню и всех почётных гостей).

Одежду шили из выкроенных по прямой отрезков ткани, на которых легко вышивать по прямой нитке. Площадь, занятая вышивкой, и яркость узора зависели от назначения одежды и возраста женщины. Самой нарядной была рубаха молодой, недавно вышедшей замуж женщины. Её она имела право носить только до рождения первого ребёнка. С рождением каждого ребёнка количество узоров в костюме женщины уменьшалось, цвет становился менее ярким.

В течение нескольких столетий в разных районах России в соответствии с местными природными условиями и особенностями быта вырабатывались определённые приёмы выполнения вышивки, колорит и характер орнамента (геометрические узоры, растительные, изобразительные, т. е. сюжетные).

Основным элементом любой вышивки является стежок – часть рабочей нитки на ткани между двумя проколами иглы. Шов – ряд повторяющихся стежков. В вышивке используются следующие швы: шов вперёд иголкой, шов шнурок, шов за иголку, стебельчатый шов, тамбурный, козлик, крестик и т.д.

 

Особенности вышивки народов Поволжья.

Культура и искусство населения Поволжья и Приуралья формировались в течение нескольких столетий в процессе сложного взаимосплетения и взаимопроникновения быта всех этих народов, чему способствовала близость территории, равные природные условия их жизни, схожесть исторических судеб и экономики. Особенно ярко близость проявлялась в одежде и способах украшения тканей. Основным видом национальной одежды из тканей домашнего производства у этих народов была белая рубаха из холста туникообразного покроя с яркой декоративной вышивкой верхошвами. В вышивке наиболее широкое применение находили фактурные счетные швы, выполненные шерстью или шелком.

Несмотря на много общих черт, национальная вышивка каждого народа имела свои особенности. Они формировались в течение многих столетий в процессе создания предметов для своего собственного быта. Мордва, марийцы и чуваши применяли преимущественно счетные швы, распространенные и у русских, — косую стежку, счетную гладь, набор, роспись. Традиционный орнамент — геометрический.

Выполнялись вышивки в основном шерстяными и шелковыми нитками, нередко объединенными в одном узоре. Окрашивались они в домашних условиях растительными красками — мареной, чертополохом, листьями молодой яблони и др. Растительные красители давали мягкий глубокий тон пушистой шерсти и блестящему шелку. Основными же здесь издавна считались густо-красные и красно-коричневые, темно-синие и черные тона, куда вплетались яркий золотистый и зеленый цвет.

Однако, несмотря на схожесть вышивок, выполненных счетными швами, каждая национальная группа имела свои отличительные черты.

Чувашские, мордовские и марийские вышивки выполняются на полотнах кремового или белого цвета. Мордовцы заполняют свои вышивки спиралевидными фигурками небольших размеров, которые в своей совокупности создают ковровую поверхность. Также именно мордовская культура подарила миру красно-синюю вышивку, выполненную оригинальным видом шва, который получил название «звёздочка». Такие «звёздочки» похожи на стежки, появляющиеся из квадратов.

Косая стежка в сочетании с вышивкой крестом или гладью является характерным подчерком марийской культуры. У марийцев ковровый узор, присущий всем народам Поволжья, плавно переходит в основной узор мелкими зубцами или веточками.

Чуваши же выделились на фоне марийцев и мордовцев наличием разнообразных технических приёмов, используемых в вышивке, а также большим разнообразием орнаментов и цветовых решений.

Мокшанские вышивки легче, изящнее, контрастнее. Наряду с геометрическим орнаментом сложных очертаний встречаются и геометризованные растительные мотивы, которые складываются в ветви с цветами — розетками и длинными перистыми листьями. Мерцающая поверхность крупных красно-мареновых мотивов, образованных счетной гладью и спиралевидной косой стежкой, четко выделяется на шероховатом фоне холста. Легчайшая же паутинка темной росписи, окутывая основные элементы узора, образует плавный переход от ярких цветовых акцентов к глади спокойного фона, создавая необыкновенно богатую игру фактуры и цвета, хотя здесь и присутствуют всего два тона.

Мордовская вышивка «терюхан» не похожа на мокшанскую и эрзянскую. Она вся построена на ярких цветовых акцентах. Строго геометрические небольшие фигурки с резко очерченными краями образуют здесь сплошной узор, выполненный счетной гладью. Яркие оранжевые, розовые, зеленые и синие тона шелка чередуются с лиловыми, а чаще черными, резко выступающими мотивами, создавая радужные переливы декоративной отделки холста.

Как и у других народов, мотивы мордовской вышивки носят названия, свидетельствующие о поэтическом осмыслении народными мастерами окружающего мира, — «гребешки», «куриные лапки», «крючки», «козьи копытца», «след куницы», «солнечные узелки».

Чувашская вышивка. Чувашские народные вышивки счетными швами резко отличаются от мордовских и по цвету, и по фактуре, и по композиционному строю. Особенно красочной и разнообразной была вышивка верховых чувашей. Она изобилует сочетаниями трех — пяти счетных швов. Кроме общераспространенных косой стежки, счетной глади и росписи здесь применялось еще пятнадцать швов — «крест», «мудреный шов», «пустячный шов», «веревочка» и т. д. Варьируя их, чувашские вышивальщицы создавали узоры легкие, еле выступающие над фоном, и плотные, рельефные, которые в сочетании образовывали фактуру, специфическую только для национальной вышивки этого народа. Узор обычно состоял из геометрических мотивов, в основе которых лежал ромб различных очертаний, окруженный отростками, которые нередко превращали строголинейную форму в розетку. Встречаются также геометризованные растительные мотивы в виде деревьев, цветов и листьев, а также изображения животных.

От мордовского чувашский орнамент отличается многообразием форм, прозрачностью, сложным построением крупного мотива, собранного из мельчайших деталей строгих линейных очертаний

Марийская вышивка. К чувашской вышивке близка вышивка горных марийцев, вышивка же луговых марийцев имеет много своих специфических черт, хотя по изяществу и цвету тоже близка к чувашской. Как и у других народов, здесь издавна украшались женская и мужская праздничная одежда и предметы домашнего обихода.

В старинных вышивках луговых марийцев преобладает темно-красный цвет косой стежки или счетной глади, который имеет темно-синий, переходящий в черный контур. Желтый и зеленый цвета служили небольшим дополнением к основному тону вышивки. Узор всегда был плотный, с небольшими просветами фона.

В процессе длительного формирования вышивки у марийцев появился круг мотивов, где органично сочетались черты геометрического финно-угорского орнамента с чертами орнамента, состоящего из рогов и крючков, характерного для тюркских скотоводческих племен. Сдвоенные рога в вышитом орнаменте у марийцев являлись символом богатства и благополучия.

Удмуртская вышивка. В Удмуртии древнейшими швами также были косой стежок, двусторонняя гладь и роспись. Кроме шерсти и шелка здесь нередко применялись еще и серебряные нити. В связи с этим долго существовал обычай преподносить невесте моток серебряных нитей, который она обязана была истратить в процессе приготовления себе приданого.

Неповторимым был композиционный строй узора, цветовые акценты, которые менялись в зависимости от количества зеленых и золотистых вставок, место и форма мотивов, выполненных серебряными нитками и т. д. Не оставались постоянными узоры и на других удмуртских изделиях. Все они постепенно менялись, совершенствовались и обогащались.

Татарская вышивка. Традиционной татарской вышивкой является тамбур. Эта техника была известна еще древним народам Алтая. В XVIII—XIX вв. она широко бытовала у казанских татар. Тамбур шился двумя способами. В одном случае тонкими нитями шились крупные петли, отчего шов мало возвышался над фоном и производил впечатление легко очерченной линии.

Кроме тамбура в Татарии широко была распространена аппликация и вышивка золотыми нитями, которыми кисеты. Металлическими нитями здесь украшались головные уборы, обувь, шили вприкреп по бархату, чаще всего зеленого цвета. Узор, как и в тамбуре, состоял из растительных мотивов, где преимущество отдавалось круглым многолепестковым цветочным розеткам и тюльпановидным цветам различных очертаний. Основные мотивы окружались узкими остроконечными листочками, изящными веточками с нераспустившимися бутонами и нежными тычинками. Особенно ценился узор «золотое перо» в виде длинной гибкой цветущей ветви, напоминающей по силуэту издали сверкающее перо сказочной жар-птицы.

Башкирская вышивка. Традиционные виды башкирской вышивки — тамбур и его разновидности — кустарная техника вышивки. Орнамент выполняется по бумажному шаблону, который накладывается на шелк или бархат, соответственно задуманной композиции, и обшивается по контуру тамбурным швом. После же удаления бумаги поверхность мотивов зашивается косой сеткой. Основными его элементами являлись фигуры в виде парных рогов баранов, спирали, простые и вихревые розетки, крестообразные фигуры с закругленными концами и S- образные фигуры в различных комбинациях. Сочетания основных элементов кустарной вышивки дают возможность получать простые и сложные орнаментальные композиции, где могут быть не только геометрические, но и растительные формы. Вышивка такого типа обычно многоцветна, построена на контрасте сопоставления красных и зеленых цветов разных оттенков: реже в узор включаются синие и голубые цвета.

Как и в Татарии, в Башкирии широко бытовали аппликация и вышивка золотыми нитями.

Под влиянием русской вышивки у башкир появилась счетная техника — цветная перевить; ею украшались головные полотенца, передники, мужские рубахи.

Традиции орнаментального искусства народов Поволжья и Приуралья в вышивке продолжают жить и сейчас как у отдельных мастериц, работающих самостоятельно, так и на строчевышивальных фабриках.

Опыт многих поколений безвестных мастеров, идущий из глубины веков, является основой для творческих поисков современных художников и мастеров, которые создают красочные современные изделия для быта местного населения и сувениры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: