Воспитание характера через искоренение вредных привычек

Урок_ Воспитание характера.

   «В здоровом те­ле - здоровый дух» говорит русская пословица. Но правильно ли это? Часто мы видим физи­чески здоровых, крепких людей, которые творят зло: дерут­ся, воруют, грабят, причиняют различные скорби и боль ближним. Здоровы ли они духовно?

Нет и еще раз нет. Разве может духовно здоровый чело­век причинять боль и страдания ближним? Главная запо­ведь христианина: возлюби Господа Бога твоего всем серд­цем твоим, всей душою твоею и всей крепостью твоею и ближнего твоего, как самого себя. Кто нарушает заповеди Господни, эти незыблемые законы духовного мира, тот тя­жело болен духовно. И эта болезнь гораздо страшнее любой физической болезни. Так как физическая болезнь при­носит только телесные страдания, которые рано или поздно кончатся, болезнь же духа приводит к вечной смерти.

Человечес­кая душа бессмертна, и человеческая личность сохраняет все свои особенности при переходе души в невидимый мир. И если душа человеческая изъязвлена грехом и страстями, то эти духовные язвы будут приносить ей бесконечные страдания, которым не будет конца. И это по-настоящему страшно.

Поэтому истинное здоровье человека состоит в здоровье его духа: в способности и желании жить по заповедям Гос­подним, духовно совершенствоваться, возрастать в доброде­телях и искоренять имеющиеся недостатки и пороки. Такая работа человека над собой называется воспитанием христианского характера. Что же помогает воспитать характер?

  Воспитание характера начинает­ся с воздержания. Воздержание - умение удержать себя, отказаться от ка­кого-нибудь действия. Воздержанным человеком считается тот, кто умеет ограничить выполнение своих желаний и не позволяет себе излишеств. «Я хочу, но не буду этого делать, потому что это плохо в глазах Господа», «я хочу, но не буду этого делать, потому что это огорчит, обидит близкого мне чело­века». Воздерживаться бывает очень трудно, особенно тем, у кого «я хочу» сильно развито. И вот маленькая тайна на пути воспитания характера: нужно ослабить свое греховное «я хочу» и заменить его на христианское «не как я хочу, а как Богу угодно».

Помогает воспитанию характера и добрая привыч­ка. И душа, и ум могут приобрести привычку. И к чему привыкнет человек, то и делает. Если при­выкнет ко греху, то так и будет его постоянно тя­нуть ко греху, бесы в том помогут, а если привыкнет к добру, то Бог ему в том содействует Своею благо­датью.

Для христианина тело является храмом души, и поэтому содержать тело нужно в должной чистоте и порядке. Спо­собствует чистоте и порядку воздержание тела, и прежде всего воздержание в питании - пост. Воз­держание тела помогает воздержанию души и, конечно, яв­ляется средством воспитания характера.

  От чего надо воздерживать нашу душу, если мы хотим вести нравственный, христианский образ жизни?

1. От пагубной информации, которая питает ум и сердце впечатле­ниями суетными и пустыми, злыми, лживыми и грязными. Главными источниками такой информации являются: во-первых, телевизор; во-вторых, «бульварная» пресса и низкопробная современная литература - боевики, детективы, «фэнтези»; и, наконец, реклама во всем ее мно­гообразии.

 2. От мечтаний и фантазий.Очень важно научиться следить за тем, о чем думаешь, мечтаешь. Мечта­ния и фантазии являются бесплодным воображением (то есть не приносящим никакого положительного результата, «плода»). Че­ловек отходит от реального положения вещей и начинает жить в мире фантазий. При пустых мечтаниях в нас может развиваться гордость, тщеславие, сластолюбие и дру­гие страсти. Поэтому надо обучить ум и сердце вовремя, в самом начале замечать и отсекать мечтание, бесплодное воображение.

  Ограничить мечтания и загрузить ум и сердце чем-то по­лезным, плодотворным помогают конкретные добрые дела, учеба, развитие разных умений и способностей человека, на­правленных на действия во славу Божию и на пользу ближ­него.

  3. От компьютерных игр. Есть такое мнение: игра развивает человека. Да, но это относится к определенным играм. Игры присутствуют и в школьном обучении, но педагоги не позволяют азарту (то есть сильному возбуж­дению, увлечению, страсти) вмешиваться в педагогический процесс. Игра не должна захватывать и пленять ум и чувства. Человек подключается к компьютерной программе и начинает взаимодействовать с тем, чего реально нет, то есть с вымышленным миром. Это так называемая «виртуальная реальность» - совокупность несуществующих, мечтательных переживаний, в которую погружается весь человеческий организм - и душа и тело. Компьютерная игра становится самым настоящим психическим наркотиком. Были даже случаи, когда сердце играющего не выдерживало реальной нагрузки от нереальной игровой ситуации, и человек уми­рал от инфаркта. Чем глубже человек погружается в игру, тем труднее остановиться, вернуться в реальную жизнь.

  Совершенно недопу­стимо увлечение теми компьютерными играми, где надо убивать, калечить, грабить и вообще нарушать основные за­поведи Божий. Привыкнув это делать в виртуальной реаль­ности, человек спокойно может сотворить такое же и в ре­альном мире.

4. От духовных и еретических заблуждений.К духовным заблуждениям следует отнести гадание, экстрасенсорику, астрологию, изучение «летающих тарелок», медитацию, магию - то есть все попытки вторгаться в невидимый мир без очищения сердца от грехов, без правильного поклонения Творцу этого мира - Единому Богу - Святой Троице. Такие духовные эксперименты, как известно, плохо кончаются. Человек, как правило, попадает под власть падших духов и становит­ся безвольной игрушкой в их руках. К еретическим заблуждениям относятся нетрадиционные или новые религиозные движения, секты.

    Воспитывать характер помогает навык послушания. Послушание подразумевает, что мы добровольно отказываемся от своей воли и принимаем другую благую волю - Божественную. Но до полноты евангельского, а значит и Божественного послуша­ния, путь далек, поэтому сначала нужно научиться быть по­слушным людям, поставленным над нами.

   Навык послушания вырабатывается через послушание взрослым, в первую очередь, в семье и в школе. Эти послу­шания бытовые, учебные и трудовые. Сказали тебе - сде­лай, и не спорь, нравится тебе это или нет. Когда же послушание проти­воречит Божественным заповедям, твоим внутренним принципам, то недопустимо слушаться безбожных людей и исполнять их приказы и обычаи, противоречащие христианской совести.

   Слово, обещание - очень сильное средство воспитания характера. Обещание подразумевает доброволь­но взятое на себя обязательство что-нибудь сделать, а раз это добровольное обязательство - будь добр исполнить. И вот тут начинаются сложности: грех не допускает делать добро. Вот и получается: хотел сделать доброе, обещал, а не получает­ся, не сдержал слово. Здесь-то и нужна сила воли, которую Бог дал нам на добрые дела. Помолись: «Господи, обещал, помоги мне сдержать слово». Если угодно Господу то, что ты обещал, и ты молитвенно просишь об этом и прилагаешь собственные усилия, - данное слово обязательно исполнит­ся. Если же дал слово необдуманно, обещание не с добрым намерением связано, а может послужить на зло людям, то такое слово исполнять не следует. Поэтому, прежде чем обе­щать, как следует подумай, угодно ли это Богу, соответству­ет ли это заповедям Божиим, на добро ли это людям, и уж если дал слово сделать добро - обязательно исполни.

  Трудолюбие - любовь к труду во славу Божию и для пользы ближнего - одна из добродетелей человека. Такой труд, как правило, требует усилий, а значит, тренирует волю, укрепляет желательную силу души. Безделие же и праздность, напротив, поражают волю слабостью, недаром праздность называют матерью всех пороков. Действитель­но, от нечего делать, то есть когда нет полезного и интерес­ного дела, находятся дела непристойные, не требующие уси­лий воли, душевного и физического напряжения.

  Воспитанию христианского характера способствуют дела духовного милосердия. Это самые приятные Богу и людям дела. Главное только делать их без гордости, внешне незаметно, от чистого серд­ца, не ожидая получить за них похвалу или награду. Какие это дела?

  Во-первых, помогать тем, кто беднее тебя. Помогать сво­им трудом, услугами, вниманием, если это возможно, то и материально. Во-вторых, посещать больных. В-третьих, утешать печальных. Еще много есть дел духовного милосердия: научить кого-нибудь, кто младше тебя, какому-нибудь делу доброму и по­лезному, которому ты уже научился. Не отвечать злом на зло, то есть не мстить, не помнить зла, уклоняться от ругани, стычек, драк, не делать никому зла. Доброе дело духов­ное - молиться за себя, чтобы Бог помог тебе сделаться истинным христианином, и за близких тебе людей, чтобы и им Бог помогал во всех их добрых делах и намерениях.

   Учеба - одно из твоих основных дел. Современному хри­стианину нужно быть человеком образованным, только в об­разовании видеть главное - образ Христа, просвещаться светом спасительной истины. Невежество - большое зло, порок. От невежества происходили и происходят большие беды. Поэтому развивать мыслительную силу души (разум, рассудок, ум) - доброе для христианина дело.

   Одно из средств воспитания характера - искоренение вредных привычек. Говорят: привычка - вторая натура. Действительно, как часто бывает, что человек что-то делает, читает или слуша­ет, умом он понимает, что это греховно, нехорошо, а ото­рваться не может. Нужно усилие произволе­ния, чтобы подавить греховное страстное влечение воли. Если же произволение пойдет у воли на поводу, то и ум, и сердце, и совесть вскоре замолчат. Стало быть, всегда нуж­но вовремя приказать себе относительно любых греховных действий: нельзя! не делай! не смотри! отойди! брось!

 Не будь обидчивым, учись прощать. Оби­ду порождает самолюбие и гордость, то состо­яние, когда считаешь себя достойным большей похвалы, внимания, заботы, чем те, которые тебе оказывают.

Добрая дружба помогает формировать характер, а влия­ние сверстников не всегда может быть на пользу христиани­ну. Когда окружающие тебя сверстники придерживаются христианских нравов и ценно­стей, то слава Богу. Но гораздо чаще бывает в современ­ной жизни, что сверстники твои не идут путями Господни­ми и вольно или невольно соблазняют тебя. В этом случае надо набраться мужества не следовать их примеру. Надо укрепляться, молить Господа об избавлении от путей непра­ведных и помнить наставления Господа и Святых Отцов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: