Выполнил: Гаврилов Михаил ИВТМ-01-19
Тестовые задания
Верные ответы отмечены - красным
1. Что означает понятие «метод» (в переводе с греческого) - …
А) способ познания, исследования явлений социальной среды
Б) способ познания явлений природы и общественной жизни
В) как прием изучения личности
Г) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.
2. Как определял метод обучения Ю.К. Бабанский
А) - это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленный на решение комплекса задач учебного процесса
Б) – это способ взаимосвязанной деятельности учителей, направленный на решение дидактических задач;
В) – целенаправленный способ познания явлений общественной жизни, при котором учащиеся получают новые знания и умения;
Г) – целенаправленный способ достижения учащимися поставленных целей обучения.
3. Выберите из предложенных наиболее точное определение понятия «прием обучения»:
|
|
А) прием обучения – единичное действие, которое учитель использует в работе;
Б) прием обучения - составная часть метода, единичное действие, конкретный способ, частное понятие по отношению к понятию «метод».
В) прием обучения – конкретный способ для достижения цели, равнозначное понятие по отношению к понятию «метод»;
Г) прием обучения – составная часть метода устного изложения учебного материала, единичное действие, частное понятие по отношению понятию «метод».
4. Какая классификация методов осуществляется по признаку – характеру познавательной деятельности учащегося:
А) объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение знаний; частично-поисковый; исследовательский.
Б) объяснительно-продуктивный, репродуктивный, контроля знаний, формирования умений;
В) исследовательский, анкетирование, тестирование, устный
опрос, проблемное изложение знаний;
Г) метод иллюстрации; метод демонстрации; репродуктивный, проблемный метод; контроля знаний.
5. Какое основание соответствует данной классификации методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
А) классификация методов по сочетанию с формами сотрудничества в обучении;
Б) классификация методов по сочетанию методов преподавания и соответствующих им методов учения;
|
|
В) классификация соответствующая структуре деятельности;
Г) классификация методов по источникам передачи информации и приобретения знаний
6. Какие методы относятся к группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
А) частично-поисковые, работа с книгой, наглядные;
Б) школьная лекция, устный и письменный контроль, тестирование;
В) беседа, фронтальный опрос, контрольная работа, практические;
Г) словесные; наглядные; практические; репродуктивные и проблемно-поисковые; методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
7.Какие бывают виды лекций:
А) традиционная, проблемная, лекция-беседа;
Б) лекция-беседа, эвристическая, технологическая;
В) проблемная, экологическая, творческая;
Г) традиционная, научная, исследовательская.
8.В каком отношении наиболее адекватно использованы следующие критерии: предварительный, текущий, тематический, итоговый:
А) вид контроля;
Б) вид поощрения;
В) вид наказания;
Г) вид занятия.
9.Что является целью устного индивидуального контроля:
А) выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся.
Б) выявление отдельных знаний учителя по предмету
В) определение уровня учебных достижений учащихся
Г) определение уровня отдельных умений и навыков у отдельных учащихся
10.Какую цель предполагает фронтальный опрос:
А) выявление уровня знаний у учащихся всей группы;
Б) определение уровня определенных знаний по предметам;
В) выявление уровня учебных достижений отдельных подгрупп учащихся;
Г) определение уровня умений и навыков у всего коллектива
Учащихся.
2. Оцените высказанные суждения. Сформулируйте свою точку зрения по поводу обсуждаемого вопроса, обоснуйте ее.
1. Сделать обучение эффективным — это значит добиваться усвоения всеми учениками программных знаний, умений и навыкав на уровне их максимальных учебных возможностей, обеспечивать должное воспитательное и развивающее влияние обучения, формирование научного, диалектико-материалистического мировоззрения.
Для решения этой задачи исключительно важно преодолеть формализм в учебно-воспитательной работе, необъективность в оценке знаний учеников. Информация об их действительной подготовленности должна точно соответствовать реальному положению дел. Одновременно с этим необходимо предпринимать энергичные меры для совершенствования процесса обучения, предупреждения или преодоления неуспеваемости. Это, прежде всего решительное улучшение качества содержания и организации учебных занятий, повышение ответственности и учителя, и школьников за свой труд. Каждому учителю очень важно осознать, что строить учебный процесс эффективно - это значит целостно и во взаимосвязи применять оправдавшие себя на деле педагогические закономерности, принципы и дидактические правила, творчески используя их при решении новых задач в современных условиях. Только глубокое усвоение достижений науки и передового опыта всеми работниками народного образования, разумное, целесообразное внедрение их в практику могут принести должный эффект.
Эффективность усвоения знаний закономерно зависит от подключения к процессу познания разнообразных органов чувств человека, основывается на непосредственных ощущениях, восприятии, представлениях о реально существующих предметах и явлениях. Поэтому в дидактике давно уже сформулирован принцип наглядности обучения. Вместе с тем анализ практики обучения неизменно показывает, что все методы, формы и средства должны применяться целесообразно, в определенном оптимальном сочетании. Непродуманное, необоснованное сочетание может привести к снижению эффективности обучения.
|
|
Гиперболизация и недооценка отдельных методов научно не оправданы, нелогичны и нецелесообразны. В каждом конкретном случае необходимо руководствоваться принципом оптимального сочетания форм, методов и средств обучения. Это закономерное требование в дидактике впервые было сформулировано в начале семидесятых годов и теперь оно вошло в круг требований, выдвинутых в документах о реформе школы.
(Ю.К. Бабанский О дидактических основах повышения эффективности обучения)
Ответ: Я полностью согласен с мнением Ю.К. Бабанского, но также хотел бы отметить то, что обучение стоит строить таким образом, чтобы обучаемому было интересно изучать, поскольку очень часто обучение становиться скучным и неинтересным.
Выбор оптимального сочетания методов обучения.
Большинство из исследователей проблемы методов обучения приходит к выводу о том, поскольку понятие «метод» многоаспектное, многостороннее, то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться учителем. В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимопроникают друг в друга, характеризуя с разных сторон одно и то же взаимодействие педагогов и учащихся. И если мы все-таки говорим о применении в данный момент определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи. В дидактике установлена следующая закономерность: чем в большем числе аспектов был обоснован учителем выбор методов обучения (в перцептивном, гностическом, логическом, мотивационном, контрольно-оценочном и др.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время. При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
|
|
- соответствие методов принципам обучения;
- соответствие целям и задачам обучения;
- соответствие содержанию данной темы;
- соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям классного коллектива.
- соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения;
- соответствие возможностям самих учителей.
Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, личностными качествами учителя и пр.
(Бабанский Ю.К. Педагогика: учеб. пособие / под ред. Ю.К. Бабанского.)
Ответ: Частично согласен с высказыванием Бабанского Методы и средства необходимо использовать в совокупности, а при выборе нам стоит отталкиваться от принципов, целей и задач, а также учитывать возможности учеников и преподавателей.