Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – О каком приключении Алисы вы прочитали? – В чем необычность, фантастичность всего произошедшего? – От чьего имени ведется рассказ? Докажите. – Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер? – Охарактеризуйте Алису. Какой она была? | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Пересказывают на оценку | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. Звучит запись песни из кинофильма – «Слышу голос из прекрасного далека…» – Кто из вас слышал раньше эту песню? Из какого фильма эта музыка? – Каких друзей Алисы вы знаете? – Хочу сказать, что человечество давно занимается освоением космического пространства. И если что-то давно было из области фантастики, например изучение Луны, то теперь это реально. Предлагаю сейчас, наоборот, вернуться на много-много лет назад, стать свидетелями того, как первый советский человек полетел в космос. – На сегодняшний день становится все ближе то время, когда любой человек сможет полететь в космос как турист. – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Чтение и анализ фрагментов повести | Примечание.На данном уроке рассматриваются 1–2 произведения (рассказа) Кира Булычёва из тех книг, которые учащиеся принесли на урок. Важно, чтобы произведение было не слишком объемным, чтобы дети смогли прочитать его за урок. – Мы уже много узнали о девочке из будущего Алисе Селезнёвой, познакомились с ее близкими, друзьями. – А сегодня мы прочитаем рассказ о том, как Алиса встретила саму себя. Да-да! Это кажется странным и удивительным? Возможно. Но только не для Алисы! Учитель и учащиеся читают рассказ Кира Булычёва «Это ты, Алиса?». – Что сильнее всего ужаснуло Алису? Как это ее характеризует? – Что вы хотите сказать о каждом из членов корабля? | Прослушивают текст. Определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета |
IV. Литературная викторина | Проводит литературную викторину. Конкурс «Вставьте слово, пропущенное в названии». «Путешествие...», «... лет тому вперед», «День... Алисы», «... приключений», «... сказок», «Лиловый...». Конкурс«Откуда эти герои и кто они?» – Кто это? Дочь профессора Селезнёва, с ней всегда что-нибудь случается, но все ее приключения пока кончались благополучно. Она умеет ухаживать за зверями и почти ничего не боится. С какой она планеты? – Кто это? Он в два раза больше обычного человека, 320 кг живого веса, у него 8 глаз, 8 или 10 щупальцев, панцирь на груди, полная пасть акульих зубов, ноги-тумбы, как у слона. – Кто такой Громозека? С какой планеты? – Полуразумная птица, похожая на попугая. Может перелетать между планетами и говорить, используя услышанные от людей слова и фразы. – Инопланетная летающая корова с планеты Шешинеру. Был взят на борт космического корабля «Пегас» профессором Игорем Селезнёвым для пополнения московского зоопарка (КосмоЗоо). Конкурс «Кроссворд». – Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово. Вопросы к кроссворду. 1. Как назывался космический корабль, на котором совершали свои путешествия профессор Селезнёв с дочерью? 2. Первобытный мальчик, который помог Алисе. 3. Назовите фамилию детского писателя-фантаста, написавшего книги о приключениях земной девочки Алисы Селезнёвой? 4. Самый жестокий царь-завоеватель. 5. Как зовут инопланетного друга Алисы Селезнёвой, археолога, у которого десять щупалец, восемь глаз, панцирь на груди и три сердца? 6. Единственная неизлечимая болезнь XXI века. 7. Кто был механиком корабля, на котором Алиса Селезнёва совершила вместе с папой свое первое большое космическое путешествие? 8. Любимый напиток Громозеки. 9. Родина Громозеки – планета …? | Выполняют задания литературной викторины. – «Путешествие Алисы», «Сто лет тому вперед», «День рождения Алисы», «Миллион приключений», «Заповедник сказок», «Лиловый шар». – Алиса Селезнёва с планеты Земля. – Громозека. – Космический археолог с планеты Чумароз. – Говорун. – Склисс. Заполняют кроссворд. – Ключевое слово: «Селезнёва» | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
V. Творческая работа | Организует творческую работу. – Вы принесли сегодня на урок свои любимые книги. У кого-то это книги о природе, у кого-то юмористические рассказы, у кого-то фантастические произведения, кто-то принес повести и рассказы о ваших сверстниках. Эти книги привлекли вас чем-то своим, но одинаково в них то, что вам было интересно их читать, их герои и события остались в вашей памяти, ваших сердцах. Попробуйте сейчас, когда вы будете рассказывать о том, почему именно эта книга стала вашей любимой, рассказать о ней таким образом, чтобы нам (всем остальным) захотелось тоже прочесть ее | Работают самостоятельно. Пишут сочинение на черновик, учитель консультирует детей индивидуально | Выразительно читать. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания |
VI. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Прочитать один из рассказов об Алисе (по выбору учащихся). Переписать сочинение, по желанию красочно оформить работу. Подготовиться к обобщающему уроку по теме «Страна Фантазия» | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |