Рисование геометрических тел, плоских фигур

Теоретический материал

Материалы и приемы рисования

Одним из видов изобразительного искусства, в котором изображение дается в виде рисунка является графика.

Графика (от греческого grapho - пишу) более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным ее графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами.

Графика делится на несколько видов: станковую, книжную, плакатную, газетно-журнальную, прикладную.

Элементы рисунка - это линии, штрихи, пятна, из которых складываются изображения.

Для создания выразительных рисунков, можно использовать такие графические материалы как: графитный карандаш, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, гуашь, акварель, пастель, уголь, сангина, соус.

Карандаш - графитный стержень в оправе, используется для проведения линий различной толщины, применяется для тушевки и штриховки.

Специфические особенности:

· 1. Цветной карандаш обладает прозрачностью цвета.

· 2. Сложность и тонкость цвета достигается путём наложения нескольких цветов.

· 3. Рисунок цветным карандашом выполняется на бумаге небольшого формата.

Фломастер - инструмент для рисования в виде пластмассового резервуара с наконечником из пористого материала - фетра, тефлона различной толщины, по которому наполнитель -краситель на спиртовой основе - свободно стекает и оставляет плотный, быстросохнущий след на бумаге, картоне, стекле, дереве.

Правила рисования фломастерами:

· Тонкая линия - рисование ребром фломастера.

· Изображение средней толщины - рисование узкой стороной.

· Толстый, жирный штрих - рисование широкой стороной, держа фломастер под наклоном.

Фломастер плотным пятном ложится на поверхность листа, и крайне сложно затем исправлять неточности рисунка. Поэтому рисовальные движения должны быть чёткими, уверенными.

Техника:

1. Рисование фломастерами и водой. На закрытый фломастерами лист бумаги наносятся, разбрызгивая, капли воды. Вода разъедает красящий элемент фломастеров, оставляя выбеленные участки.

2. Рисование фломастерами и цветными карандашами. Комбинация цветных карандашей с фломастерами.

3. Рисование фломастерами и тушью позволяет обобщать цветовые пятна с акцентом на фломастеры.

Фломастеры можно использовать и в комбинации с другими материалами - акварелью, пищевыми красителями, но изображение будет похожим на предыдущую технику.

Гуашь - непрозрачные акварельные краски. Гуашь обладает хорошим кроющим свойством.

Акварель - водяные краски. Основное свойство - прозрачность, это необходимо учитывать при наложении одного цвета на другой.

Восковые мелки - легко ложатся на шероховатую бумагу, дают мягкие очертания. Фон, выполненный мелками, делает рисунок выразительным. Воск безопасен для здоровья, легко стирается практически с любой поверхности.

Пастель - мягкие цветные карандаши. Может использоваться в соединении с карандашами, иногда с акварелью, она создает основной тон. Возможно использование мокрым способом.

В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета. Существует 2 основных вида сухой пастели: твердая и мягкая. Мягкие пастели подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются и прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Уголь - прессованный уголь, хорошо применяем для первоначальных набросков. Его основное свойство - бархатистость.

Уголь - сухой графический материал. Поэтому он плохо удерживается на бумаге и легко стирается резинкой, растушевывается пальцами, что облегчает работу: дети с легкостью могут исправить свой рисунок. Однако свойство это создает определенные сложности: рисуя углем, ребенок часто задевает верхний слой работы, смазывая весь рисунок. Что бы сохранить рисунок, по окончанию работы его закрепляют с помощью специального аэрозоля.

Сангина - карандаш без оправы.

Специфика работы с сангиной можно в двух манерах: карандашной и живописной, а также сочетая их. В первом случае мелок сангины используют как карандаш, моделируя формы штрихом, линией, боковой поверхностью мелка или растушевкой. При живописном способе исполнения порошкообразную сангину разводят водой, затем все необходимые плоскости заполняются с помощью кисти. Но этот способ сложный, поэтому в работе с детьми его не применяют.

Соус -это мягкий толстый мелок, сделанный из прессованных красителей с клеем, обернутых в фольгу. Глубокий по тону, с приятной бархатистой поверхностью, он отличается от многих других материалов.

Специфика работы с соусом. Чаще всего соус применяется в мокром виде. Прежде, чем начать рисунок, необходимо подобрать бумагу. Она не должна быть крупнозернистой, достаточно плотной, что бы выдержать неоднократные размывки водой. Прежде чем приступить к работе, следует предварительно на лист бумаги легко нанести карандашом будущее изображение. Затем, разводя соус в воде, соответствующими кистями проложить большие плоскости, стараясь максимально точно взять тональные отношения. Соус, высыхая, фиксируется на бумаге, но остается в то же время глубоким и приятным по тону.

Таким образом, существует несколько видов графического материала. К ним относятся: карандаш, фломастер, восковые мелки, гуашь, акварель, уголь, сангина и соус. И каждый материал имеет свою специфику.

Рисование геометрических тел, плоских фигур

Рисунок 1.

Любая форма состоит из плоских фигур: прямоугольников, треугольников, ромбов, трапеций и других многоугольников, которые отграничивают ее от окружающего пространства. Задача заключается в том, чтобы правильно понять, как эти поверхности сочетаются между собой, образуя форму. Плоские геометрические фигуры служат основой понимания конструктивного построения объемных тел. Так, например, квадрат дает представление о построении куба, прямоугольник - о построении призмы параллелепипеда, треугольник - пирамиды, трапеция - усеченного конуса, круг представляется шаром, цилиндром и конусом, а эллипсовидные фигуры - шарообразными (яйцевидными) формами (рис.1).

Все предметы имеют объемно-пространственные характеристики: высоту, длину и ширину. Для определения и изображения их на плоскости пользуются точками и линиями. Точками определяются характерные узлы конструкции предметов, ими устанавливается взаимное пространственное расположение узлов, характеризующее конструкцию формы в целом. Линия является одним из основных изобразительных средств. Линиями обозначают контуры предметов, образующие их форму. Ими обозначают высоту, длину, ширину, конструктивные оси, вспомогательные, определяющие пространства линии, линии построения и многое другое.

Для основательного изучения геометрические формы лучше всего следует рассматривать в виде прозрачных каркасных моделей. Поворачивая изготовленную бумажную модель под разными углами к источнику света, можно проследить за закономерностями света и тени. При этом следует обратить внимание на изменение пропорциональных отношений частей предмета, а также на перспективное сокращение форм. Приближая и отдаляя модель от источника света, можно увидеть, как меняется контрастность освещения на предмете. Так, например, при приближении к источнику света свет и тень на форме приобретают наибольшую контрастность, а по мере удаления становятся менее контрастными. Причем, близлежащие углы и грани будут наиболее контрастными, а углы и грани, находящиеся в пространственной глубине,- менее контрастными.

Рисование куба

Куб является одним из самых простых геометрических тел. Чтобы лучше понять геометрическую форму куба, его пространственную конструктивную схему (структуру), рассмотрим каркас куба. Это дает возможность ясно представить объемно-пространственную характеристику его формы, позволяет видеть его конструктивные узлы - точки, невидимые на обычных телах.

Рисунок 2

Куб характеризуется восемью точками на углах и двенадцатью линиями ребер. Соотношения сторон куба составляют пропорцию 1:1:1.

Рисунок 3

Рассмотрим последовательность выполнения рисунка куба (рис.3).

1. Рисунок начинают с композиционного размещения предмета на листе. Изображение намечают легкими линиями с боков, сверху и снизу. С учетом ракурса, пропорции и перспективы находят и определяют основные конструктивные точки вершин углов куба.
2. С учетом перспективных сокращений по конструктивным точкам вершин углов намечают общую форму конструкции куба.
3. Уточняют пропорции и перспективное построение объемно-пространственной формы куба. Определяют границы собственной и падающей теней.
4. С помощью светотональных отношений выявляют объемную форму куба. Наносят собственные и падающие тени. Определяют фон.
5. Полная тональная проработка формы. Работа светотональными отношениями: свет, тень, полутень и рефлекс.
6. Подведение итогов. Проверка и обобщение рисунка (цельность).

Рис. 4. Перспективное построение куба

 

2. Практическая часть (выполнение графической работы)- в рабочей тетради

!!! карандашом от руки (без линейки)

Задание:

1.выполнить от руки карандашом Рисунок 3;

2. записать конспект последовательности рисования куба.

 

 

Вопросы для самопроверки (устно):

1. Материалы для рисования.

2. Приемы рисования.

Практическое задание необходимо отправить на электронную почту до 12.00-08.05.2020г. shatalova72@inbox.ru или WhatsApp //Viber.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: