Дисциплина: «Теория и методика ознакомления детей с природой»
Бутвина О.Ю.
Апреля, время: 11.00-12.00
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Методика ознакомления детей с природой»
Тема занятия: Содержание и формы работы по ознакомлению с природой на прогулках.
Цель занятия: учить студентов проводить прогулки с использованием разнообразных форм организации детей.
Количество часов: 4
Содержание работы:
Задание:
- выявить время и место работы по ознакомлению с природой во время прогулки в разных возрастных группах;
- выявить особенности организации детей разных возрастных групп.
Составить план-конспект «Организация наблюдения во время прогулки»;
Составить план-конспект «Организация труда»;
Составить план-конспект «Игра с природным материалом»
Методические указания по выполнению:
Обратить внимание на время и место работы по ознакомлению детей с природой в структуре прогулки в сочетании с другими вилами деятельности; определить содержание деятельности детей (навыки, умения, используемые знания); определить формы организации деятельности (фронтальные, подгруппами, индивидуальные); отметить приемы руководства деятельностью детей (приемы привлечения детей к деятельности, приемы руководства ходом деятельности, оценка результатов деятельности; проявление детей в ходе деятельности (как приняли задание, проявляли ли интерес, каковы результаты выполнения заданий).
|
|
План-конспекты представить для обсуждения и оценки другому студенту.
Литература:
1. От осени до лета. Детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах. Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей. /Составитель Л.А.Владимирская. – Волгоград, 2002.
2. Л.П.Молодова. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, 1996.
3. Т.М.Бондаренко. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2004.
4. С.Н.Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 2004.
Дисциплина: «Теория и методика ознакомления детей с природой»
Бутвина О.Ю.
Апреля, время: 9.30-10.30
Лекция на тему: «Формы организации работы с дошкольниками»
Вопросы:
1. Занятия
2. Экскурсии в природу
3. Экологическое воспитание в повседневной жизни
4. Праздники и развлечения.
Вопрос 1. Экологические занятия несут очень важную функцию формирования знаний о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей, имеют дидактическую цель и четкую структуру. Из курса дошкольной педагогики вы знаете, что в конспекте занятия должны быть отражены:
- название темы и область природоведческих знаний;
- программное содержание, где должны быть конкретно сформулированы воспитательно-образовательные и развивающие задачи;
|
|
- материал занятия и форма его организации;
- ход занятия, где последовательно описаны все части занятия, разные виды деятельности и т.д.
Можно выделить несколько типов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, ходом организации, логикой построения и т.д.
Первично-ознакомительные занятия. Проводятся во всех возрастных группах. Как правило, это рассматривание картин и беседа, чтение литературы, рассматривание иллюстраций. В занятиях этого типа большое место уделяется словесным методам.
Обобщающий тип занятий. Знания, полученные в младшей и средней возрастных группах о явлениях, животных, растительных организмов, позволяют в старшей группе сформировать обобщенные представления о природе. В подобного рода занятиях основной целью является выделение ряда значимых признаков (существенных и характерных) и на их основе сформировать обобщенной представление. Формирование обобщенных представлений происходит в процессе специальной беседы, где особенно важна система продуманных вопросов. Примером может служить формирование обобщенного представления у детей о домашних животных:
- живут вместе с человеком;
- не боятся человека;
- приносят пользу человеку;
- забота человека о животных;
- могут погибнуть в естественных природных условиях.
Обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей, где требуются такие умственные операции, как сравнения, сопоставления, анализ, выводы и т.д.
Комплексные занятия. В рамках одной темы решаются разные задачи и строятся эти занятия на разных видах деятельности. Это занятие может состоять из трех частей (занятие о сезонных явлениях природы): в первой части уточняются обобщенные представления старших дошкольников о сезоне, выделяя его характерные признаки и особенности. Вторая часть предполагает рассматривание выставки репродукций картин знаменитых художников. Третья часть включает художественное творчество детей, рисуя пейзажи, делая аппликации и т.д.
Комплексные занятия организуются на разные темы. Придумайте их. Это творческое дело воспитателя.
На любом из этих занятий широко представлен должен быть представлен наглядный материал, модели и т.д.
Вопрос 2. Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Это сложная и трудоемкая форма обучения. Проводятся в средней, старшей и подготовительной группах. По содержанию они делятся на два вида: познавательные (в парк, на реку, луг) и ознакомление с трудом взрослых (в поле, огород, ферму и т.д. Экскурсии проводят в одни и те же места в разное время года, чтобы показать детям сезонные изменения в природе. Очень важна тщательная подготовка воспитателя к экскурсии. Учитываются отбор программного содержания, особенности местности, цель и задачи. Продолжительность пути в одну сторону для средней группы не более 30 мин., в старшей – не более 40-50 мин. Заранее воспитателем намечается место, осматривается, определяются нужные объекты и содержание и объем знаний, которые дети должны получить в процессе экскурсии.
Природоведческая экскурсия включает в себя вводную часть, коллективное наблюдение, сбор природоведческого материала, игры детей. Важное место отводится вопросам заданиям.
Экскурсии на сельскохозяйственные объекты позволяют показать детям, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и животных. Дети знакомятся с основными трудовыми операциями. Такая экскурсия также включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, беседу со взрослым,. Впечатления об экскурсии обобщаются детьми.
|
|
Проводятся также и обобщающие экскурсии в старшей группе детей.
Можно проводить и виртуальные экскурсии, которые позволяют знакомиться детям с объектами природы, которые недоступны им. В подготовке виртуальной экскурсии существуют следующие этапы:
1. Начальный этап.
- Подбор литературы и ее изучение.
- Определяются тема, цели и задачи виртуальной экскурсии.
- Отбор и изучение объектов экскурсии, определение источников экскурсионного материала.
- Отбор фото и видео материалов, иллюстраций природоведческого характера в интернете, во время экскурсий в природу, библиотеках.
- На основе видеоряда составляется маршрут экскурсий. Чтобы максимально раскрыть выбранную тему нужно видеоряд материала представить последовательно. Организация показа виртуальной экскурсии должна быть представлена в логической последовательности.(Например: наименование объекта; местонахождение объекта; описание объекта; фотография; охрана объекта.)
- Подготовка текста экскурсии. Текст должен быть кратким, четко сформулированным, с необходимым количеством дидактического материала, литературным языком.
-Определить технику ведения виртуальной экскурсии.
2. Основной этап.
Начинать экскурсию следует со вступительной беседы с детьми. Активизировать деятельность детей во время экскурсии позволят использование проблемных вопросов ребятам по теме и содержанию.
Например: «какие деревья можно встретить в Крымском лесу?», «Какие виды дельфинов водятся в Черном море?», «Какое самое крупное животное в Крыму вы знаете?» и т.д. [37].
Показ экскурсии можно провести разными способами:
- видео-путешествие на волшебную полянку;
- видео-экскурсия с ребенком и его членами семьи;
- фото-путешествие с любимым героем.
Видео-экскурсия — это видеозапись просматривая которую можно совершить виртуальную экскурсию по какому либо месту.
3. Заключительный этап.
Заканчивают экскурсию итоговой беседой, обобщение с детьми увиденного и услышанного, ребята обмениваются впечатлениями.
|
|
После проведенной экскурсии детям могут быть даны творческие задания: чтение стихотворений, составление рассказа, разгадывание загадок и др. Как вариант творческих заданий воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих подводных обитателей водоемов, зверей обитающих в Крыму и т.д. Проводятся так же викторины, игры, конкурсы, соревнования.
Выделяют такие формы проведения виртуальных экскурсий:
1. Видео-экскурсии («Подводный мир», «Бухта Ласпи», «Первоцветы», «Никитский Ботанический сад», «Животный мир», «Достопримечательности Крыма», «Фауна Черного моря» и т.д.);
2. Мультимедийные презентации («Дикие животные», «Комнатные растения», «Лесные растения», «Крымские горы», «Набережная Севастополя» и т.д);
3. Интерактивное общение с помощью программ Skype, Viber и WhatsApp позволяет расширить возможности по разработке и проведения различных мероприятий. У детей имеется возможность осуществлять виртуальную экскурсию на Мангуп - Кале - средневековый город-крепость, в Успенский монастырь, Ласточкино гнездо и др.
С помощью технических средств дети могут смотреть кинофильмы, мультфильмы: («Мир природы», «На лесной тропе» (1975), «Бабочка» (1981), «Сказка о белой льдинке» (1974), «Клад» (1984), «Лунтик», «Смешарики» и т. д.) С помощью телевизора смотреть телепередачи: («Телемышка», «Это мой дом», «Чудо Путешествия», «АБВГДейка» и т.д). На магнитофоне дети могут слушать: («Шум дождя», «Пение птиц», «Журчание ручья» и т.д). С помощью фотоаппарата дети с воспитателем могут делать снимки природы, животных, птиц и т.д., а так же снимать их на видеокамеру.
Используя виртуальные экскурсии, дети получают знания о природе, проявляют любознательность, заинтересованность, соблюдают правила поведения на занятии. Регулярное использование такого вида экскурсий в дошкольном учреждении, сочетая их с традиционными методами, позволяет сделать учебный процесс наиболее качественным и эффективным. Компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями позволяет передать яркость, большое количество иллюстрируемого материала, используя звуковые импровизации и показ видеозаписей.
Вопрос 3. Прежде всего, это прогулки, которые широко используются для экологического воспитания детей. Детей знакомят с повседневными изменениями в природе, ведутся индивидуальные наблюдения, где приучают детей замечать новое, привлекая имеющийся опыт. Начиная с младшей группы, проводятся целевые прогулки, они кратковременны и решают небольшой объем задач.
Вопрос 4. Очень велико их значение. Важно в таких праздниках и развлечениях не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр и отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
Продумайте сценарий развлечения или праздника на природоведческую тему.
Литература:
С.Н.Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников.- М: «Академия», 2012.
Т.А.Серебрякова. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста.- М.: «Академия»,2013.
Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников/под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. –СПб: «Акцидент», 1998.