Год – 3 «Б» класс
Предмет: рисунок, 3 часа
Тема: «Изображение человека в интерьере» (завершение работы)
Цели и задачи урока:
1. Обучить приемам изображения фигуры человека в интерьере.
2. Закрепить знания пропорции фигуры человека.
3. Совершенствовать умения в изображении фигуры человека в разных ракурсах.
4. Развивать композиционное мышление, образное воображение, логическое мышление.
5. Познакомить учащихся с художественными приемами выполнения наброска.
6. Научить анализировать пропорции анатомического строения тела человека.
7. Воспитывать любовь к изобразительному искусству
План занятия
1. Организация внимания обучающегося на теме урока.
2. Объяснение нового материала, целей и задач урока.
3. Педагогический рисунок с поэтапным пояснением ведения работы.
4. Практическая работа учащихся (с поэтапным консультированием и корректировкой работы в процессе ее выполнения).
5. Обсуждение работ, анализ и оценивание достигнутых результатов.
6. Задание на дом.
Ход занятия
Объяснение темы:
Выполнять светотеневой рисунок мы начали на ранних стадиях работы. К рисунку нельзя подходить с чертежных позиций, изобразив сначала контур, а затем его затушевывать. Но все же на ранних стадиях была работа лишь над общей формой. Теперь необходимо перейти к прорисовке деталей фигуры. Моделируя выбранный участок фигуры, не нужно забывать о найденных ранее тоновых отношениях. Просто более внимательно всматривайтесь в натуру и рисуйте на основе тех знаний анатомии, которые получили ранее.
1. Работать следует остро заточенным карандашом, главным образом на переходах между тенью и светом. В рисунке необходимо четко проследить свет, полусвет, полутень, тень и рефлекс. Помните, что ярко освещенный гипс засвечивается. Поэтому свет прорабатывается мягко и очень осторожно. Тень и рефлекс также штрихуются мягко, иначе резкие пятна тона и резкие штрихи будут выворачивать форму. И только активно проработанные полутени смогут точно характеризовать форму.
2. Нельзя просто тушевать рисунок. Надо разбивать натуру и изображение на планы, которые обращены к рисующему под различными углами. Увидеть и изобразить грани этих планов — важная задача рисовальщика. С их помощью можно легко повернуть форму в пространстве и достигнуть трехмерности в рисунке.
Особо тщательно прорабатывают голову, кисти рук, ступни, коленные и локтевые суставы. В то же время, работая над деталями, нельзя забывать об уточнении в рисунке общей формы. Мышцы нельзя рисовать изолированно, не увязывая их между собой. Выдающийся русский художник-педагог П.П. Чистяков писал: «Связь фигуры есть самая наитруднейшая часть рисунка. Характер фигуры требует талантливого и чрезвычайно внимательного срисовывания видимого. Связь же требует, во-первых, одушевления, неторопливости, больших знаний анатомии и в то же время сноровки и сверх всего этого необыкновенного чутья или таланта. Нужно, чтобы фигура была выражена во всех частях своих правильно!..»
3. Главная задача рисующего — все-таки изобразить фигуру человека в целом. Поэтому, заканчивая рисунок, нужно чаще смотреть на него издали, чтобы, сравнивая изображенное с натурой, увидеть ошибки и суметь исправить их.
4. Последняя стадия работы — обобщение. Часто после проработки деталей в рисунке появляется тональная пестрота, дробность формы. Устраняя недостатки, следует обращать внимание на то, чтобы отдельные места фигуры не превращались в «дыры» или не вырывались вперед. Обязательно нужно проверить совпадение самого темного и самого светлого мест в натуре и рисунке. Вспомните о тональном масштабе, посмотрите касания фигуры с фоном, тоновые отношения, взятые на фигуре и фоне.
5. Заканчивая рисунок, помните, что следует подчинить детали фигуры ее основному движению (позе), а также уточнить пространственные планы. При всем многообразии задач, изображая фигуру человека, рисующий должен акцентировать внимание на нахождении точных пропорций, характере формы и конструктивной слаженности человеческого тела.
Приведенное деление на этапы — условно. В силу своих индивидуальных качеств, знаний предмета, практического опыта рисующий выбирает свой путь. Рекомендуемые в данном учебном пособии стадии работы и советы, основанные на личном опыте автора, предостерегают начинающих рисовальщиков от скатывания в болото любительщины. Только профессиональный подход к делу гарантирует успех.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.