Особое место в театре занимает музыка

            Помогает ярче раскрыть идею пьесы

• Показывает характеры действующих лиц

• Красочно обрисовывает эпоху, в которой происходит действие

•  Создает эмоциональную атмосферу в спектакле

• Иногда музыку к спектаклю специально заказывают композитору.

• Нередко, музыка, написанная для определенного спектакля, в последствии становится отдельным концертным произведением.

• Среди таких сочинений музыка П.Чайковского к пьесе Островского «Снегурочка», Бетховена – к «Эгмонту» Гете, Грига – к «Пер Гюнту» Ибсена и многие другие.

 

Эдвард Григ. Сюита "Пер Гюнт"

Сюита – это музыкальное произведение, состоящее из нескольких контрастных по характеру частей.

 

Великий норвежский композитор Эдвард Григ жил в конце XIX века.

В 1875 году крупнейший норвежский драматург Генрик Ибсен предложил Григу написать музыку к театральной постановке пьесы «Пер Гюнт».
Есть такой жанр — прикладная музыка. Вы слышали прикладную музыку в любом фильме или театральном спектакле (не музыкальном). Она лишь аккомпанирует действию и часто не имеет самостоятельного значения. Вот такого типа музыку и заказал Григу Ибсен.
Когда великий музыкант берётся за сочинение прикладной, «второстепенной» музыки, она нередко выходит за рамки простого аккомпанемента и становится самостоятельным художественным произведением. Так и случилось с музыкой Грига.
Ибсен использовал в пьесе целый ряд старинных норвежских легенд и сказок. Её герой, деревенский парень Пер Гюнт, озорной и легкомысленный мечтатель и фантазёр, попадает к злым троллям, которые внушают ему своё жизненное правило: «будь всегда доволен самим собой». За дурные поступки односельчане прогоняют Пера из деревни, и он отправляется путешествовать. Перед отъездом он прощается с матерью, старой Озе, которая умирает у него на руках. В деревне остаётся девушка Сольвейг, которая любит Пера и будет ждать его всю жизнь.


Сорок лет странствует Пер по разным странам. Был он и в Америке, и в Китае, и в Африке. Несколько раз наживал он нечестным путём огромное богатство, но к концу жизни всё растерял. Бедным, несчастным стариком возвращается он на родину. Приготовившись бесславно умереть, он встречает Сольвейг, которая всё ему прощает. Всё лучшее, что когда-то было в душе Пера, Сольвейг сохранила в своём сердце.
В пьесе Ибсена много сатиры, он жестоко высмеивает худшие стороны жизни. Но это мало интересовало Грига. Я вижу другого Пера. Самим собой он остался в сердце Сольвейг, и таким я хочу сохранить его в своей музыке, — писал Григ Ибсену.
После премьеры спектакля в 1876 году музыка Грига так полюбилась публике, что он составил из неё две сюиты для концертного исполнения. Из 23 номеров музыки к спектаклю в сюиты вошло 8 пьес.
И музыка к спектаклю, и сюиты написаны для симфонического оркестра. Потом композитор сделал переложение обеих сюит для фортепиано.
Первая сюита состоит из четырёх частей: «Утро», «Смерть Озе» Танец Анитры, «В пещере горного короля».

  "Утро" в спектакле - это вступление к IV действию, которое происходит в Африке. Но нам представляется северное, норвежское утро. В пьесе эта музыка звучит как воспоминание Пера о своей далёкой родине.
Спокойная, безмятежная мелодия напоминает простой пастуший наигрыш. Одна и та же фраза чередуется у флейты и гобоя в разных октавах, как будто перекликаются на большом расстоянии два пастушеских рожка.

«Смерть Озе» Это один из самых ярких образцов скорбной, траурной музыки.

Озе – мама Пер Гюнта. Сын примчался к ней из далёких краёв, чтобы быть рядом с ней в последние минуты жизни. Это она научила его в детстве выдумывать причудливые сказки. Теперь он расскажет её последнюю сказку, умчит её в горы, в облака на волшебном коне. Он не даст ей думать о смерти. И правда, слушая сына, Озе незаметно, словно засыпая, умирает.

  Танец Анитры, В своих путешествиях Пер Гюнт попадал в самые разные страны. Вот танцует перед ним свой лёгкий танец арабская девушка Анитра.

 «В пещере горного короля». Во время скитаний попал Пер Гюнт в царство властителя гор. Цепочкой тянутся в пещеру горного короля тролли, причудливые существа, гномы. Это свита короля и его гости. Зачем Перу люди с их великими делами? Он хочет жить среди этих волшебных существ.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=28&v=dyM2AnA96yE&feature=emb_logo

(«Утро», «Смерть Озе» Танец Анитры, «В пещере горного короля».Части звучать друг за другом.)

 

 

  Пер Гюнт скитается по свету, а в это время его терпеливо ждёт девушка с лучистыми глазами и золотой косой – Сольвейг.(Вторая сюита, №4) Ждёт и верит, что всё хорошее, что есть в душе Пера, победит, и он возвратится на родину к ней. И он вернулся, измученный бесцельными скитаниями, старый Пер Гюнт. Доброй колыбельной песней успокаивает его Сольвейг. https://www.youtube.com/watch?v=f1ZhpzMrp8w    «Песня Сольвейг»

 

Вторая сюита тоже состоит из четырёх частей: «Жалоба Ингрид», Арабский танец, «Возвращение Пера Гюнта» и Песня Сольвейг.

В сюите Песня Сольвейг звучит как оркестровая пьеса, хотя в спектакле она существует как песня, со словами. Эта музыка неоднократно проходит в спектакле в разных вариантах. Образ верной, любящей Сольвейг был особенно дорог Григу в драме Ибсена. Тема её песни становится лейтмотивом музыки к спектаклю.
Лейтмотив — короткая музыкальная фраза, неоднократно повторяющаяся и выражающая определённый образ или определённое событие.
Пожалуй, это, наверное, единственная из моих песен, где можно обнаружить прямое подражание народной мелодии, — писал Григ о Песне Сольвейг.
Музыка запева печальна, но спокойна и светла. Сольвейг грустит, но любовь её безгранична, она верит, что дождётся Пера. В этой простой песне снова проявилась неисчерпаемая гармоническая фантазия Грига.

 

Домашнее задание (письменно):














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: