Ботаническая иллюстрация
Как целостная система знаний о растениях ботаника оформилась к XVII—XVIII векам, хотя многие сведения о растениях были известны и первобытному человеку, так как жизнь его была связана с полезными, главным образом пищевыми, лекарственными и ядовитыми растениями.
Первыми книгами, в которых растения описывались не только в связи с их полезностью, были произведения греческих и других учёных-натуралистов. Занимаясь растениями как частью природы, философы античного мира пытались определить их сущность и систематизировать их.
Наиболее древними считаются сохранившиеся ботанические изображения 275 сирийских растений, высеченных в камне на стенах храма Тутмоса III в Египте после его победоносного возвращения из Сирии и датируются 1450 г. до н. э.
Сохранилась и старейшая копия альбома ботанических иллюстраций, известная под названием "Венский Диоскорид" - манускрипт VI в., копия работы натуралиста античности Диоскорида De materia medica (О лекарственных веществах), хранящаяся в Венской национальной библиотеке.
В ХV в. появляется профессия ботанического иллюстратора, что было вызвано развитием естественных наук, необходимостью систематизации накопленных сведений и создания монографий.
Ранние фармакопеи зачастую включали и изображения растений. Живописцы эпохи Возрождения изучали живые растения и стремились изображать их максимально реалистично.
Одним из них - самым известным был Альбрехт Дюрер.
Родиной ботанической иллюстрации принято считать Германию, где в ХVI в. творили такие мастера ботанической иллюстрации, как Отто Брюнфельс и Леонхарт Фукс. Они опубликовали два лучших и наиболее реалистичных гербария.
Для книги Брюнфельса "Изображение растений" были использованы оригинальные акварельные рисунки Ганса Вейдица, с которых позднее были сделаны гравюры.
В Италии в конце ХVI в. работает замечательный художник Джакопо Лигоцци, работы которого можно сравнить разве что с произведениями таких известных художников, как Георг Эрет и братья Бауэр, которые появятся лишь спустя два столетия.
Автором наиболее совершенных рисунков фрагментов растений считается живший в ХVI в. швейцарец Конрад Геснер. Многочисленные наброски Геснера стали эскизами для иллюстраций его книги Enchiridion historiae plantarum.
Ботаническая иллюстрация может включать в себя - общий вид растения, цветок, цветок в разрезе.
Всю анатомию цветка: пестики, тычинки, лепестки чашелистики и т.п.
А также плоды или семена, плоды или семена в разрезе. Листья весной, летом и осенью, корневища, грибы, грибницы. Деревья общий вид с формой кроны, кору, строение веток.
И, конечно, подписи каждой части иллюстрации под номерами.
Ботаническая живопись – это композиция из одного или нескольких видов растений, скомпонованная в эстетически привлекательное изображение. Современная ботаническая живопись часто сводится к очень реалистичному изображению растения.
Ботаническая зарисовка — это подробное и быстрое изображение растения или части растения со всеми подробностями, чтобы впоследствии использовать для ботанической живописи или иллюстрации.
В ботанической живописи принято изображать объем и тени более темным оттенком одного цвета.
В отличие от академической живописи у желтого цветка или яблока тут не будет голубых или фиолетовых теней.
Мы меньше внимания уделяем рефлексам и отсветам.
Больше – строению и объему.
Чтобы написать тени мы просто берем тот же цвет гуще и плотнее. В ботанической живописи используется ограниченное число оттенков, но большее внимание уделяется форме и строению частей растения.
Этапы работы в ботанической живописи или зарисовке:
Нарисовать рисунок карандашом твердости HB или акварельным карандашом, возможно изменения масштаба укрупнение элементов.
Работа с каждым элементом растения поэтапно.
Смачиваем отдельный элемент чистой водой или наносим подложку светлой краской.
Заливаем элемент по сырому цветом.
Там, где цвет должен быть темнее – кладем краску гуще.
Выбираем отжатой кистью светлые места и просушиваем.
Утемняем там, где нужно с помощью лессировок нанесение поэтапно насколько слоев краски и штриховки.
Обрабатываем край (утемняем или размываем).
Рисуем прожилки.
Смотрим на растение в целом, какие-то детали прорабатываем, на заднем плане элементы растения можно размыть.
Материалы
Бумага для ботанической живописи должна иметь не слишком фактурную поверхность, чтобы живопись ложилась плавно и гладко. Лучше если это будет 100% хлопок 300 гр. Canson Fontenay, Sanders Waterford и Bockinford.
Кисти
Важнее всего выбрать маленькую кисть для прописи деталей. Колонковые и синтетические кисти № 1-2 они упругие и хорошо держат краску. У них должен быть очень острый кончик. Еще нужна пара беличьих кистей среднего размера для заливки лепестков и листьев.
Краски
Многие ботанические художники предпочитают импортные краски в тюбиках, потому что они «сочнее» и не портят кисти. Но для начала вполне подойдет набор от фабрики „Белые Ночи“.