Дидактические игры по русскому языку для младших школьников «Хитрые буквы»
Игра «Буква заблудилась»
Цель: учить различать на слух и при письме согласные звуки и буквы, развивать внимание, остроумие, находчивость.
Описание: внимательно читать все слова и, где прозвучит ошибка, произнести правильное слово.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Закричал охотник: «Ой!
Д вери гонятся за мной!».
На виду у детворы
Кры с у красят маляры.
Куклу выбросив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый л ук
С длинными усами!
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался д ом.
Посмотрите-ка, ребятки:
Р аки выросли на грядке!
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно в рачей.
Мы собирали васильки –
На головах у нас щ енки.
Старый дедушка Пахом
На ко з е скакал верхом.
Жучка бу д ку не доела:
Неохота, надоело.
На пожелтевшую листву
Роняет ле в свою листву.
Мама с б очками пошла
По дороге вдоль села.
Миша дров не напилил,
Печку к епками топил.
Синеет море перед нами,
Летают м айки над волнами.
Игра «Поиграем в слова»
Цель: расширять словарный запас и речь учащихся, их представление о богатстве родного языка, о возможности составления (складывания) множества слов из одного и того же слова.
1. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые слова:
2. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые
Игра «Соберите слова»
Задание: соедините слова столбиков так, чтобы появились новые слова.
1 | Сено | овод | = | Сено-вал |
2 | Банк | рот | = | |
3 | Стол | ежи | = | |
4 | Зал | глас | = | |
5 | Свет | ода | = | |
6 | Яр | вал | = | |
7 | Воз | очки | = | |
8 | Газ | елка | = | |
9 | Гриб | марка | = | |
10 | Хор | он | = | |
11 | Чувство | яр | = | |
12 | Бор | = |
Игра «Найдите числительные»
Задание: прочитайте забавные стихотворения Ванды Хотомской. Укажите числительные: сколько их, в каких словах встречаются?
ТРИ
Есть у нас три сес три цы.
Вы не знаете их?
Как бы мне ухи три ться
Рассказать о троих.
У одной, что в С три жове,
Над окошком жил с три ж.
С три чь она мастерица –
Приходи к ней, малыш!
У другой, что в Ус три цах,
Никаких ус три ц нет,
Но зато осе три ну
Подают на обед!
А у третьей, в Быс три це,
Быс три на на реке,
И резвятся три тоны
По ночам на песке.
СТО
У про сто го сторожа –
Не про сто рный дом:
Ча сто в нем стоножка
Бродит под сто лом.
Дорожит сто ножка
Чи сто тою ног
И сто личной ваксой
Чистит сто сапог.
Вме сто двух непросто
Вычистить все сто,
Сразу сто лько обуви
Не носил никто!
У про сто й сто ножки
Сто ит постоять,
Можно у сто ножки
Опыт перенять!
Перевод Л. Кондратенко
Игра «Кто больше составит слов?»
Цели: расширить словарный запас, развивать наблюдательность, внимательность, мышление.
- Ребята! Помогите мне прочесть слова, которые были составлены. Я догадываюсь, что здесь была лиса, она своим пушистым хвостом вильнула и все слова перепутала. Недаром в народе говорят про лису: «Хвостом виляет, все следы заметает».
В этой игре выигрывает тот, кто больше составит слов.
(Слова: окунь, кот, кит, кино, окно, нота и др.)