Посмотреть презентацию «Вводные слова, сочетания и предложения», изучить конспект и выполнить задание и тест

Ход урока

Вводные конструкции – это инородные слова,

внутренне чуждые приютившему их предложению.

А.М. Пешковский

Вводные слова – это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.

Вводные слова не связаны в предложении с другими словами. Они не являются членами предложения (рис. 1).

Рис. 1. Графическое обозначение вводных конструкций Пример вводного слова:

Инопланетяне, видимо, сегодня не прилетят.

Пример вводного сочетания:

Инопланетяне, по всей видимости, сегодня не прилетят.

Пример вводного предложения:

Инопланетяне, как говорили, должны были прилететь сегодня.

Поскольку и вводные слова, и вводные сочетания, и вводные предложения выполняют в предложении одинаковые функции, для их обозначения мы будем использовать объединяющий термин «вводные конструкции». Вводные конструкции служат для выражения различного рода оценок содержания предложения. Их значение лишено конкретности, оно имеет отвлеченный характер.

Очевидно, сегодня инопланетяне не прилетят. – слово очевидно выражает значение предположения.

Вводные конструкции не входят в структуру предложения, не являются его частью. Но при устранении вводной конструкции предложение теряет тот оттенок, который она выражала, следовательно, содержание предложения приобретает несколько другой характер.

Инопланетяне, вероятно, полетели в другое место.

При устранении вводной конструкции предложение приобретает категорический характер, но его основное содержание, структура, состав членов предложения и отношения между ними остаются неизменными:

Инопланетяне полетели в другое место.

Вводные конструкции в предложении выделяются интонацией. Они обычно произносятся пониженным тоном и отделяются паузами от членов предложения. Если вводная конструкция включена в середину предложения, то его интонация, так сказать, «размыкается»:

На письме вводные конструкции выделяются запятыми, реже – тире.

Пунктуации в предложениях с вводными конструкциями будет посвящен следующий урок.

Рис. 2. Группы вводных конструкций по значению

Группы вводных конструкций по значению (рис. 2)

1. Вводные конструкции, указывающие на степень достоверности сообщения, оценивают содержание предложения как бесспорное, как предполагаемое или возможное.

Со значением бесспорности употребляются такие вводные конструкции, как бесспорно, конечно, разумеется, без сомнения, без всякого сомнения, факт, само собой и др.

Инопланетяне, действительно, в этот день не прилетели.

Без сомнения, они отправились в какое-то другое место.

Возможность или предположение выражаются вводными конструкциями видимо, кажется, надо полагать, видать, может быть, возможно, пожалуй, по всей вероятности и др.

Может быть, они прилетят завтра? Возможно, мы их все-таки увидим.

2. Вводные конструкции, выражающие эмоциональную оценку сообщения, включают слова, называющие чувства: счастье, радость, огорчение, сожаление, стыд и др. С ними могут сочетаться слова, указывающие на того, кто испытывает чувство, т. е. кому принадлежит эмоциональная оценка содержания: к моему стыду, к его огорчению, на ее счастье и т. д.

В состав таких вводных конструкций могут входить слова, выражающие степень проявления чувства или его оценку:

К сожалению, инопланетяне не прилетели.

К нашему сожалению, инопланетяне не прилетели.

К нашему огромному сожалению, инопланетяне не прилетели.

3. Вводные конструкции, указывающие на источник сообщения, включают слова мнение, предположение, слова и др. С ними могут сочетаться слова, уточняющие, чье это мнение и кому, следовательно, приписывается сообщение:

По-моему, инопланетяне сегодня не прилетят.

По моему мнению, инопланетяне сегодня не прилетят.

По его словам, они улетели в другое место.

4. Вводные конструкции - по правде сказать, признаться, откровенно говоря, попросту говоря и др. оценивают способ выражения мысли.

Между нами говоря, мы не верили, что к нам прилетят инопланетяне.

5. Вводные конструкции бывает, как обычно, как обычно бывает, как правило, случается, как водится, как иногда случается и др. указывают на степень обычности излагаемых фактов:

Инопланетяне, случалось, залетали в наши места, но очень давно.

Вводных конструкций такого типа немного, они указывают на повторяемость, периодичность сообщаемых фактов или, наоборот, на их случайность, единичность: бывает, как обычно, как обычно бывает, как правило, случается, как водится, как иногда случается.

6. Вводные конструкции, обращенные к собеседнику с целью привлечь его внимание, вызвать его отклик на высказывание, отличает наиболее неясное и неопределенное значение. Это конструкции как знаешь, знаете, знаете ли, понимаете, видите ли, изволите видеть (устаревшее), судите сами, согласитесь и др. По своему употреблению такие вводные конструкции похожи на частицы. Их употребление нередко вызвано взволнованностью говорящего или сбивчивостью его мыслей.

Однако, знаете, мы так долго ждали прилета инопланетян, что совершенно замерзли.

7. Вводные конструкции, указывающие на отношения между частями высказывания (могут указывать на следование одних фактов за другими при перечислении): во-первых, во-вторых и т. д.; наконец и др.

Во-первых, инопланетяне прилетают сюда очень редко.

Во-вторых, сегодня не очень хорошая погода.

Вводные конструкции напротив, наоборот, впрочем и др., правда (с оттенком уступительности) указывают на противопоставление содержания предложения предыдущему высказыванию.

Впрочем, мы все равно будем ждать прилета инопланетян.

Правда, в следующий раз постараемся подготовиться получше.

Вводные конструкции следовательно, значит, выходит, стало быть и др. могут показывать, что содержание предложения логически вытекает из предшествующего высказывания как его следствие:

Следовательно, наши шансы увидеть инопланетян сильно увеличатся.

С помощью вводной конструкции может также выражаться вывод, обобщение, заключение (итак, вообще, таким образом и др.)

Итак, будем готовиться и ждать прилета инопланетян.

Вводные конструкции имеют сложную систему значений. Их употребление в речи не только оправданно, но и совершенно необходимо. Однако неумеренное и неуместное использование вводных конструкций (например, скажем, значит, так сказать, к примеру, понимаешь и других) делает речь неблагозвучной, косноязычной, а иногда и непонятной.

Вы все слышали такую речь:

Идем, значит, мы, значит, с сестрой, значит, и видим, значит,

инопланетяне, значит, летят... ТАК НЕЛЬЗЯ!

Домашнее задание

Посмотреть презентацию «Вводные слова, сочетания и предложения», изучить конспект и выполнить задание и тест.

Задание 1
Запишите слова, распределяя их на две группы: 1) слова, которые могут употребляться как вводные; 2) слова, которые не могут быть вводными.


Разумеется, в-третьих, по-видимому, неожиданно, по-дружески, как будто, извините, к удивлению, едва ли, вдруг, следовательно, пожалуйста, ведь, к сожалению, вряд ли, по-моему, откуда-то.

Задание 2

Тест (в некоторых заданиях возможны несколько ответов, БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!)

1.В каких предложениях есть вводные слова (знаки препинания не расставлены)?
а) Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань
б) Что может быть более радостного чем делиться прекрасным!
в) Старуха очевидно рассказывала о горящем сердце Данко.
г) Желание служить людям непременно должно быть потребностью души.

2. Отметьте, в каком предложении слово КАЖЕТСЯ не вводное.
а) Солнце и кажется само небо пряталось за скалами.
б) Пес мой мог бы кажется почуять птицу и под землей.
в) Парусное учение на всей эскадре прошло кажется хорошо.
г) Ей кажется что лес молчит укоризненно, сухо, сердито.

3.В каком предложении нет вводного слова (знаки препинания не расставлены)?
а) Солнце чувствуется уже садится за вершины далёких строений.
б) По синему небу и обилию света чувствуется приближение весны.
в) Книга может быть наиболее сложное и великое чудо.
г) Товарищ почему-то не спал и по-видимому разыскивал меня.

4.Какие из данных утверждений не верны?
а) Вводные конструкции — это слова, словосочетания, предложения, которые употребляются в составе предложения для передачи различных оценок характеристики высказывания.
б) При помощи вводных слов могут передаваться модальная оценка, эмоциональная оценка, указание на обычность-необычность сообщаемого, ссылка на источник сообщения и т. п.
в) Вводные конструкции связаны синтаксически с другими членами предложения.
г) Вводные конструкции могут быть в предложении сказуемым и обстоятельством.

5. Отметьте предложение, в котором неправильно выделено вводное слово.
а) По правде говоря, больше всего мне хотелось сейчас поехать на вокзал и взять билет.
б) Сентябрь был тихий, тёплый и, на счастье, без дождей.
в) Лес поредел, но дождь, как на грех, усилился
г) В воздухе пахло водой, травой – одним словом пахло ранним утром.

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
«Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.
а) 1, 2, 3, 4
б) 1, 2
в) 3, 4
г) 1, 3

7. Какое из данных значений не подходит для вводных слов:
а) различные чувства
б) перечисление фактов
в) степень уверенности
г) источник сообщения или высказывания

8. В каких предложениях выделенные слова являются вводными (знаки препинания не расставлены).
а) Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществлялась так ОЧЕВИДНО.
б) Графиня весьма КСТАТИ воротилась в гостиную.
в) ДЕЙСТВИТЕЛЬНО XIII век — это кризис феодализма во всем мире.
г) ОЧЕВИДНО сторож укрылся от непогоды и теперь спал где-нибудь.
д) На бледном лице ее ДЕЙСТВИТЕЛЬНО потухала редкостная красота.
е) КСТАТИ слой глины в этом месте был гораздо тоньше, чем над всей крышей.

9. В каких предложениях неправильно расставлены знаки препинания?
а) Работа над повестью идёт медленно, и кажется, верно.
б) Почему же, однако, и вымыслу нельзя быть красивым?
в) Тарантас прыгал, визжал и казалось, рыдал.
г) Может быть, и донные снега хранят мой одинокий след.

10. В каких предложениях вводные слова и словосочетания не имеют значения «Призыв к собеседнику».
а) Те, кто привык к утренней гимнастике, не расстаются с ней до конца жизни и, поверьте, не жалеют об этом.
б) После того разговора, веришь ли, я как будто вновь с ним познакомился.
в) Вот и дождик, посмотри-ка, хлынул словно из ведра.
г) Утро было пасмурное, и мы, признаться, встали поздно.

11. Отметьте вводное предложение:
а) во-первых
б) к общей радости
в) как это часто бывает
г) вероятно

12. Какое утверждение является неправильным?
а) Вводные конструкции не являются членами предложения.
б) Вводные конструкции выделяются на письме только запятыми.
в) Вводные слова могут употребляться в качестве самостоятельных предложений.
г) Вводные слова при произнесении выделяются интонацией (паузами и сравнительно быстрым произнесением).

13. В каких предложениях неправильно расставлены знаки препинания?
а) К несчастью, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.
б) Олег усмехнулся, однако, чело и взор омрачилися думой.
в) Впрочем, Софья Николаевна не очень постарела.
г) Тайная канцелярия полтергейстами, как известно, не занималась.
д) Правда, в огне не горит и в воде не тонет.
е) Упражнение, должно быть, выполнено чисто и аккуратно.

14. В каких предложениях есть вводные слова (знаки препинания не расставлены)?
а) Поезд мчит меня к счастью.
б) Он правда в туз из пистолета в пяти саженях попадал.
в) Мы не надеялись более никогда встретиться однако встретились.
г) У нас весна. Солнышко греет. Одним словом жизнь расцветает.

15. В каком предложении слово ПРАВДА вводное?
а) Правда в доме было гораздо холодней, чем на улице.
б) Правда глаза колет.
в) Правда в огне не горит и в воде не тонет.
г) Деньги смогут много, а правда все.

16. Отметьте все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин – типичный молодой дворянин начала ХIХ века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам – автор произведения.
а) 1, 2
б) 1, 3
в) 3, 4
г) 1, 2, 3, 4

17. Отметьте предложения, где вводные слова и словосочетания не имеют значения «Источник сообщения».
а) Расчет, по-моему, был математически точен.
б) Дальние озера, по слухам, настоящая лесная глухомань.
в) Пожар, по расчетам Леонтьева, шел стороной.
г) Вероятно, все это давно исчезло без следа.
д) Мы были, по словам охотника, первыми москвичами, попавшими в эти места за последние десять лет.

18. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?
Звуки музыки из распахнутых окон флигеля лились робко, неуверенно: они (1) словно (2) искали, силились выразить что-то. Вот-вот (3) казалось (4) будет схвачена тема.
а) 1, 2, 3
б) 1, 2
в) 3, 4
г) 1, 3

Критерии:

9 -12 = 3

13 – 16 = 4

17 – 18 = 5

Менее 9 = 2




















































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: