Что значит быть свободным?

 

 

                                                                              Выполнила:

                                                             Студентка 213группы

Симонян Кристина Арменовна

  Проверила:

                                                             Раевская Наталья Юрьевна

 

 

2020

 

Если мы введем слово "свобода" в поисковой строке браузера, мы получим определение: " Свобода — состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно -коммуникативными и индивидуально-родовыми".  Но что, если человек находится в подчиненных условиях, может ли он быть свободным?

В своем произведении "Основы логотерапии" В.Франкл рассказывает нам о тяжелых днях, проведенных в концлагерях во время войны. Он говорит о страшных условиях, в которых узникам приходилось существовать: в Освенциме  "...спало девять человек, прямо на досках...использовали грязную обувь, как подушки...". За  любые пререкания "...бригадиры имели традицию раздавать удары направо и налево"....Пределами мечтаний были простые вещи - хлеб, сигареты и печенье, ведь заключенных кормили ничтожно малыми порциями, заставляя весь день и всю ночь работать на морозе в легкой, никчемной одежде.

Как врач-психиатр, Франкл пытался разобраться в психике человека, понять, что происходит с заключенным и предотвратить некие трагические последствия. Автор выделяет психологические реакции человека, попавшего в подобное место: шок, апатия и состояние после освобождения.

По прибытии в лагерь люди испытали настоящий ужас, когда увидели, как "мусульманин"- больной и изнуренный человек, сразу же направлялся в газовую камеру...Избиения, оскорбления, крики... Смертельных страх овладевал всеми и каждым, однако автор цитирует Лессинга, говоря иными словами о том, что аномальная реакция на аномальную ситуацию - нормальное поведение.

Следующую стадию автор называет "Апатией" или притуплением эмоций. По его словам, именно в этот момент обычно происходит разложение человека как личности, возврат к "...примитивной форме душевной жизни."Пытаясь защититься от окружения, человек становится бесчувственным, чёрствым, видя лишь одну задачу - сохранить себе жизнь.

Но несмотря на примитивность лагерной жизни, духовная жизнь могла стать даже глубже. Все зависело лишь от человека: порой люди с тонкой чувствительностью, привыкшие к напряженной интеллектуальной жизни, могли испытывать сильные страдания, но не теряли свое внутреннее Я благодаря духовной свободе. Чтобы выжить в столь зверских условиях, нужно было видеть смысл своей жизни, смотреть на все происходящее со стороны и осознавать, что это - лишь часть жизненного пути, который не заканчивается в стенах концлагеря. Достаточно было лишь абстрагироваться и понять: впереди еще вся жизнь. Автор находил спасение через любовь и в любви к своей жене: любовь "...сосредоточена на духовном существовании любимого, его внутренней сущности", и было совсем не обязательно физическое присутствие любимого человека. Мысли о жене спасали его в трудные времена, помогали найти в себе силы, давали заключенному убежище от духовной бедности и отчаяния. Человек вынесет почти любое "как", если будет знать, "зачем" ему жить.
Немало случаев, когда люди действительно переставали видеть "свет в конце тоннеля". Большинство действительно теряли веру в будущее,а вместе с тем и духовную стойкость. Автор вспоминает надзирателя Ф., уверенного в том, что война кончится 30-го марта. Однако при приближении срока, 30 марта, его состояние ухудшилось, и он скончался на следующий день. "Внезапная потеря мужества может иметь смертельное действие,"- говорит Франкл, с чем нельзя не согласиться. Жизнь становилась бессмысленной, когда люди переставали воспринимать тяжести лагеря как "проверку на прочность", испытание для своей внутренней силы; они начинали жить прошлым,не видя возможности будущего, презирали свою жизнь. Они считали, что лучшее позади; возможности остались в прошлом, в то время, как возможности были в настоящем. Нахождение в лагере можно было "превратить" во внутренний триумф, незабываемый опыт.

 Многие теряли веру, не видели ни цели, ни смысла жизни, именно поэтому, находясь как-то вечером в бараке-землянке, автор решает оказать товарищам душевную помощь. В темноте, слыша лишь их дыхание, доктор стремится напомнить окружающим: каждый, кто остался в живых, имеет надежды. Все можно восстановить: профессию, положение в обществе, здоровье, семью. Испытания, выпавшие на их долю, лишь сделают их сильнее, послужат невероятно ценным опытом, помогут им в дальнейшем. Он упоминает и судьбу, которая ни раз удивляла и спасала их.

   Жизнь невозможна без страданий; они являются её неотъемлемой частью, именно поэтому их нужно вынести достойно. Надежду нельзя терять; мужество они обязаны сохранить. Не стоит стыдиться своих слез - они - лишь показатель того, что человек обладает мужеством страдать. Оказавшись в таких чудовищных условиях, нужно решить, как нести свое бремя. Нужно  принять страдание как единственную и уникальную задачу; такую же уникальную, как и их собственные судьбы: неповторимые, индивидуальные, особенные. После своей речи автор увидел товарищей с глазами, полными слез; это были глаза людей, которые только что обрели надежду.  

 

Третьей стадией была психология заключенного, который уже освобожден.Автор назвал это деперсонализацией.
Они были вынуждены учиться заново радоваться, верить в происходящее и принимать реальность. Порой освобожденные сталкивались с абсолютным безразличием знакомых. Кому-то было тяжело от ощущения разочарования по возвращении к прежней жизни, ведь в лагере старались внушить, что он страдает не зря, что есть то, ради чего нужно жить, однако многих никто уже не ждал...
Бывшим узникам было трудно понять, как они смогли пережить все ужасы концлагерей, однако теперь они знали - после всех страданий бояться уже нечего.

Говоря о свободе в концлагере, можно сделать лишь один вывод: ничто не сможет отнять у человека свободу выбора. Человек может сохранить духовную свободу и преодолеть апатию, раздражимость; у человека можно отнять все, кроме одного - его последней свободы. Даже находясь в чудовищных условиях, будучи рабами, можно было сделать свой выбор самостоятельно: каждую минуту нужно было принимать решение, от которого зависела его дальнейшая жизнь. Всякий сам выбирал свой путь: отказаться ли от своего достоинства, чтобы "...втиснуться в стереотип лагерника" или сохранить честь и достоинство. Личность, которой становился заключенный, является результатом внутреннего выбора, а не только влияния лагеря..

Таким образом, свобода – это всегда свобода выбора и принятия своей участи, выбора позиции, которую человек занимает, сталкиваясь со своей судьбой. Именно духовная свобода придает жизни смысл и цель.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: