Тема: Психологические механизмы восприятия

Группа 20

Дата – 14.05.2020

Дисциплина – Психология общения

Преподаватель – Рогова Ольга Викторовна

Время проведения занятия – 10:45-13:10

Тема учебного занятия: Психологические механизмы восприятия.

1. Изучить теоретический материал в приложении, в презентации, в документе PDF (приложение 1).

2. Посмотреть видеолекции по теме:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=12&v=TSHonJYuYc&feature=emb_logo

https://www.youtube.com/watch?time_continue=705&v=f5HUVvtdKuw&feature=emb_logo

3. На основе изученного и просмотренного материала составить конспект лекции с записью психологических терминов (ВНИМАНИЕ: конспект лекции присылать не надо; данный материал будет необходим при сдаче дифференцированного зачета).

4. Ответить на вопросы по изученному материалу (приложение 2).

5. Выполненное домашнее задание необходимо предоставить в любом доступном формате (скан, фотография, документ MS Word) преподавателю либо по электронной почте olga.rogova.70@bk.ru, либо в личном сообщении в Вконтакте в срок до 09:00 16.05.2020.

ВНИМАНИЕ!!! Название файла (сообщения) должно содержать дату урока, фамилию студента и группу. Например: 14.05. - Петрова И – 20 группа.

 

Приложение 1

Лекция № 7

Тема: Психологические механизмы восприятия

В процессе познания другого человека воспринимаются не только физические, но и поведенческие характеристики объекта, формируются представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях. Структура межличностного восприятия включает в себя 3 компонента: субъект, объект и сам процесс межличностного восприятия. В связи с этим все исследования в области межличностной перцепции можно разделить на две группы:

> ориентированные на изучение содержательной стороны (характеристику субъекта и объекта восприятия, их свойств и т. п.);

> фиксирующие внимание на процессуальной составляющей (анализе механизмов и эффектов восприятия).

В первом случае исследуются приписывания (атрибуции) друг другу различных черт, причин поведения партнёров по общению (каузальная атрибуция), роль установки при формировании первого впечатления и т. п. Во втором - механизмы познания и различные эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга. К психологическим механизмам, обеспечивающим процесс восприятия и понимания другого человека, относят:

- идентификацию, эмпатию (обеспечивают познание и понимание людьми друг друга);

- рефлексию (познание самого себя);

- аттракцию (формирование эмоционального отношения к человеку).

В процессе общения человек познает себя через понимание другого человека, осознавая оценку себя этим другим и сопоставляя себя с ним. Идентификация - способ понимания другого человека через уподобление себя ему. В этом случае предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

Под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание и понимание другого, но и знание того, как этот другой понимает меня.

Эмпатия также является особым способом понимания другого человека. Согласно К. Роджерсу, эмпатия является не состоянием, а скорее процессом, суть которого заключается во вхождении в личностный мир другого и пребывание в нем «как дома», при постоянной чувствительности к его изменяющимся переживаниям. Можно выделить три существенные особенности эмпатического процесса:

1) сохранение в эмпатическом процессе собственной позиции эмпатирующего, благодаря которой существует психологическая дистанция между ним и эмпатируемым;

2) наличие в эмпатии сопереживания, а не просто эмоционально положительного отношения эмпатирующего к эмпатируемому;

3) динамичный (процесс, действие), а не статичный (состояние, способность) характер феномена эмпатии.

В эмпатии можно выделить следующие компоненты: когнитивный (понимание эмоционального состояния другого человека), эмоциональный (сопереживание или сочувствие, которые испытывает субъект к другому лицу), конативный (стремление оказать помощь). Полный эмпатический процесс включает в себя сопереживание, сочувствие и содействие. Однако наблюдаются и усеченные формы эмпатии - сопереживание или сочувствие.

В процессе межличностного восприятия люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют по отношению друг к другу определенные отношения. Область исследований, связанная с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название аттракции. Буквально аттракция - «привлечение», но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия «аттракция». Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Процесс аттракции - возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека. Выделяют различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Среди эффектов межличностного восприятия наиболее исследованы эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности.

Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок (положительная переоценка называется еще «эффектом Полианны», отрицательная оценка - «дьвольским» эффектом). Эффект ореола наиболее ярко проявляется, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветлить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.

Тесно связаны с этим эффектом и эффекты «первичности» и «новизны». Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях, когда воспринимается незнакомый человек, преобладает эффект первичности. Он состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказываем большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект новизны заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.

Каузальная атрибуция рассматривается, как изучение попыток человека понять причину и следствие тех событий, свидетелем которых он является. При этом он опирается на ту информацию, которую может получить об этих явлениях. Однако если этой информации оказывается недостаточно, а потребность сделать причинный вывод остается, человек в такой ситуации начинает не столько искать истинные причины, сколько приписывает их интересующему его социальному объекту.

Каждый человек обладает системой схем причинности, и всякий раз поиск причин, объясняющих «чужое» поведение, так или иначе, вписывается в одну из таких существующих схем. «Каузальная схема» - это своеобразная общая концепция данного человека о возможных причинах поведения человека.

Существуют типичные ошибки атрибуции:

- мотивационные, включающие в себя различного рода «защиты» (пристрастия, приписывание успеха - себе, неуспеха - обстоятельствам);

- фундаментальные, включающие в себя переоценку личностных факторов и недооценку ситуационных. К ним относятся: ошибки «ложного согласия» (правильной интерпретацией считается совпадающая с «моим» мнением); ошибки, связанные с неравными возможностями поведения (в определенных ролях гораздо «легче» проявить собственные позитивные качества); ошибки, возникающие из-за большого доверия к конкретным фактам, чем к общим суждениям.

Г. Келли выделяет 4 принципа определения причинности: ковариации, обесценивания, усиления и систематического искажения.

Сущность принципа ковариации заключается в том, что эффект приписывается той причине, которая совпадает с ним во времени.

Согласно принципу усиления, приоритет отдается причине, встречающей препятствие; она усиливается в сознании воспринимающего самим фактом наличия такого препятствия. Принцип обесценивания реализуется, когда при наличии альтернатив одна из причин отбрасывается из-за того, что есть конкурирующие причины. Принцип систематического искажения предполагает, что в суждениях о людях недооцениваются факторы ситуации и переоцениваются факторы личностных характеристик.

Какой из принципов будет включен в построение вывода о поведении другого человека, зависит от многих обстоятельств, в частности от так называемых «каузальных ожиданий» личности.

Установки являются важнейшим фактором, определяющим межличностное восприятие и притяжение. Сходство в установках усиливает чувство симпатии к мнимым незнакомцам, причём симпатия проявляется в большей мере тогда, когда сходство обнаруживается по важным качествам, а различие - по второстепенным. Одна из трудностей, связанных с установками в межличностном восприятии, связана с тем, что многие из наших установок обусловлены предубеждениями относительно тех или иных явлений или людей, рационально обсуждать которые достаточно трудно.

Следует отметить, что предубеждения отличаются от стереотипов. Если стереотип представляет собой обобщение, которого придерживаются члены одной группы относительно другой, то предубеждение предполагает еще и суждение в терминах «плохой» или «хороший», которое мы выносим о людях, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.

 

Приложение 2

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: