Что такое медиаинформационная грамотность?

Тема занятия «Информационно-медийное сопровождение деятельности»

Цель: изучить основные понятия по теме.

Задачи:

· Рассмотреть виды источников информации;

· Познакомиться с понятиями «информационная» и «медиаинформационная грамотность»,«киберсоциализация»;

· Познакомиться с информационнно-медийным напрвлением РДШ.

· Закрепить навык использования «скрайбинг-технологии».

 

Правильное использование информации, которую получают из различных источников медиа, зависит от нескольких фак­торов: от умения критически мыслить; от умения отбирать информацию от аналитических способностей потребителя информации.

Что такое информация?

Информация – знания, факты, представленные в доступной для понимания форме. Она может быть передана при помощи различных технологий или при личном общении.

Существуют различные информационные материалы, кон­тент, которые отличаются друг от друга по степени надежно­сти, точности, ценности. И здесь надо ответить для себя на несколько вопросов: «Какой источник в каждом конкретном случае будет наиболее надежным для получения информа­ции»? «Какие источники являются объективными, качествен­ными и лишенные скрытых мотивов»?

Источники информации

Категории источников информации   Признаки Виды текстов
Первичные оригинальные источни­ки, не предполагающие интерпретации инфор­мации Отчет, фотографии, днев­ник, хроники, официаль­ные документы, элек­тронные послания
Вторичные данные, полученные из внешних источников, либо собственная ин­формация, полученная ранее по другому пово­ду, с другими целями. Научные книги, журна­лы, критический анализ, интерпретация данных
Третичные Компиляция, первич­ных и вторичных источ­ников Указатели, рефераты, эн­циклопедии, базы данных

Что такое информационная грамотность?          

 

«Информационная грамотность – это набор компетенций, не­обходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, ис­пользуемой для анализа проблем и принятия решения».

Навыки информационной грамотности:

Навыки Вопросы
Понимание своих информационных потребностей Какую проблему я решаю? Что я хочу найти?
Поиск источников информации Какой источник использовать? Первич­ный, Вторичный? Третичный? Интер­нет? Книги? Телевидение?
Поиск информации К кому обращаться за помощью в поис­ке информации? Где ее искать?
Анализ качества информации Как узнать, надежна ли данная инфор­мация?
Хранение информации Как правильно и эффективно организо­вать хранение многочисленной инфор­мации?
Авторское право, этические принципы журналиста Как следует правильно использовать полученную информацию, чтобы не на­рушить авторские права создателей информации?
Представление информации Как можно представить мою информа­цию?

 

Что такое медиаинформационная грамотность?

 

«Медиаинформационная грамотность – это система базовых компетенций человека, позволяющая ему эффективно вы­страивать коммуникационные отношения в обществе на всех уровнях медиаактивности».3

Медиаинформационная грамотность включает следующие навыки:

 

Навыки Оценка навыков по медийно-информационной грамотности
Творческие и эстетические Умеет: – сочинять и рассказывать истории; – выражать свои чувства словами, образами и музыкой. – проявлять свою индивидуальность в процессе создания медиа контента. – анализировать смысл сообщений, сопостав­ляя свои ценностные установки с представлен­ными в медиа. Знает: – основополагающие принципы авторского права. – собственные медиа потребности, развивает свое понимание медиа.
Интерактивные – пробует работать в различных для себя ролях. – принимает участие в дискуссиях, учитывает точку зрения оппонента. – понимает разницу между частным и публичным пространством в медиа, есть представления о многочисленных способах вовлеченности в медиа. – работает в команде.
Безопасности – знает о возрастных ограничениях на медиа контент, – знает, что надо обратиться к взрослым, когда возникают проблемы с использованием медиа. – знает основы безопасного использования Ин­тернета, умеет защитить информацию и конфи­денциальность в сети. – знает и соблюдает нормы общения и правиль­ного поведения в Интернете.
Навыки по управлению информацией использует различные источники информации. – понимает, что полученная информация может быть дополнена или опровергнута, что приведет к возникновению нового знания. – умеет искать информацию по различным ка­налам и методикам. – применяет разные методики обработки полу­ченной информации. – понимает как выбирать самую важную инфор­мацию для своих текстов.

 

Безусловно, создание своего авторского медиаконтента – лучший способ научиться анализировать контент, который создан другими пользователями.

Для того чтобы процесс по созданию медиаконтента не имел спонтанного, несистемного характера, необходимо выработать отдельный план работы по данному направлению. Например, издание школьной или лагерной га­зеты, журнала, выпуски радиопередач, создание видеосюже­тов о жизни школы, лагеря, отряда, класса. При этом важно оценить, доступные вам материалы, их разнообразие.

Уровни использования медиаконтента в школах, обществен­ных организациях:

 

Уровень Признаки
Элементарный В работе используются преимущественно печат­ные материалы (иллюстрации, книги, комиксы и т.д.), презентации, стенгазеты
Базовый В работе используются электронные и печат­ные материалы. Дети активно действуют: пишут и слушают тексты; создают постеры, снимают простые видеоролики. Идет коллективное об­суждение работ
Продвинутый Используются разнообразные медиа источники. Дети создают различный медиаконтент: видеоо­черки, хроники школьной смены, детского отды­ха, школьные издания, блоги. Участвуют в медиа Фестивалях, конкурсах

 

На рубеже XX–XXI вв. началась эпоха киберсоциализации человека — время обретения навыков личностного развития и социального взаимодействия в киберпространстве.

КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА – социализация личности в киберпространстве – процесс качественных изменений структуры самосознания личности и мотивационно-потребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет-технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности.

Четыре основных направления киберсоциализации человека, ставших новыми опосредованными видами деятельности личности в Сети:

1. Коммуникация в киберпространстве (коммуникация в Сети или киберкоммуникация) представляет собой деятельность по установлению и развитию контактов между людьми посредством киберпространства. Включает в себя: обмен информацией, взаимное её смысловое и экспрессивное восприятие, попытки влияния друг на друга.

Основные опасности киберкоммуникации:

• троллинг — размещение в киберпространстве интернет-среды (чаще всего на форумах, в интернет-сообществах, на страницах блогов и т.п.) провокационных сообщений и/или комментариев с целью вызвать спор ради спора, создать конфликтную ситуацию между участниками, спровоцировать взаимные оскорбления и т.п. Такого интернет-хулигана, занимающегося троллингом, называют троллем, что совпадает с названием враждебного человеку мифологического существа. Троллинг является настоящим социальным феноменом: ведь троллями не рождаются, троллями становятся, часто эволюционируя в буллеров (занимающихся буллингом), в результате развития девиантного поведения в процессе воспитания, совершенствования навыков агрессивной и провокационной киберкоммуникации;

• кибербуллинг — использование возможностей и свойств киберкоммуникации, чтобы запугать человека, как правило, сообщениями угрожающего содержания или размещением неправдивой, а также компрометирующей информации о нем. Корни кибербуллинга кроются в распространенном поведении маленьких детей и подростков, которые часто дразнят и обзывают друг друга в целях притеснения (буллинг). Кибербуллинг может перерасти в киберхарассмент и даже секстинг (пересылку сообщений, фото и видео интимного содержания);

• киберхарассмент — сетевое домогательство в виде прямых или косвенных оскорблений и угроз, недоброжелательных замечаний, грубых шуток или инсинуаций, нежелательных электронных писем или звонков на сотовый (мобильный) телефон, показ оскорбительных или унизительных фотографий, видео и т.п., вплоть до секстинга.

2. Досуг в киберпространстве (досуг в Сети или кибердосуг) – деятельность во время, свободное от работы, учебы и домашних обязанностей, используемое для отдыха, восстановления, расслабления, хобби, игры и других культурных занятий, которое человек проводит посредством ресурсов киберпространства. Основной опасностью досуга в киберпространстве является кибераддикция (зависимость от киберпространства) как вид нехимической зависимости; психическое расстройство, проявляющееся в навязчивом желании человека погрузиться в среду, созданную посредством электронных, компьютерных, цифровых, мультимедиа и интернеттехнологий и средств сотовой (мобильной) связи.

3. Познание в киберпространстве (познание в Сети или киберпознание) представляет собой деятельность в процессе приобщения к знаниям человечества, хранящимся в киберпространстве, необходимым человеку для понимания опыта жизнедеятельности и взаимодействия с миром, с другими людьми и с самим собой.

4. Работа в киберпространстве (работа в Сети или кибертруд) – деятельность, осуществляемая человеком в киберпространстве, в процессе которой он, используя орудия труда, воздействует на реальность, меняя и используя её в целях создания продуктов труда, необходимых для удовлетворения своих потребностей в условиях реальной жизнедеятельности и в киберпространстве. Основной опасностью работы в киберпространстве является относительная ненормированность труда, поскольку человек нередко вынужден, стремясь быстро добиться успеха и удержаться на востребованных позициях, трудиться чуть ли не по геймерской формуле «24×7» (двадцать четыре часа умножить на семь дней в неделю), пренебрегая правилами гигиены труда, что наносит непоправимый вред его психофизическому здоровью (накапливается усталость, начинают болеть глаза, портится осанка и многое др.), в результате чего развиваются соответствующие заболевания.

Итак, подведем итоги. Мы познакомились с понятием «информация», рассмотрели ее источники. Узнали что такое «информационная и медиаинформационная грамотность» и какие навыки они предполагают. Определили уровни использования медиаконтента в школах и обществен­ных организациях. Познакомились с понятием «киберсоциализация», основными ее направлениями и опасностями, которые каждое направление в себе таит. Со структурой информационно-медийного направления РДШ вы ознакомитесь в презентации. Для чего с ней знакомиться? Ну во первых наше учреждение – «Первичное отделение РДШ», если вы забыли. А во вторых, при определенной корректировке эти знания можно применить в любой организации.

 

Список используемых источников:

1. Информационно-медийное сопровождение вожатской деятельности: Методические рекомендации // Авторы-составители: Т. Н. Владимирова, А. В. Фефелкина / Под общей редакцией Т. Н. Владимировой. – Москва: МПГУ, 2017. – 54 с.

2. В.А. Плешаков «Методические рекомендации по информационно-медийному направлению деятельности Российского движения школьников», Редакционный совет: Плешаков В.А., Чурикова Я.А., Поцелуев Д.Ю., Головенькина А.Н., Седова Е., Чернышев М., Ходорыч А.В. – Москва: МПГУ, 2016. – 54 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: